|
Театр и кинематограф в АлбанииАлбанская трудовая партия и правительство республики обращают большое внимание на развитие театрального искусства. Раньше в стране не было ни одного театра. После освобождения страны от фашистских захватчиков открыты театры в Тиране, Дурресе, Корче, Эльбасане и др. городах. Для них отбираются лучшие исполнители кружков художественной самодеятельности, широко развитой в стране. Постановки в театрах А. осуществляются силами албанских режиссёров (А. Пано, А. Мало, П. Сти-лу и др.); режиссёрской деятельностью занимаются также ведущие албанские актёры М. Пони, П. Гьека и др. Созданы первые албанские патриотические пьесы на актуальные темы: «Сомнительные друзья» М. Каламаты, разоблачающая враждебную деятельность американской и английской миссий в Тиране, антифашистская комедия «Дом Пён» К. Иакова, показывающая предательскую роль католического духовенства и др. Албанские театры ставят русские советские и классические пьесы. Театральные деятели СССР оказывают молодому театральному искусству Албании большую помощь творческими консультациями, режиссёрской и педагогической работой с театральными коллективами. Первые театральные представления в стране были осуществлены театральным кружком в поселке Тесторати (1874). Большую роль в создании национальной драматургии сыграли писатели-просветители и деятели т. н. национального возрождения (2-я половина 19 в.) С. Фрашери, М. Грамено, Ф. Ноли, А. Чаюпи и др., пьесы которых сохраняются в репертуаре современного театра А. После провозглашения национальной независимости А. (1912) получило распространение любительское театральное движение. В годы оккупации страны итало-немецкими войсками (1939—44) были организованы партизанские театры. В 1944 на основе этих театров создан первый профессиональный театр — Народный театр в Тиране. Здесь ставились исторические пьесы албанских авторов, русская и советская драматургия. Установление народной власти способствовало появлению в репертуаре пьес исторических, о национально-освободительной борьбе албанского народа против итало-немецких оккупантов, о новой жизни албанской деревни, которые писали драматурги С. Питарка, Б. Левоня, Ф. Пачрами, И. Уручи. Театр ставил классическую драматургию — произведения Шекспира, Шиллера, Мольера и др. В 60-е гг. в репертуар театров включаются албанские националистические и китайские пьесы. Профессиональные театры созданы в городах Шкодер (1949), Корча (1950), Дуррес (1953). Среди режиссёров заслуженные артисты НРА П. Стилу, А. Пано и др.; актёры: народные артисты НРА Л. Ковачи (умер в 1963), М. Пони, Н. Фрашери и др.; заслуженные артисты НРА М. Логореци, Б. Левоня (умер в 1968), Б. Имами, М. Стефаг, Л. Филипи, К. Роши, Т. Курти и др. Многие албанские актёры и режиссёры учились в Советском Союзе. В 1959 в Тиране создано Высшее актёрское училище имени А. Моисси. С 1953 издаётся журнал «Nendori», в котором освещаются вопросы театра. Сценическое искусство существовало еще в эпоху античности, о чем свидетельствуют археологические раскопки театров и амфитеатров (ок. 4–3 вв. до н.э.). Национальная драматургия возникла во 2-й пол. 19 в. Видные драматурги этого периода – А.Сантори, С.Фрашери, Ф.Ноли. Большинство произведений ставились любительскими театрами. После Первой мировой войны театры и труппы возникли во всех крупных городах Албании (Тиране, Шкодере, Корче, Влёре, Дурресе, Гирокастре, Эльбасане). Существовали театральные общества, среди них «Братство», «Богдани», «Клятва албанцев» (в Шкодере), «Молодёжь Корчи» и «Друг искусства» (в Корче). В период Второй мировой войны возник любительский партизанский театр. В мае 1945 в Тиране открылся первый профессиональный театр – Государственный театр (Народный театр). Последовало создание театров в других городах: в Шкодере (Театр им. Мичени, 1949), в Корче (Театр им. Чаюпи, 1950) и в Дурресе (Театр им. Моисеи, 1953). Позднее, в 1956, в Тиране был основан Государственный театр оперы и балета. В 1959 была поставлена первая албанская национальная опера Мрика П.Яковы. Крупнейшим театральным центром сегодня является Тирана. Здесь расположены Национальный театр, Театр оперы и балета, Варьете-шоу и Кукольный театр, построенный в 1920-е. В репертуаре театров представлен широкий диапазон постановок классической драматургии, так и современных авторов. Кинематограф в Албании появился в 1911–1912. В начале 1950-х при помощи СССР была создана кинопромышленность. Первые албанские фильмы были преимущественно документальными. В 1945 в Тиране был основан «Албанский институт кино», на базе которого в 1952 построена Киностудия «Новая Албания» (с 1990-х – «Албафильм»). Выпускались преимущественно патриотические фильмы, пронизанные. Одним из первых опытов албанской художественной кинематографии стал фильмВеликий воин Албании Скандербег (1954, режиссер С.И.Юткевич), снятый совместно с советскими кинематографистами и получивший премию Каннского кинофестиваля. Основная тематика фильмов 1960-х – борьба албанского народа против итальянских и немецких захватчиков в годы Второй мировой войны. Производство художественных фильмов в начале 1980-х возросло до 14 в год. Активно развивалась документалистика и мультипликация. Всего к началу 1990-х кинематографистами Албании снято около 200 художественных фильмов различного жанра – от исторических эпопей до детского и семейного кино. В конце 1980-х в Албании насчитывалось более 450 кинотеатров. После падения тоталитарного режима политические ограничения с кинематографа были сняты, но отсутствие финансовых средств и технических возможностей тормозит развитие албанского кино. Новые фильмы снимаются небольшими студиями, в т.ч. частными, возникшими на месте центральной киностудии. В конце 1990-х открыто ряд новых кинотеатров, особенно в больших городах (напр., «Милленеум» в Тиране). В кинопрокате в основном демонстрируется западное и американское кино. Определенной популярностью по-прежнему пользуется старое албанское кино. |
Loading
|