Поэма Н. В. Гоголя "Мертвые
души” — величайшее произведение мировой
литературы. В омертвении душ персонажей
— помещиков, чиновников, Чичикова —
писатель усматривает трагическое
омертвение человечества, унылое движение
истории по замкнутому кругу. Сюжет
"Мертвых душ” (последовательность
встреч Чичикова с помещиками) отражает
представления Гоголя о возможных
степенях деградации человека."Один за
другим следуют у меня герои один пошлее
другого”,— отмечал писатель. В самом
деле, если Манилов еще сохраняет в себе
некоторую привлекательность, то Плюшкин,
замыкающий галерею помещиков-крепостников,
уже открыто назван "прорехой на
человечестве”. Создавая
образы Манилова, Коробочки, Ноздрева,
Собакевича, Плюшкина, писатель прибегает
к общим приемам реалистической типизации
(изображение деревни, господского дома,
портрета хозяина, кабинета, разговора
о городских чиновниках и мертвых душах).
При необходимости дается и биография
персонажа. В образе
Манилова запечатлен тип праздного,
мечтателя, "романтического” бездельника.
Хозяйство помещика находится в полном
упадке. "Дом господский стоял на юру,
то есть на возвышении, открытом всем
ветрам, каким только вздумается по
дуть...” Ворует ключница, "глупо и без
толку готовится на кухне”, "пусто в
кладовой”, "нечистоплотны и пьяницы
слуги”. А между тем воздвигнута "беседка
с плоским зеленым куполом, деревянными
голубыми колоннами и надписью: "Храм
уединенного размышления”. Мечты Манилова
вздорны и нелепы. "Иногда... говорил он
о том, как бы хорошо было, если бы вдруг
от дома провести подземный ход или через
пруд выстроить каменный мост...” Гоголь
показывает, что Манилов пошл и пуст,
реальных духовных интересов у него нет.
"В его кабинете всегда лежала какая-то
книжка, заложенная закладкою на
четырнадцатой странице, которую он
постоянно читал уже два года”. Пошлость
семейной жизни (отношения с женой,
воспитание Алкида и Фемистоклюса),
приторная слащавость речи ("майский
день”, "именины сердца”) подтверждают
проницательность портретной характеристики
персонажа. "В первую минуту разговора
с ним не можешь не сказать: "Какой
приятный и добрый человек!” В следующую
минуту разговора ничего не скажешь, а
в третью скажешь: "Черт знает что такое!”
— и отойдешь подальше; если не отойдешь,
почувствуешь скуку смертельную”. Гоголь
с потрясающей художественной силой
показывает мертвенность Манилова,
никчемность его жизни. За внешней
привлекательностью скрывается духовная
пустота. Образ
накопительницы Коробочки лишен уже тех
"привлекательных” черт, которые
отличают Манилова. И снова перед нами
тип — "одна из тех матушек, небольших
помещиц, которые... набирают понемногу
деньжонок в пестрядевые мешочки,
размещенные по ящикам комодов”. Интересы
Коробочки всецело сконцентрированы на
хозяйстве. "Крепколобая” и "дубинноголовая”
Настасья Петровна боится продешевить,
продавая Чичикову "мертвые души”.
Любопытна "немая сцена”,.которая
возникает в этой главе. Аналогичные
сцены находим почти во всех главах,
показывающих заключение сделки Чичикова
с очередным помещиком. Это особый
художественный прием, своеобразная
временная остановка действия, позволяющая
с особой выпуклостью показать духовную
пустоту Павла Ивановича и его собеседников.
В финале третьей главы Гоголь говорит
о типичности образа Коробочки, о
незначительной разнице между ней и иной
аристократической дамой. Галерею
мертвых душ продолжает в поэме Ноздрев.
Как и другие помещики, он внутренне
пуст, возраст не касается его: "Ноздрев
в тридцать пять лет был таков же
совершенно, каким был в осьмнадцать и
двадцать: охотник погулять”. Портрет
лихого кутилы сатиричен и саркастичен
одновременно. "Это был среднего роста,
очень недурно сложенный молодец с
полными румяными щеками... Здоровье,
казалось, так и прыскало с лица его”.
Впрочем, Чичиков замечает, что один
бакенбард был у Ноздрева меньше и не
так густ, как другой (результат очередной
драки). Страсть к вранью и карточной
игре во многом объясняет то, что ни на
одном собрании, где присутствовал
Ноздрев, не обходилось без "истории”.
Жизнь помещика абсолютно бездуховна.
В кабинете "не было заметно следов
того, что бывает в кабинетах, то есть
книг или бумаги; висели только сабля и
два ружья...” Разумеется, хозяйство
Ноздрева развалено. Даже обед состоит
из блюд, которые пригорели или, напротив,
не сварились. Попытка
Чичикова купить мертвые души у Ноздрева
— роковая ошибка. Именно Ноздрев
разбалтывает на балу у губернатора
тайну. Приезд в город Коробочки, пожелавшей
узнать, "почем ходят мертвые души”,
подтверждает слова лихого
"говоруна”. Образ
Ноздрева не менее типичен, чем образ
Манилова или Коробочки. Гоголь пишет:
"Ноздрев долго еще не выведется из
мира. Он везде между нами и, может быть,
только ходит в другом кафтане; но
легкомысленно непроницательны люди, и
человек в другом кафтане кажется им
другим человеком”. Перечисленные
выше приемы типизации используются
Гоголем и для художественного восприятия
образа Собакевича. Описания деревни и
хозяйства помещика свидетельствуют об
определенном достатке. "Двор окружен
был крепкою и непомерно толстою деревянной
решеткой. Помещик, казалось, хлопотал
много о прочности... Деревенские избы
мужиков тоже срублены были на диво...
все было пригнано плотно и как
следует”. Описывая
внешность Собакевича, Гоголь прибегает
к зоологическому уподоблению: сравнивает
помещика с медведем. Собакевич —
чревоугодник. В своих суждениях о еде
он поднимается до своеобразной
"гастрономической” патетики: "У меня
когда свинина — всю свинью давай на
стол, баранина — всего барана тащи, гусь
— всего гуся!” Впрочем, Собакевичу
(этим он отличается от Плюшкина и
большинства.других помещиков) присуща
некоторая хозяйственная жилка: он не
разоряет собственных крепостных,
добивается известного порядка в
хозяйстве, выгодно продает Чичикову
мертвые души, отлично знает деловые и
человеческие качества своих
крестьян. Предельная
степень человеческого падения запечатлена
Гоголем в образе богатейшего помещика
губернии (более тысячи крепостных)
Плюшкина. Биография персонажа позволяет
проследить путь от "бережливого”
хозяина к полусумасшедшему скряге. "А
ведь было время, когда он... был женат и
семьянин, и сосед заезжал к нему
пообедать... навстречу выходили две
миловидные дочки... выбегал сын... Сам
хозяин являлся к столу в сюртуке... Но
добрая хозяйка умерла, часть ключей, а
с ними мелких забот перешла к нему.
Плюшкин стал беспокойнее и, как все
вдовцы, подозрительнее и скупее”. Вскоре
семья полностью распадается, и в Плюшкине
развиваются невиданные мелочность и
подозрительность. "... Сам он обратился
наконец в какую-то прореху на человечестве”.
Итак, отнюдь не социальные условия
привели помещика к последнему рубежу
нравственного падения. Перед нами
трагедия (именно трагедия!) одиночества,
перерастающая в кошмарную картину
одинокой старости. В
деревне Плюшкина Чичиков замечает
"какую-то особенную ветхость”. Войдя
в дом, Чичиков видит странное нагромождение
мебели и какого-то уличного хлама.
Плюшкин живет хуже, чем "последний
пастух Собакевича”, хотя он не беден.
Предостерегающе звучат слова Гоголя:
"И до какой ничтожности, мелочности,
гадости мог снизойти человек! Мог так
измениться!.. Все может статься с
человеком”. Таким
образом, помещиков в "Мертвых душах”
объединяют общие черты: праздность,
пошлость, духовная пустота. Однако
Гоголь не был бы великим писателем, если
бы ограничился лишь "социальным”
объяснением причин духовной
несостоятельности персонажей. Он
действительно создает "типические
характеры в типических обстоятельствах”,
но "обстоятельства” могут заключаться
и в условиях внутренней, психической
жизни человека. Повторяю, что падение
Плюшкина не связано прямо с его положением
помещика. Разве потеря семьи не может
сломить даже самого сильного человека,
представителя любого класса или
сословия?! Словом, реализм Гоголя включает
в себя и глубочайший психологизм. Этим-то
поэма и интересна современному
читателю. Миру мертвых
душ противопоставлена в произведении
неискоренимая вера в "таинственный”
русский народ, в его неисчерпаемый
нравственный потенциал. В финале поэмы
возникает образ бесконечной дороги и
несущейся вперед птицы-тройки. В ее
неукротимом движении писатель видит
великое предназначение России, духовное
воскресение человечества.