Общее неумытое лицо помещиков в поэме Гоголя «Мертвые души»
Общее неумытое лицо помещиков в поэме Гоголя «Мертвые души»
Вся галерея образов, данная в
первом томе «Мёртвых душ», убедительно
раскрывает внутреннее убожество и
косный, затхлый быт крепостников -
душевладельцев. Герои Гоголя — не
Онегины и Печорины, а то поместное
дворянство, которое представлено на
балу у Лариных. Внутреннюю
примитивность своих героев Гоголь
раскрывает при помощи особых художественных
приёмов. Строя портретные главы, Гоголь
подбирает такие детали, которые показывают
своеобразие каждого помещика. В результате
образы помещиков ярко индивидуализированы
и резко, выпукло очерчены. Применяя
приём гиперболы, подчёркивая и заостряя
важнейшие черты своих героев,. Гоголь
усиливает типичность этих образов,
сохраняя вместе с тем их жизненность и
реальность. Характеристику
каждого помещика Гоголь начинает с
описания обстановки, в которой тот
живёт. Пейзажные зарисовки, которыми
начинается это описание, даны так, что
уже в них раскрываются основные черты
характера того или иного героя поэмы.
Так, внешний вид усадьбы Манилова
подчёркивает и непрактичность её
хозяина, и его сентиментальную
мечтательность, и внутреннюю пустоту
человека «ни то ни сё»: «дом, построенный
на юру», «храм уединённого размышления»,
«скучно-синеватый цвет соснового леса».
Для усиления впечатления чего-то
скучного, неясного, неопределённого
привлекается и погода: «Даже самая
погода весьма кстати прислужилась: день
был Н? то ясный, не то мрачный, а какого-то
светло-серого цвета». Унылый
пейзаж, данный в серых тонах, дополняется
описанием обстановки в доме, в которой
«чего-нибудь вечно недоставало». Всё
это красноречиво характеризует владельца
поместья человека, от которого, если
скоро не отойдёшь, «почувствуете скуку
смертельную». После
описания усадьбы и дома Гоголь переходит
к авторской характеристике его
владельца. Внешность
героя даётся так, что позволяет читателю
проникнуть в его внутренний мир, легко
отгадать основные черты характера. Так,
в Манилове подчёркнуты «глаза сладкие,
как сахар», слащавость, доходящая до
приторности, прищуривание и зажмуривание
глаз от удовольствия. От
описания Гоголь переходит к показу
героя в действии Встреча Маниловым
Чичикова, состязание в любезности перед
дверью в гостиную, разговор о городских
чиновниках, угощение обедом — всё это
полнее знакомит читателя с
Маниловым. Центральным
моментом в характеристике героя является
его отношение к предложению Чичикова
продать мёртвые души. Поведение
Манилова в сцене продажи мёртвых душ
красноречиво говорит и о его
бесхозяйственности и о желании угодить
приятному гостю, о непрактичности и о
полной растерянности: он не только
отдаёт мёртвые души безвозмездно, но и
расходы по совершению купчей берёт на
себя. Но наибольшую
выразительность и своеобразие каждому
герою придаёт его речь, которая выбором
слов, построением и интонациями вскрывает
особенности его мышления, его характер
и взгляды. Слащавость
Манилова проявляется и в его лексике
(«уж такое, право, доставили наслаждение
майский день, именины сердца»;
«препочтеннейший и прелюбезнейший
человек» и т. п.), и в строении им фразы
(«Позвольте вам этого не позволить...»;
«Тогда чувствуешь какое-то, в некотором
роде, духовное наслаждение... Вот как,
например, теперь, когда случай мне
доставил счастие, можно сказать
образцовое, говорить с вами и наслаждаться
приятным вашим разговором»). Стремление
к красивой фразе вызывает в Манилове
или «паренье этакое» мысли, что он даже
не может выразить её, или приводит его
к высокопарным выражениям: «Но позвольте
доложить, не будет ли это предприятие,
или чтоб ещё более, так сказать выразиться,
негоция, так не будет ли эта негоция
несоответствующею гражданским
постановлениям и дальнейшим видам
России» Те же приёмы
применяет Гоголь для характеристики и
остальных помещиков. Усадьба,
обстановка дома, внешность героя, его
манеры и речь, манера угощенья Чичикова,
отношение к продаже мёртвых душ — всё
это разное у Коробочки, Ноздрёва,
Собакевича и Плюшкина и всё подбором
деталей и речевым своеобразием
подчёркивает основные черты характера
каждого. Каждый из
помещиков своеобразен, не похож на
других. Однако все они — помещики-крепостники,
а потому в них есть и общие, классовые
черты, порождённые феодально-крепостническим
строем. Эти черты следующие: 1)
паразитизм, жизнь за счёт крепостного
крестьянства; 2)
низменные животные интересы, отсутствие
каких-либо высоких идейных побуждений;
пошлость, притупление всех человеческих
чувств, грубый эгоизм; 3)
отсутствие общественно полезной
деятельности. Все они — «мёртвые
души». Так смотрел на
них сам Гоголь. «Будьте не мёртвые, а
живые души»,— писал он помещикам-дворянам.
Так расценивал их и Герцен, занёсший в
дневник такие свои мысли: «Мёртвые
души»? Это заглавие само носит в себе
что-то наводящее ужас. И иначе он не мог
назвать; не ревизские мёртвые души, а
все эти Ноздрёвы, Маниловы и все прочие
— вот мёртвые души, и мы их встречаем
на каждом шагу».