Центральный Дом Знаний - Албанцы

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Я учусь (закончил(-а) в
Всего ответов: 2690

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Албанцы

Албанцы (самоназвание в единственном числе шкиптар, shqiptar),

1) нация, основное население Албании; численность в Албании — около 1855 тыс. чел. (1966). Около 1 млн. А. живёт в Югославии (главным образом в Косово и Метохии и Македонии), несколько тысяч в Греции, 100—150 тыс. чел. в Италии (южные области и остров Сицилия). Небольшое число А. проживает в Турции, Болгарии, Румынии; в СССР (Одесская и Запорожская область УССР) — 5 тыс. А. Албанский язык принадлежит к индоевропейской семье языков, в которой составляет самостоятельную ветвь. 71% верующих А. — мусульмане, 19% — православные, 10% — католики. Относительно этногенеза А. мнения различны: одни учёные (в т. ч. албанские) признают основным элементом их формирования иллирийцев, другие — фракийцев. Римское господство в Иллирии (2 в. до н. э. — 4 в. н. э.) оставило некоторые следы в языке и культуре А. В средние века на албанских землях шла непрерывная борьба между византийцами, болгарами, норманнами, сербами и др., что наложило отпечаток на этнический облик А. Этноним «албанцы», упоминаемый впервые во 2 в. как племенное название, с 11 в. стал распространяться на всех обитателей современной Албании.

Турецкое владычество (конец 15 в. — 1912) затормозило историческое развитие Албании. В условиях феодальной раздробленности нарушались хозяйственные связи между областями, углублялись диалектальные различия; на первый план выдвинулись областные наименования А. Старый этноним «албанцы» был постепенно заменен новым «шкиптар», по которому отличались говорящие понятно, по-албански, т. е. «шкип», от иноземцев. Во 2-й половине 18 — начале 19 вв. образовались 2 основных наименования областей Албании и их обитателей: «Тоскерия» и «тоски» на Ю. и «Гегерия» и «геги» на С.

Этническая консолидация А., протекавшая в условиях непрерывного сопротивления турецкому господству, особенно усилилась в середине 19 в., когда начали возникать капиталистические отношения и развернулась острая борьба за национальное самоопределение. Победа народной революции в Албании (1944) и переход к построению социализма обусловили национальное сплочение А. О хозяйстве и культуре А. см. в статье Албания.

Лит.: Арш Г. Л., Сенкевич И. Г.,. Смирнова Н. Д., Краткая история Албании. М., 1965; Historia е Shqipërisë, v. 1 — 2, Tiranë, 1959 — 65. 


АЛБАНЦЫ   (самоназвание    Shqi petar — ш к ип e т а р)— народ,   населяющий Албанию. Числен­ность свыше  2,5 млн.   чел., в том числе в Алба­нии 1.025 тыс. человек (1945) — 92%   её населе­ния;  в Греции — 50—60 тыс.,  из них до 40 тыс. в пограничной, албанской по населению, Чамерии (откуда   в  1945  тысячи   А.   бежали  от зверских преследований греч. монархо-фашистов); в Югосла­вии — около 900 тыс. (б.  ч. в Косове и Метохии, в Македонии и в Черногории), небольшое количество А. живот в СССР (Молдавская ССР и Запорожская обл.  УССР),  Болгарии, Румынии (имеется значи­тельная  группа албанцев)'; ок.  150 тыс. — в Ита­лии (б. ч. па Ю. и на о-ве Сицилия), кула их предки бежали от турецкого завоевания (15 в.); до 60 тыс. эмигрантов А. —из Италии и  Албании — пересели­лось в 19—20 вв. за океан, б. ч. в США. Албанские эмигранты имеются также в Аргентине, Австралии, значительное количество А. проживает в странах Ближнего Востока (Египет, Сирия, Турция и др.).

Памятники языка А. сохранились только с 15 в., однако формирование языка и культуры А. вос­ходит к глубокой древности. А., как доказали совет­ские учёные Марр, Державин и другие, происходят от яфетических прото-иллиро-фракийских племён (пеласгов), населявших с древнейшего времени Бал­канский п-ов. В современном языке и культуре ал­банцев много славянских элементов. Массовое слия­ние с албанцами части южнославянских племён {болгаро-македонских на Ю. и сербских на С), рас­селившихся на территории Албании еще с 5—7 вв., и многовековые тесные хозяйственно-политические, религиозные и культурные связи со славянскими государствами усилили и закрепили черты общности культуры, обусловленные родством происхождения и древнекультурпой основы (яфетической, неласг-ской) А. и других балканских народов; в тоже вре­мя сближение со славянством помогло А. сохранить своеобразие этнического облика, избегнув угрожав­шей им с 3. романизации, затем эллинизации под властью Византии и отуречения под игом османов. Связи со славянством ускоряли на разных этапах истории А. их экономич. и общественно-политич. развитие, формирование языка и культуры: еще на ранних стадиях своей истории А. переняли у сла­вян орудия и методы земледелия и ремесла, типы жилищ, средств передвижения, оружие, утварь, обувь и нек-рые элементы национальной одежды. Впоследствии А. нашли в лице русского народа-ведущего среди народов СССР — лучшего друга и освободителя.

По наречиям албанского языка и этиографич. признакам А. делятся на г е г о в (на С.) и т о с-ков (на Ю.), граничащих но р. Шкумби. С 1908 у всех А.— общий национальный алфавит (на латин­ской основе). Из антронологич. типов среди А. пре­обладает (особенно на С. и В.) брахицефальный.

Основным занятием А. в течение многих веков было горно-пастбищное животноводство, а на Ю. и на по­бережье— земледелие. Распространено изготовление брынзы и козьего сыра, вина из тутовых ягод и вино­градного. После второй мировой войны, в результа­те победы народно-демократич. строя, экономика Албании быстро преображается, а с нею изменяются занятия и весь облик А. В земледелии вводятся но­вые с.-х. культуры; буйвол в упряжке, деревянная соха, примитивные (б. ч. ручные) с.-х. орудия усту­пают место трактору и современным с.-х. машинам. Аграрная реформа ликвидировала феодальное зем­левладение и передала землю в руки трудящихся. Крепнет с.-х. кооперация, образцовые государствен­ные с.-х. фермы и машинно-тракторные станции насаждают новую агротехнику. Албания индустриа­лизируется, растёт национальный рабочий^ класс.

Жилище албанцев в Северной и Средней Алба­нии — четырёхугольное в 1—2 этажа, б. ч. из камня, окна узкие, крыша плоская или односкатная. Рас­пространены массивные дома-башни в 3—4 этажа (кулла). Для Ю.и В. страны характерны обилиеширо-ких окон и выступ 2-го этажа, образующий крытую веранду на колоннах. Национальная одежда чрез­вычайно живописна: у гегов — длинные суконные панталоны (в Сев. Албании — узкие, в Средней Ал­бании — широкие, собранные у щиколоток), беш­мет и короткая куртка, богато вышитая, украшен­ная шнурками, позументами, эполетами («джур-ди»), различными у каждого племени. У тосков — шаровары до колен, суконные гамаши, открытая куртка с откинутыми на спину широкими рука­вами.   Праздничный и военный наряд тосков —«фустана» — короткая складчатая юбочка (поверх шаровар). На голове А. носят род фески. Женская одежда А.— шаровары до щиколоток, вышитая бе­лая рубаха с широкими рукавами, двойной (спереди и сзади) фартук (славянского происхождения), тём­ное верхнее платье (в нек-рых районах севера носят юбки, иногда колоколообразной формы), головной платок. Обувь А.— кожаные сандалии («опинцы»).

Широко распространена также одежда общеевропей­ского типа, особенно в городах. Приклады ружей и рукоятки кинжалов и изогнутых ножей, к-рые обычно носят А.-мужчины, часто бывают украшены резьбой.

Родонлеменная организация тосков исчезла в 19 в. У горцев-гегов еще в 20 в. сохранялось деление на племена (фис), фратрии (байрак), роды (мегала) и дворы (пши — «дом»). Их возглавляли наследст­венные старейшины, совет старейшин и сход домо­хозяев. Важнейшие группы племён гегов — матия, мирдиты и малисорские («горские») племена. С родо-нлеменным делением гегов было связано преобла­дание общинно-родового землевладения, экзогамия, обычаи кровной мести, иммунитетов (беса), побратим­ства, гостеприимства и'др. В ходе демократич. пере­стройки Албании с 1945 кровная месть и другие ар-хаич. пережитки быстро отмирают. Среди верующих А. около 72, 8%—мусульмане (геги—сунниты, а то­ски б.ч. сектанты—бекташн). Около х/3— христиа­не: католики—10,06% (преимущественно на севере) и православные —17,14%. Распространяющееся в современной демократической Албании научное ми­ровоззрение успешно вытесняет отжившие рели­гиозные представления. Культурный облик А. быстро преображается. До 1945 около 90% ал­банцев были неграмотны. В демократич. Албании взрослое население обучается в тысячах школ, кружков ликвидации безграмотности и на кур­сах: за три года (1946—48) численность грамот­ных удвоилась. А. с помощью народов СССР лик­видируют историческую хозяйственную и куль­турную отсталость своей страны, закладывают экономич. фундамент социализма и создают свою новую культуру.

Лит Селящее А. М., Славянское население в Албании, София, 1931; его же, Полог него болгарское население Историч., этнографии, и диалектологич. очер­ки Сев.-Зап. Македонии. София, 1929; Niederle L., Slovanske starozitnosti. Dl.l—2, Praha. 1902—25; Ц в и j и Ь J о в а н, Балканско полуостров и jymuocnoBeHCKe земле, кн. 1—2, Београл. 1922—31; Chataignea u J. et Si о п т.. Pays Balcaniques. в кн.: Geographie universelle, publiee sous la direction de P. Vidal de la Blache et L. Gallois. t.7, part.2, P., 1 934 


Албанцы (албshqiptarët; см. также, арнауты), балканский народ, основное население Албании, а также частично признанного государства Косово и северного Эпира, входящего в состав Греции. Также проживают в северно-западных районах Македонии, Сербии и других странах.

Общая численность около 8 миллионов человек. Не существует никакой официальной статистики рассматривающей вопросы процентного кол-ва верующих православных, католиков и мусульман. Оценки соотношений кол-ва верующих 3 разных группп различны, или даже противоречивы. В начале 20 века соотношение между христианами и мусульманами было почти равным (47 % католиков и православных и 53 % мусульман). По данным более современного источника СИА Уорлд Фактбук - соотношение кол-ва верующих разных религий таково — мусульмане 70 %, православные 20 %, католики 10 %. Однако, по данным Пью Рисёрч Сентер по состоянию на 2009 процентное мусульман в Албании было даже 79.9%. В то же время, как на тот же 2009 согласно мировой христианской энциклопедии, только лишь 38% являются Мусульманами, а 36% составляют Христиане. Согласно же Госдепу США, рейтинг лиц, принимающих активное участие в религиозной жизни и службах в храмах составляет всего между 25 и 40%. Возможно на соотношение религиозных групп наложило отпечаток то, что в период правления Энвера Ходжи в Албании насильно насаждался атеизм.

Происхождение названия «Албания» и «А.» неясно, оно отмечено в источниках начиная с II века и связывается рядом этимологов с индоевропейским *alb- 'гора' или лат. albus 'белый'. Современное их самоназвание — от shqip- 'говорящий понятно'. В Греции существует также народная этимология от гречαλβανος, αρβανιτης 'грубый, дикий'. Также есть предположение, что название страны и народа происходит от иллирийского «olba» — «селение». 

Наиболее распространённой в науке является точка зрения, возводящая этногенез албанцев к иллирийским племенам, в основном дарданцам. Первые упоминания об А. относятся к XI веку. В составе албанского этноса имеются несколько этнических групп, прежде всего гегерийцы (жители севера Албании и Косова), воинственные и с патриархальным укладом жизни, и тоски(жители промышленно развитого юга Албании).

Согласно энциклопедическому словарю Брокгауза и Ефрона, А. — прямые потомки древних пеласгов, язык которых они сохранили до сих пор, с теми, конечно, переменами, которые произошли в нём в течение тысячелетий.

[править]Османская эпоха

В XIV—XV вв. албанцы после значительного сопротивления во главе с Георгием Скандербегом попали под господство турок. Во время турецкого господства большинство албанцев приняли ислам. Ряд семей албанского происхождения играл значительную роль в администрации Османской империи, из них вышло несколько великих визирей империи. Вместе с тем православные албанцы (а также ряд исламских лидеров, такие, как Али-паша Тебелинский) участвовали в борьбе в XVII—XIX вв. против турок. Государственность албанцев восстановлена в 1912 после Первой балканской войны; тогда же, в процессе распада Османской империи, албанское меньшинство оказалось также в Югославии (Македония, Косово и Метохия).

В 1940—1980-е годы в Албании действовал сталинистский режим Энвера Ходжи, проводивший политику изоляционизма. Во второй половине 1980-х годов Албания, уровень жизни в которой был крайне низким, открыла границы. В связи с этим началась массовая миграция А. в Грецию и Италию.

В 1990-е А. заявили о планах создать свою государственность в сербском крае Косово и Метохия (получивший при поддержке войск НАТО после 1999 фактическую независимость от Сербии; А. уже в первой половине ХХ века стали составлять в нём подавляющее большинство населения) и некоторых районах Македонии. Этногенез А. крайне сложный и запутанный, на данном этапе науки (в связи с отсутствием исследований митохондриальной ДНК) все теории о этногенезе народа являются не более, чем вольными гипотезами. Исходя из наличных документов Болгарского Царства и Византийской империи, первое упоминание об А. в границах нынешнего государства относится к Х веку. В это время их ареал ограничен горами Северной Албании - Мирдита, Дукагини, Малиссия. В пользу этого убеждения говорит доминирование албанских (язык "Shqip") топонимов данного региона и дефицит славянских, столь обычных для Южной Албании (Лаберия, Тоския). Похоже, не случайно совпадение названий для государств "кавказская Албания и "Албания", возможно, северо-восточные азери имеют общих предков со "шкиптарами", а именно - с очагом этногенеза шкиптар - гегами северных гор. В 12 - 14 веках - расселение А. с северных гор в долины и на юг, ассимиляция романизированных ранее иллирийцев и бесследное исчезновение последних. На юге Албании, населенной славянами, а также романизированными македонцами, сарматами и венетами (последние романизированные народы - исходный "продукт" для аромунов) происходит распространение языка без существенного генетического влияния А. В пользу этого предложения свидетельствует тот факт, что по антропологическому типу геги-северяне - очень разнообразны с преобладанием динарского и восточно-кавказского типа (расы?), а южане (тоски и лабы) относятся преимущественно к альпийской расе и в некоторых случаях - с влиянием динарской и индо-иранской (ирано-афганская и ферганская подрасы) рас. К 16 веку заканчивается ассимиляция шкиптарами славян и романизированного населения на севере нынешней Албании, а к концу 17 века - распространение языка "шкиптар" (тоскский вариант) на юге - в Лаберии и Тоскии. Есть также более позднее славянское, турецкое и греческое влияние, но оно носило преимущественно локальный генетический или культурный характер. 

Проблема расселения А. является дискуссионной в связи с современными этническими конфликтами между А. и сербами, албанцами имакедонцами, А. и греками.

В 1270—1280-х гг. албанское население начало массовый спуск на равнину возле города Диррахий. Из сообщения императора Иоанна Кантакузина следует, что А. переселялись целыми общинами вместе с женщинами, детьми и скотом.

А. мигрировали в Македонию тремя путями: Дукаджинский (северный) направлялся через Полог к Скопье и Куманово. Малисорский вел от Охридк Пелагонии и Повардарью. Тоскский (южный) — от Преспы к Лерину.

В XIV в. А. и валахи упоминаются в районе Калканделен и Скопье, на что указывают не только упоминания в актовом материале, но и конкретные имена: Прогон, Радул, Фрацил, позднее Гьин.

В грамоте Душана (1334/1335) упоминается село Арбанаси вблизи Прилепа, а в районе отмечено присутствие и влахов, и А.-католиков.

После победы при Ахелое (1359) над Никифором II Ангелом албанцы начали заселение Этолии и Акарнании, называемых также Малой Валахией.

К XV в. наибольшее число А. было зарегистрировано в вилайете Калканделен, нахии Манастир, нахии Филорина и в вилайете Пирлипе. После военной экспедиции Георгия Кастриоти в Италию началась албанская колонизация Апулии. Есть мнение, что первоначальной родиной А. была не Албания в ее нынешних границах и не Кавказская Албания (Алванк), а некая территория на западе Дакии, где сохранились не романизированные дакские племена. В пользу этого - фонетическая близость албанского языка с дакскими наречиями и некоторыми диалектами современного румынского в западной Валахии, отсутствие нативных слов, относящихся к морской терминологии (это означает, что албанцы вряд ли переселялись с Кавказа, ведь в последнем случае они неминуемо должны были мигрировать через приморские территории Черного моря и более-менее длительно пребывать в приморских регионах). 

А. разделяются по языку и обычаям на две основные подгруппы:

  • Геги — северные албанцы, населяют Северную Албанию, Македонию, Косово, Черногорию, преимущественно мусульмане и католики.

  • Тоски — южные албанцы, населяют Южную, Центральную Албанию и Грецию, преимущественно мусульмане и православные.

Между 13-16 веками из-за бурных политических событий на Балканах, главные из которых — крестовые походы, ослабление Византийской империи и становление Османской, из албанского этноса выделилось две крупные субэтнические эксклавные группы, постепенно развившиеся в самостоятельные народы в настоящее время слабо связанные со своей исторической родиной. К ним относятся:

  • Арнауты (арваниты) — православные албанцы республики Греция (Пелопоннес, Аттика, Беотия, Афины, о-ва Эвбея, Андрос и др.) Родной —арнаутский язык, большинство уже сильно затронула эллинизация.

  • Арбереши — А.-католики, основной регион проживания которых — Южная Италия и Сицилия. Большинство сильно затронула итальянизация.

Характерная черта обеих субэтнических групп — их архаичное самоназвание (эндоэтноним), которое сохраняет ранее преобладавший во всём албаноязычном ареале романский по происхождению корень «алб» (видоизменённые арб, арв) из лат. albus «белый». В самой Албании позднее уже в новое время получило распространение самоназвание «шкип» (shqip), от алб. «понятный», «тот, кого можно понять».

Известные А.:

  • Мать Тереза (Агнес Бояджиу).

  • Яков Дзодза — албанский писатель и публицист XX века.

  • Джон Белуши — американский актёр, родился в семье албанских иммигрантов.

  • Джеймс Белуши — американский актёр, родился в семье албанских иммигрантов.

  • Лека Дукаджини — албанский князь XV века, основатель так называемого «Кануна» — свода правил, дающего право албанцам жить патриархальным укладом.

  • Элайза Душку — американская актриса, албанка по отцу.

  • Мухаммед Али Египетский — турецкий наместник в Египте.

  • Ахмет Зогу — албанский государственный деятель, в 1928—1939 король.

  • Исмаил Кадаре — крупнейший албанский прозаик и поэт.

  • Георг Кастриоти (Скандербег) — вождь антиосманского албанского восстания, национальный герой Албании, воспеваемый в народных песнях.

  • Жетан Кельменди — ветеран Армии Освобождения Косова, албанский журналист и поэт.

  • Джордж Клуни — известный голливудский актёр, также имеющий албанские корни (однако в меньшей степени, чем ирландские).

  • Инва Мула — известная албанская оперная певица.

  • Фан Ноли — албанский религиозный и политический деятель, епископ.

  • Шпенд Соллаку Ноэ — албанский поэт, писатель, журналист, переводчик и политический деятель.

  • Беджет Иса Паколли — бизнесмен.

  • Юлиана Паша — албанская певица.

  • Ибрагим Ругова — писатель, лидер албанцев Косова.

  • Хашим Тачи — командир Армии Освобождения Косова, премьер-министр Косова.

  • Али-паша Тепеленский — номинальный вассал Османской империи, фактический правитель Албании и части Греции.

  • Наим Фрашери — писатель, национальный поэт Албании.

  • Лазар Фундо — албанский революционер, журналист и писатель, один из основателей Коммунистической партии Албании, деятель Коминтерна.

  • Рамуш Харадинай — лидер Армии освобождения Косова, бывший премьер-министр Косова.

  • Энвер Ходжа — диктатор Албании.

Loading

Календарь

«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24