"Мертвые души” автор
назвал поэмой и подчеркнул этим
значительность своего творения. Поэма
— объемное лирико-эпическое произведение,
отличающееся глубиной содержания и
широким охватом событий. Это определение
жанра "Мертвых душ” (поэма) до сих пор
вызывает споры. С
выходом в свет сатирических произведений
Гоголя в русской реалистической
литературе укрепляется критическое
направление. Реализм Гоголя в большой
степени насыщен обличительной, бичующей
силой — это отличает его от предшественников
и современников. Художественный метод
Гоголя получил название критического
реализма. Новым у Гоголя является
заострение главных черт характера
героя, излюбленным приемом писателя
становится гипербола — преувеличенное
изображение этих черт, усиливающее
впечатление. Гоголь находил, что сюжет
"Мертвых душ”, подсказанный Пушкиным,
хорош тем, что дает возможность изъездить
вместе с героем всю Россию и создать
множество самых разнообразных
характеров. Главы о
помещиках, которым уделено больше
половины первого тома, автор расположил
в строго продуманном порядке:
расточительного мечтателя Манилова
сменяет бережливая Коробочка; ей
противопоставлен разорившийся помещик,
пройдоха Ноздрев; затем опять поворот
к хозяйственному помещику-кулаку
Собакевичу; галерею крепостников
замыкает скряга Плюшкин, воплощающий
крайнюю степень падения помещичьего
класса. Читая "Мертвые
души”, мы замечаем, что писатель повторяет
одни и те же приемы в изображении
помещиков: дает описание деревни,
господского дома, внешнего вида помещика.
Далее идет рассказ о том, как отнесся к
предложению Чичикова о продаже мертвых
душ тот или иной помещик. Затем изображается
отношение Чичикова к каждому из помещиков
и описывается сцена купли-продажи
мертвых душ. Такое совпадение не случайно.
Однообразный замкнутый круг приемов
позволил художнику выставить напоказ
консерватизм, отсталость провинциальной
жизни, замкнутость и ограниченность
помещиков, подчеркнуть застой и
умирание. О "весьма
обходительном и учтивом помещике
Манилове” мы узнаем в первой главе,,
где автор изображает внешность его,
особенно глаза — "сладкие, как сахар”.
Характер Манилова выражается в особой
манере говорить, в употреблении
деликатнейших оборотов речи: "позвольте
вам этого не позволить”, "нет уж
извините, не допущу пройти позади такому
приятному, образованному гостю”.
Прекраснодушие Манилова, незнание им
людей выявляются в оценке городских
чиновников как людей "препочтеннейших
и прелюбезнейших”. Шаг за шагом Гоголь
неумолимо обличает пошлость пошлого
человека, иронию постоянно сменяет
сатира: на столе "нет такого обеда,
какой... в столицах... щи, но от чистого
сердца”, дети — Алкид и Фемистоклюс —
названы именами древнегреческих
полководцев, чтобы показать образованность
родителей. Манилов слезливо благодушен,
лишен живой мысли и настоящих чувств.
Он сам "мертвая душа”, обреченная на
гибель так же, как и весь
самодержавно-крепостнический строй
России. Маниловы вредны, социально
опасны. Каких же последствий для
экономического развития страны можно
ждать от маниловского
хозяйствования! Помещица
Коробочка бережлива, "набирает понемногу
деньжонок”, живет замкнуто в своем
поместье, как в коробочке, и ее домовитость
со временем перерастает в скопидомство. За
Коробочкой следует Ноздрев. В отличие
от Манилова, он неугомонный, юркий,
бойкий, но его энергия растрачивается
по пустякам в шулерской картежной игре,
в мелких пакостях, во лжи. С иронией
называет Гоголь его "в некотором
отношении исторический человек”, потому
что, где бы ни был Ноздрев, нигде не
обходилось без "историй”, то есть без
скандала. Свойственное
Коробочке накопительство превратилось
у практичного помещика Собакевича в
подлинное кулачество. На крепостных он
смотрит только как на рабочую силу и,
хоть поставил мужикам избы, на диво
срубленные, дерет с них три шкуры.
Собакевич быстро раскусил затею Чичикова
и понял свою выгоду. "Кулак, кулак, да
еще и бестия впридачу!” — так характеризует
его Чичиков. Впервые
увидев Плюшкина, Чичиков "долго не мог
распознать, какого пола была фигура:
баба или мужик”. Страсть к накоплению
неузнаваемо изуродовала Плюшкина; он
копит только ради накопительства...
Крестьян он заморил голодом, и они "мрут,
как мухи” (за три года 80 душ). Сам он
живет впроголодь, одевается, как нищий.
(По меткому замечанию Гоголя; Плюшкин
превратился в какую-то прореху на
человечестве.) Разорил крестьян, губя
их непосильной работой. Плюшкин копил,
и все, что он собирал, гнило, все обращалось
в "чистый навоз”. Писатель горестно
восклицает: "И до такой ничтожности,
мелочности, гадости мог снизойти человек!
Мог так измениться! И похоже это на
правду? Все похоже на правду, все может
статься с человеком”. Гоголь
наделил каждого помещика оригинальными,
конкретными чертами. Что ни герой, то
неповторимая личность. Но при этом его
герои сохраняют родовые, социальные
признаки: низкий культурный уровень,
отсутствие интеллектуальных запросов,
стремление к обогащению, жестокость в
обращении с крепостными, нравственная
нечистоплотность, отсутствие элементарного
понятия о патриотизме. Эти нравственные
уроды, как показывает Гоголь, порождены
крепостнической действительностью и
раскрывают сущность крепостнических
отношений, основанных на угнетении и
эксплуатации крестьянства.