|
АлбанцыАлбанцы (самоназвание в единственном числе шкиптар, shqiptar), 1) нация, основное население Албании; численность в Албании — около 1855 тыс. чел. (1966). Около 1 млн. А. живёт в Югославии (главным образом в Косово и Метохии и Македонии), несколько тысяч в Греции, 100—150 тыс. чел. в Италии (южные области и остров Сицилия). Небольшое число А. проживает в Турции, Болгарии, Румынии; в СССР (Одесская и Запорожская область УССР) — 5 тыс. А. Албанский язык принадлежит к индоевропейской семье языков, в которой составляет самостоятельную ветвь. 71% верующих А. — мусульмане, 19% — православные, 10% — католики. Относительно этногенеза А. мнения различны: одни учёные (в т. ч. албанские) признают основным элементом их формирования иллирийцев, другие — фракийцев. Римское господство в Иллирии (2 в. до н. э. — 4 в. н. э.) оставило некоторые следы в языке и культуре А. В средние века на албанских землях шла непрерывная борьба между византийцами, болгарами, норманнами, сербами и др., что наложило отпечаток на этнический облик А. Этноним «албанцы», упоминаемый впервые во 2 в. как племенное название, с 11 в. стал распространяться на всех обитателей современной Албании. Турецкое владычество (конец 15 в. — 1912) затормозило историческое развитие Албании. В условиях феодальной раздробленности нарушались хозяйственные связи между областями, углублялись диалектальные различия; на первый план выдвинулись областные наименования А. Старый этноним «албанцы» был постепенно заменен новым «шкиптар», по которому отличались говорящие понятно, по-албански, т. е. «шкип», от иноземцев. Во 2-й половине 18 — начале 19 вв. образовались 2 основных наименования областей Албании и их обитателей: «Тоскерия» и «тоски» на Ю. и «Гегерия» и «геги» на С. Этническая консолидация А., протекавшая в условиях непрерывного сопротивления турецкому господству, особенно усилилась в середине 19 в., когда начали возникать капиталистические отношения и развернулась острая борьба за национальное самоопределение. Победа народной революции в Албании (1944) и переход к построению социализма обусловили национальное сплочение А. О хозяйстве и культуре А. см. в статье Албания. Лит.: Арш Г. Л., Сенкевич И. Г.,. Смирнова Н. Д., Краткая история Албании. М., 1965; Historia е Shqipërisë, v. 1 — 2, Tiranë, 1959 — 65. АЛБАНЦЫ (самоназвание Shqi petar — ш к ип e т а р)— народ, населяющий Албанию. Численность свыше 2,5 млн. чел., в том числе в Албании 1.025 тыс. человек (1945) — 92% её населения; в Греции — 50—60 тыс., из них до 40 тыс. в пограничной, албанской по населению, Чамерии (откуда в 1945 тысячи А. бежали от зверских преследований греч. монархо-фашистов); в Югославии — около 900 тыс. (б. ч. в Косове и Метохии, в Македонии и в Черногории), небольшое количество А. живот в СССР (Молдавская ССР и Запорожская обл. УССР), Болгарии, Румынии (имеется значительная группа албанцев)'; ок. 150 тыс. — в Италии (б. ч. па Ю. и на о-ве Сицилия), кула их предки бежали от турецкого завоевания (15 в.); до 60 тыс. эмигрантов А. —из Италии и Албании — переселилось в 19—20 вв. за океан, б. ч. в США. Албанские эмигранты имеются также в Аргентине, Австралии, значительное количество А. проживает в странах Ближнего Востока (Египет, Сирия, Турция и др.). Памятники языка А. сохранились только с 15 в., однако формирование языка и культуры А. восходит к глубокой древности. А., как доказали советские учёные Марр, Державин и другие, происходят от яфетических прото-иллиро-фракийских племён (пеласгов), населявших с древнейшего времени Балканский п-ов. В современном языке и культуре албанцев много славянских элементов. Массовое слияние с албанцами части южнославянских племён {болгаро-македонских на Ю. и сербских на С), расселившихся на территории Албании еще с 5—7 вв., и многовековые тесные хозяйственно-политические, религиозные и культурные связи со славянскими государствами усилили и закрепили черты общности культуры, обусловленные родством происхождения и древнекультурпой основы (яфетической, неласг-ской) А. и других балканских народов; в тоже время сближение со славянством помогло А. сохранить своеобразие этнического облика, избегнув угрожавшей им с 3. романизации, затем эллинизации под властью Византии и отуречения под игом османов. Связи со славянством ускоряли на разных этапах истории А. их экономич. и общественно-политич. развитие, формирование языка и культуры: еще на ранних стадиях своей истории А. переняли у славян орудия и методы земледелия и ремесла, типы жилищ, средств передвижения, оружие, утварь, обувь и нек-рые элементы национальной одежды. Впоследствии А. нашли в лице русского народа-ведущего среди народов СССР — лучшего друга и освободителя. По наречиям албанского языка и этиографич. признакам А. делятся на г е г о в (на С.) и т о с-ков (на Ю.), граничащих но р. Шкумби. С 1908 у всех А.— общий национальный алфавит (на латинской основе). Из антронологич. типов среди А. преобладает (особенно на С. и В.) брахицефальный. Основным занятием А. в течение многих веков было горно-пастбищное животноводство, а на Ю. и на побережье— земледелие. Распространено изготовление брынзы и козьего сыра, вина из тутовых ягод и виноградного. После второй мировой войны, в результате победы народно-демократич. строя, экономика Албании быстро преображается, а с нею изменяются занятия и весь облик А. В земледелии вводятся новые с.-х. культуры; буйвол в упряжке, деревянная соха, примитивные (б. ч. ручные) с.-х. орудия уступают место трактору и современным с.-х. машинам. Аграрная реформа ликвидировала феодальное землевладение и передала землю в руки трудящихся. Крепнет с.-х. кооперация, образцовые государственные с.-х. фермы и машинно-тракторные станции насаждают новую агротехнику. Албания индустриализируется, растёт национальный рабочий^ класс. Жилище албанцев в Северной и Средней Албании — четырёхугольное в 1—2 этажа, б. ч. из камня, окна узкие, крыша плоская или односкатная. Распространены массивные дома-башни в 3—4 этажа (кулла). Для Ю.и В. страны характерны обилиеширо-ких окон и выступ 2-го этажа, образующий крытую веранду на колоннах. Национальная одежда чрезвычайно живописна: у гегов — длинные суконные панталоны (в Сев. Албании — узкие, в Средней Албании — широкие, собранные у щиколоток), бешмет и короткая куртка, богато вышитая, украшенная шнурками, позументами, эполетами («джур-ди»), различными у каждого племени. У тосков — шаровары до колен, суконные гамаши, открытая куртка с откинутыми на спину широкими рукавами. Праздничный и военный наряд тосков —«фустана» — короткая складчатая юбочка (поверх шаровар). На голове А. носят род фески. Женская одежда А.— шаровары до щиколоток, вышитая белая рубаха с широкими рукавами, двойной (спереди и сзади) фартук (славянского происхождения), тёмное верхнее платье (в нек-рых районах севера носят юбки, иногда колоколообразной формы), головной платок. Обувь А.— кожаные сандалии («опинцы»). Широко распространена также одежда общеевропейского типа, особенно в городах. Приклады ружей и рукоятки кинжалов и изогнутых ножей, к-рые обычно носят А.-мужчины, часто бывают украшены резьбой. Родонлеменная организация тосков исчезла в 19 в. У горцев-гегов еще в 20 в. сохранялось деление на племена (фис), фратрии (байрак), роды (мегала) и дворы (пши — «дом»). Их возглавляли наследственные старейшины, совет старейшин и сход домохозяев. Важнейшие группы племён гегов — матия, мирдиты и малисорские («горские») племена. С родо-нлеменным делением гегов было связано преобладание общинно-родового землевладения, экзогамия, обычаи кровной мести, иммунитетов (беса), побратимства, гостеприимства и'др. В ходе демократич. перестройки Албании с 1945 кровная месть и другие ар-хаич. пережитки быстро отмирают. Среди верующих А. около 72, 8%—мусульмане (геги—сунниты, а тоски б.ч. сектанты—бекташн). Около х/3— христиане: католики—10,06% (преимущественно на севере) и православные —17,14%. Распространяющееся в современной демократической Албании научное мировоззрение успешно вытесняет отжившие религиозные представления. Культурный облик А. быстро преображается. До 1945 около 90% албанцев были неграмотны. В демократич. Албании взрослое население обучается в тысячах школ, кружков ликвидации безграмотности и на курсах: за три года (1946—48) численность грамотных удвоилась. А. с помощью народов СССР ликвидируют историческую хозяйственную и культурную отсталость своей страны, закладывают экономич. фундамент социализма и создают свою новую культуру. Лит Селящее А. М., Славянское население в Албании, София, 1931; его же, Полог него болгарское население Историч., этнографии, и диалектологич. очерки Сев.-Зап. Македонии. София, 1929; Niederle L., Slovanske starozitnosti. Dl.l—2, Praha. 1902—25; Ц в и j и Ь J о в а н, Балканско полуостров и jymuocnoBeHCKe земле, кн. 1—2, Београл. 1922—31; Chataignea u J. et Si о п т.. Pays Balcaniques. в кн.: Geographie universelle, publiee sous la direction de P. Vidal de la Blache et L. Gallois. t.7, part.2, P., 1 934 Албанцы (алб. shqiptarët; см. также, арнауты), балканский народ, основное население Албании, а также частично признанного государства Косово и северного Эпира, входящего в состав Греции. Также проживают в северно-западных районах Македонии, Сербии и других странах. Общая численность около 8 миллионов человек. Не существует никакой официальной статистики рассматривающей вопросы процентного кол-ва верующих православных, католиков и мусульман. Оценки соотношений кол-ва верующих 3 разных группп различны, или даже противоречивы. В начале 20 века соотношение между христианами и мусульманами было почти равным (47 % католиков и православных и 53 % мусульман). По данным более современного источника СИА Уорлд Фактбук - соотношение кол-ва верующих разных религий таково — мусульмане 70 %, православные 20 %, католики 10 %. Однако, по данным Пью Рисёрч Сентер по состоянию на 2009 процентное мусульман в Албании было даже 79.9%. В то же время, как на тот же 2009 согласно мировой христианской энциклопедии, только лишь 38% являются Мусульманами, а 36% составляют Христиане. Согласно же Госдепу США, рейтинг лиц, принимающих активное участие в религиозной жизни и службах в храмах составляет всего между 25 и 40%. Возможно на соотношение религиозных групп наложило отпечаток то, что в период правления Энвера Ходжи в Албании насильно насаждался атеизм. Происхождение названия «Албания» и «А.» неясно, оно отмечено в источниках начиная с II века и связывается рядом этимологов с индоевропейским *alb- 'гора' или лат. albus 'белый'. Современное их самоназвание — от shqip- 'говорящий понятно'. В Греции существует также народная этимология от греч. αλβανος, αρβανιτης 'грубый, дикий'. Также есть предположение, что название страны и народа происходит от иллирийского «olba» — «селение». Наиболее распространённой в науке является точка зрения, возводящая этногенез албанцев к иллирийским племенам, в основном дарданцам. Первые упоминания об А. относятся к XI веку. В составе албанского этноса имеются несколько этнических групп, прежде всего гегерийцы (жители севера Албании и Косова), воинственные и с патриархальным укладом жизни, и тоски(жители промышленно развитого юга Албании). Согласно энциклопедическому словарю Брокгауза и Ефрона, А. — прямые потомки древних пеласгов, язык которых они сохранили до сих пор, с теми, конечно, переменами, которые произошли в нём в течение тысячелетий. В XIV—XV вв. албанцы после значительного сопротивления во главе с Георгием Скандербегом попали под господство турок. Во время турецкого господства большинство албанцев приняли ислам. Ряд семей албанского происхождения играл значительную роль в администрации Османской империи, из них вышло несколько великих визирей империи. Вместе с тем православные албанцы (а также ряд исламских лидеров, такие, как Али-паша Тебелинский) участвовали в борьбе в XVII—XIX вв. против турок. Государственность албанцев восстановлена в 1912 после Первой балканской войны; тогда же, в процессе распада Османской империи, албанское меньшинство оказалось также в Югославии (Македония, Косово и Метохия). В 1940—1980-е годы в Албании действовал сталинистский режим Энвера Ходжи, проводивший политику изоляционизма. Во второй половине 1980-х годов Албания, уровень жизни в которой был крайне низким, открыла границы. В связи с этим началась массовая миграция А. в Грецию и Италию. В 1990-е А. заявили о планах создать свою государственность в сербском крае Косово и Метохия (получивший при поддержке войск НАТО после 1999 фактическую независимость от Сербии; А. уже в первой половине ХХ века стали составлять в нём подавляющее большинство населения) и некоторых районах Македонии. Этногенез А. крайне сложный и запутанный, на данном этапе науки (в связи с отсутствием исследований митохондриальной ДНК) все теории о этногенезе народа являются не более, чем вольными гипотезами. Исходя из наличных документов Болгарского Царства и Византийской империи, первое упоминание об А. в границах нынешнего государства относится к Х веку. В это время их ареал ограничен горами Северной Албании - Мирдита, Дукагини, Малиссия. В пользу этого убеждения говорит доминирование албанских (язык "Shqip") топонимов данного региона и дефицит славянских, столь обычных для Южной Албании (Лаберия, Тоския). Похоже, не случайно совпадение названий для государств "кавказская Албания и "Албания", возможно, северо-восточные азери имеют общих предков со "шкиптарами", а именно - с очагом этногенеза шкиптар - гегами северных гор. В 12 - 14 веках - расселение А. с северных гор в долины и на юг, ассимиляция романизированных ранее иллирийцев и бесследное исчезновение последних. На юге Албании, населенной славянами, а также романизированными македонцами, сарматами и венетами (последние романизированные народы - исходный "продукт" для аромунов) происходит распространение языка без существенного генетического влияния А. В пользу этого предложения свидетельствует тот факт, что по антропологическому типу геги-северяне - очень разнообразны с преобладанием динарского и восточно-кавказского типа (расы?), а южане (тоски и лабы) относятся преимущественно к альпийской расе и в некоторых случаях - с влиянием динарской и индо-иранской (ирано-афганская и ферганская подрасы) рас. К 16 веку заканчивается ассимиляция шкиптарами славян и романизированного населения на севере нынешней Албании, а к концу 17 века - распространение языка "шкиптар" (тоскский вариант) на юге - в Лаберии и Тоскии. Есть также более позднее славянское, турецкое и греческое влияние, но оно носило преимущественно локальный генетический или культурный характер. Проблема расселения А. является дискуссионной в связи с современными этническими конфликтами между А. и сербами, албанцами имакедонцами, А. и греками. В 1270—1280-х гг. албанское население начало массовый спуск на равнину возле города Диррахий. Из сообщения императора Иоанна Кантакузина следует, что А. переселялись целыми общинами вместе с женщинами, детьми и скотом. А. мигрировали в Македонию тремя путями: Дукаджинский (северный) направлялся через Полог к Скопье и Куманово. Малисорский вел от Охридк Пелагонии и Повардарью. Тоскский (южный) — от Преспы к Лерину. В XIV в. А. и валахи упоминаются в районе Калканделен и Скопье, на что указывают не только упоминания в актовом материале, но и конкретные имена: Прогон, Радул, Фрацил, позднее Гьин. В грамоте Душана (1334/1335) упоминается село Арбанаси вблизи Прилепа, а в районе отмечено присутствие и влахов, и А.-католиков. После победы при Ахелое (1359) над Никифором II Ангелом албанцы начали заселение Этолии и Акарнании, называемых также Малой Валахией. К XV в. наибольшее число А. было зарегистрировано в вилайете Калканделен, нахии Манастир, нахии Филорина и в вилайете Пирлипе. После военной экспедиции Георгия Кастриоти в Италию началась албанская колонизация Апулии. Есть мнение, что первоначальной родиной А. была не Албания в ее нынешних границах и не Кавказская Албания (Алванк), а некая территория на западе Дакии, где сохранились не романизированные дакские племена. В пользу этого - фонетическая близость албанского языка с дакскими наречиями и некоторыми диалектами современного румынского в западной Валахии, отсутствие нативных слов, относящихся к морской терминологии (это означает, что албанцы вряд ли переселялись с Кавказа, ведь в последнем случае они неминуемо должны были мигрировать через приморские территории Черного моря и более-менее длительно пребывать в приморских регионах). А. разделяются по языку и обычаям на две основные подгруппы:
Между 13-16 веками из-за бурных политических событий на Балканах, главные из которых — крестовые походы, ослабление Византийской империи и становление Османской, из албанского этноса выделилось две крупные субэтнические эксклавные группы, постепенно развившиеся в самостоятельные народы в настоящее время слабо связанные со своей исторической родиной. К ним относятся:
Характерная черта обеих субэтнических групп — их архаичное самоназвание (эндоэтноним), которое сохраняет ранее преобладавший во всём албаноязычном ареале романский по происхождению корень «алб» (видоизменённые арб, арв) из лат. albus «белый». В самой Албании позднее уже в новое время получило распространение самоназвание «шкип» (shqip), от алб. «понятный», «тот, кого можно понять». Известные А.:
|
Loading
|