Центральный Дом Знаний - Общее неумытое лицо помещиков в поэме Гоголя «Мертвые души»

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Как Вы планируете отдохнуть летом?
Всего ответов: 922

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Общее неумытое лицо помещиков в поэме Гоголя «Мертвые души»

Общее неумытое лицо помещиков в поэме Гоголя «Мертвые души»

Вся галерея образов, данная в первом томе «Мёртвых душ», убедительно раскрывает внутреннее убожество и косный, затхлый быт крепостников - душевладельцев. Герои Гоголя — не Онегины и Печорины, а то поместное дворянство, которое представлено на балу у Лариных. 
    Внутреннюю примитивность своих героев Гоголь раскрывает при помощи особых художественных приёмов. Строя портретные главы, Гоголь подбирает такие детали, которые показывают своеобразие каждого помещика. В результате образы помещиков ярко индивидуализированы и резко, выпукло очерчены. Применяя приём гиперболы, подчёркивая и заостряя важнейшие черты своих героев,. Гоголь усиливает типичность этих образов, сохраняя вместе с тем их жизненность и реальность. 
    Характеристику каждого помещика Гоголь начинает с описания обстановки, в которой тот живёт. Пейзажные зарисовки, которыми начинается это описание, даны так, что уже в них раскрываются основные черты характера того или иного героя поэмы. Так, внешний вид усадьбы Манилова подчёркивает и непрактичность её хозяина, и его сентиментальную мечтательность, и внутреннюю пустоту человека «ни то ни сё»: «дом, построенный на юру», «храм уединённого размышления», «скучно-синеватый цвет соснового леса». Для усиления впечатления чего-то скучного, неясного, неопределённого привлекается и погода: «Даже самая погода весьма кстати прислужилась: день был Н? то ясный, не то мрачный, а какого-то светло-серого цвета». 
    Унылый пейзаж, данный в серых тонах, дополняется описанием обстановки в доме, в которой «чего-нибудь вечно недоставало». Всё это красноречиво характеризует владельца поместья человека, от которого, если скоро не отойдёшь, «почувствуете скуку смертельную». 
    После описания усадьбы и дома Гоголь переходит к авторской характеристике его владельца. 
    Внешность героя даётся так, что позволяет читателю проникнуть в его внутренний мир, легко отгадать основные черты характера. Так, в Манилове подчёркнуты «глаза сладкие, как сахар», слащавость, доходящая до приторности, прищуривание и зажмуривание глаз от удовольствия. 
    От описания Гоголь переходит к показу героя в действии Встреча Маниловым Чичикова, состязание в любезности перед дверью в гостиную, разговор о городских чиновниках, угощение обедом — всё это полнее знакомит читателя с Маниловым. 
    Центральным моментом в характеристике героя является его отношение к предложению Чичикова продать мёртвые души. 
    Поведение Манилова в сцене продажи мёртвых душ красноречиво говорит и о его бесхозяйственности и о желании угодить приятному гостю, о непрактичности и о полной растерянности: он не только отдаёт мёртвые души безвозмездно, но и расходы по совершению купчей берёт на себя. 
    Но наибольшую выразительность и своеобразие каждому герою придаёт его речь, которая выбором слов, построением и интонациями вскрывает особенности его мышления, его характер и взгляды. 
    Слащавость Манилова проявляется и в его лексике («уж такое, право, доставили наслаждение майский день, именины сердца»; «препочтеннейший и прелюбезнейший человек» и т. п.), и в строении им фразы («Позвольте вам этого не позволить...»; «Тогда чувствуешь какое-то, в некотором роде, духовное наслаждение... Вот как, например, теперь, когда случай мне доставил счастие, можно сказать образцовое, говорить с вами и наслаждаться приятным вашим разговором»). 
    Стремление к красивой фразе вызывает в Манилове или «паренье этакое» мысли, что он даже не может выразить её, или приводит его к высокопарным выражениям: «Но позвольте доложить, не будет ли это предприятие, или чтоб ещё более, так сказать выразиться, негоция, так не будет ли эта негоция несоответствующею гражданским постановлениям и дальнейшим видам России» 
    Те же приёмы применяет Гоголь для характеристики и остальных помещиков. 
    Усадьба, обстановка дома, внешность героя, его манеры и речь, манера угощенья Чичикова, отношение к продаже мёртвых душ — всё это разное у Коробочки, Ноздрёва, Собакевича и Плюшкина и всё подбором деталей и речевым своеобразием подчёркивает основные черты характера каждого. 
    Каждый из помещиков своеобразен, не похож на других. Однако все они — помещики-крепостники, а потому в них есть и общие, классовые черты, порождённые феодально-крепостническим строем. Эти черты следующие: 
    1) паразитизм, жизнь за счёт крепостного крестьянства; 
    2) низменные животные интересы, отсутствие каких-либо высоких идейных побуждений; пошлость, притупление всех человеческих чувств, грубый эгоизм; 
    3) отсутствие общественно полезной деятельности. Все они — «мёртвые души». 
    Так смотрел на них сам Гоголь. «Будьте не мёртвые, а живые души»,— писал он помещикам-дворянам. Так расценивал их и Герцен, занёсший в дневник такие свои мысли: «Мёртвые души»? Это заглавие само носит в себе что-то наводящее ужас. И иначе он не мог назвать; не ревизские мёртвые души, а все эти Ноздрёвы, Маниловы и все прочие — вот мёртвые души, и мы их встречаем на каждом шагу».

Loading

Календарь

«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24