Центральный Дом Знаний - Архитектура и изобразительное искусство Албании

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Я учусь (закончил(-а) в
Всего ответов: 2690

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Архитектура и изобразительное искусство Албании

Древнейшие художественные памятники на территории современной А. относятся к 1-му тыс. до н. э. (иллирийские укрепления из крупных необработанных каменных блоков; литые бронзовые украшения, найденные в могильниках). От античной эпохи (с 7 в. до н. э.) сохранились остатки оборонительных сооружений, общественных и жилых зданий, архитектурных деталей, мозаик, керамики на месте греческих колоний (Аполлония Иллирийская, Бутринт,

Средневековая крепость Розафат в Шкодере.

Дуррес и др.) и римских укрепленных городов (Эльбасан и др.). В средние века в церковной архитектуре А. в центральном и южном районах преобладали сооружения византийского типа — церкви в сёлах Лявдари (местность Опари), Мборья (обе 13—14 вв.), в г. Воскопоя (17—18 вв.), а в северных районах, где сильно было влияние католицизма, — романского типа (собор в с. Шаси, церкви в сёлах Вау-и-Дейес, Оботи, все — 13 в.). С распространением ислама (с 15 в., но главным образом с 17 в.) в городах А. появляются дворцы знати (сараи), закрытые рынки (безистени), мечети (в Эльбасане, Шкодере, Тиране и др. городах). До середины 20 в. в большинстве городов А. преобладали 2-этажные жилые дома, каменные или с каменным нижним и дощатым или фахверковым верхним этажом, крытые черепицей. В лесистых районах дома были дощатыми, в приморских — глинобитными, саманными или тростниковыми с глиняной обмазкой, В антисейсмических целях в каменную кладку городских и сельских домов вводились деревянные брусья, В горных районах до начала 20 в. наряду с 1—2-этажными каменными домами, возводились «кулы» — башнеобразные З-этажные строения с навесными бойницами,

Мост у с. Меси близ Шкодера. 17 — 18 вв.


Живопись средневековой А. развивалась под сильным влиянием Византии. Ранние памятники фресковой живописи относятся к 12—14 вв. (росписи церкви Троицы в Лявдари, церквей в монастырях близ сёл Рубику и Пояни и др.). С 16 в. византийские традиции ослабевают, в А. проникают отзвуки итальянского Возрождения. Художники-монументалисты (мастер Онуфрий из Неокастра, его сын Николай и др.) работают в более реалистичной манере, варьируя традиционные композиции. Реалистические тенденции нарастают в творчестве живописца Давида из Селеницы (росписи церкви Николая в Воскопое, 18 в.). С середины 18 в. монументальная живопись переживает упадок. Ведущую роль приобретает иконопись; до начала 20 в. остававшаяся основным видом изобразительного искусства А. и продолжавшая сохранять византийские традиции. В период т. н. национального возрождения (2-я половина 19 в.), в связи с ослаблением влияния ислама, препятствовавшего изображению живых существ, впервые появляется станковая живопись (портрет и пейзаж), а в 1920-х гг. — скульптура. Б это время выдвигается ряд художников, получивших профессиональное образование, — С. Дзега, С. Рота и др.

Роспись мечети Хаджи-Этхем-бея в Тиране. 1794 — 1821.


В современных городах А. сосуществуют кварталы, сохранившие средневековый облик, кварталы, возникшие в первые десятилетия 20 в., регулярно распланированные и более благоустроенные, и современная застройка: 3—5-этажные дома, кирпичные, с балконами-лоджиями. В сёлах и рабочих посёлках — малоэтажные дома, построенные по типовым проектам.

В изобразительном искусстве А. 2-й половине 40-х — 50-х гг. 20 в. укреплялось реалистическое направление. В живописи получили развитие различные жанры: исторический, бытовой, портрет, пейзаж (С. Рота, В. Мио, Н. Займи, С. Кацели и др.). В 40-х гг. появились первые произведения графики(карикатура, книжная иллюстрация, плакат). Скульпторы О. Паскали, Я. Пачо, К. Хоши, А. Мано и др. выступили с портретами, жанровыми композициями, монументальной скульптурой. Народное декоративно-прикладное искусство А. представлено традиционными филигранными серебряными украшениями для одежды, шерстяными, главным образом безворсовыми коврами, деревянными бытовыми предметами, покрытыми мелким полихромным узором. Сквозная и высокорельефная деревянная резьба в интерьерах культовых и жилых сооружений заменяется в 19 в. гипсовой лепкой и декоративной росписью стен.

Лит.: Прокофьева М., Художники Албании, «Искусство», 1959, №4, с. 27—33; Пузанова В., Дамо Д., Некоторые памятники монументальной живописи 13—14 вв. В Албании, «Studia Albanica», 1965, №2, их же, О творчестве албанского средневекового художника Онуфрия, там же, 1966, № 1; Adhami S.,Monumentete kultures nё Shqiperi, Tirane, 1958.


Древнейшие архитектурные памятники иллирийской культуры на территории Албании относятся ко 2 и 1 тыс. до н.э. С античных времен сохранились многочисленные памятники зодчества (до 4–5 вв. н.э.), созданные греками и римлянами (остатки крепостных сооружений, акведуки и мосты, общественные бани и жилые здания). В средние века на территории Албании формируется христианская религиозная архитектура: на севере – католического типа, в южных районах – греко-православного. В период османского господства в городах на юге страны появляется турецкий архитектурный стиль (дворцы, крепости, мечети и медресе, мосты, фонтаны, публичные бани, рынки и др.).

Онуфрий из Неокастра. «Давид». Деталь фрески церкви св. Николая в с. Шельцан. Середина 16 в.


До середины 20 в. в большинстве албанских городов преобладали двухэтажные каменные жилища, крытые черепицей. В сельских районах строились деревянные дома; в прибрежных областях доминировали глинобитные, саманные или тростниковые жилища с глиняной обмазкой. Для Северной Албании в прошлом характерны дома-башни (кулы) крепостного типа из серого и белого камня. В современных городах преобладает массовая типовая застройка многоэтажными домами, в сельских районах – кирпичными двухэтажными домами; традиционная архитектура сохранилась в ряде исторических центров городов, а также в некоторых сельских и горных районах.

Средневековая живопись развивалась под сильным византийским влиянием. В период раннего Ренессанса в творчестве живописцев усиливается итальянское влияние. Наиболее известный живописец этого периода – Онуфрий Киприоти. В живописи 18 в. господствовали реалистические элементы стиля барокко (Давид из Селяницы, Констандини Шпатараку). В сер. 18 в. ведущую роль в изобразительном искусстве приобретает иконопись. Созданный в этот период художественный стиль доминировал вплоть до начала 20 в. В период национального возрождения (сер. 19 в.) впервые появляется станковая живопись. Ведущее место среди живописцев 1-й пол. 20 в. занимают представители школы западного импрессионизма (В.Мио, А.Зенг и др.). Были представлены и такие направления, как романтизм и реализм. В скульптуре, возникшей в 1920-х., доминировал портретизм и монументализм.

Произведения современных мастеров выставляются в Национальной галерее искусств, Международном культурном центре (бывший мавзолей Энверы Ходжи), Академии декоративных искусств, а также в музеях, частных галереях др. В столице открыты несколько независимых галерей керамики.

Богатые традиции имеет декоративно-прикладное искусство – обработка серебра (литьё, филигрань, украшения одежды), резьба по камню и дереву, чеканные металлические изделия, керамика. Албанские мастера славятся изготовлением шерстяных ковров ручной работы. В настоящее время правительство выделяет субсидии на развитие изделий кустарного промысла.

Давид из Селеницы. «Ктитор». Деталь фрески церкви св. Николая в Воскопое. 1724.











Мужской портрет (возможно, Демосфена) из Аполлонии. Мрамор. 3 в. Музей в Аполлонии.













Колоннада церкви св. Николая в Воспокое. 18в.


Loading

Календарь

«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24