"В ворота гостиницы губернского
города NN въехала довольно красивая
рессорная небольшая бричка...” — так
начинается замечательная поэма Н. В.
Гоголя "Мертвые души”. Потом бричка
въедет в имения Манилова, Коробочки,
Ноздрева, Собакевича; и последний
помещик, в деревне которого она оставит
свой след, будет Плюшкин. Так почему
все-таки Плюшкин последний в этом ряду?
Чтобы ответить на этот вопрос, познакомимся
поближе ,с каждым из героев-
Первый
помещик, у которого побывал Чичиков,
был Манилов. "Один бог разве мог сказать,
какой характер у Манилова. Есть род
людей, известных под именем: люди так
себе, ни то ни се, ни в городе Богдан, ни
в селе Селифан... черты лица его были не
лишены приятности, но в эту приятность,
казалось, чересчур передано сахару”.
У
Манилова в доме всегда чего-нибудь
недостает, только часть мебели обтянута
шелковой материей, а два кресла покрыты
рогожей; хозяйством занимается приказчик.
В кабинете у хозяина лежит книга, уже
два года открытая на четырнадцатой
странице.
Манилов
мечтатель. Мечты его полностью оторваны
от действительности. Он мечтает о том,
"как хорошо было, если бы вдруг от дома
провести подземный ход или через пруд
выстроить каменный мост...”
Подчеркивая
бездеятельность и социальную бесполезность
помещика, автор не лишает его человеческих
качеств. Манилов — семьянин, любит жену
и детей, искренне радуется приезду
гостя, всячески старается угодить ему
и сделать приятное.
Второе
имение, которое посетил Чичиков, было
имение Коробочки. Хозяйка, "женщина
пожилых лет, в каком-то спальном чепце,
надетом наскоро, с фланелью на шее, одна
из тех матушек, небольших помещиц,
которые плачутся на неурожаи, убытки и
держат голову несколько набок, а между
тем набирают понемногу деньжонок в
пестрядевые мешочки...” Очень долго
Павлу Ивановичу пришлось уговаривать
Настасью Петровну продать ему мертвые
души. Сначала она удивилась, когда
услышала о предмете покупки, а потом
боялась продешевить. Она хочет дождаться
купцов да узнать цены.
"Эк
ее, дубинноголовая какая! — сказал про
себя Чичиков...” Ну, что мы можем к этому
добавить, пожалуй только то, что помещица
Коробочка сама занимается хозяйством,
да и крестьянские избы в ее деревеньке
"показывали довольство
обитателей”.
Побывал
Павел Иванович и у Ноздрева. Ноздрев,
по словам автора, был из таких людей,
которые "всегда говоруны, кутилы, народ
видный”. Кроме того, этот помещик врет
почти на каждом шагу.
Показывая
гостю имение, Ноздрев подводит его к
границе и говорит: "Все, что ни видишь
по эту сторону, все это мое и даже по ту
сторону, весь этот лес, который вон
синеет, и все, что за лесом, все мое”.
Ноздрев может пообещать, но не сделать.
При игре в карты и даже в шашки жульничает.
Только чудо — приезд к Ноздреву
капитана-исправника — спасает Чичикова
от физической расправы.
Таков
оказался Ноздрев — бесшабашная натура,
игрок, кутила. Для Ноздрева любая
купля-продажа — что-то вроде спорта,
тут для него нет никаких нравственных
преград, как, впрочем, и для всех его
жизненных поступков. Поэтому его не
могла удивить чичиковская идея — она
близка его авантюрной натуре. Неудивительно,
что Чичиков менее всего сомневался в
успехе деловых переговоров именно с
Ноздревым.
Собакевич
показался Чичикову "весьма похожим на
сред- ней величины медведя”. Природа
недолго мудрила над его лицом: "хватила
топором раз — вышел нос, хватила в другой
— вышли губы, большим сверлом ковырнула
глаза и, не обскобливши, пустила на свет,
сказавши: "живет!”
Мебель
в доме Собакевича такая же тяжелая, как
и хозяин. Он прожорлив, может съесть за
один раз целого осетра или бараний бок.
Хотя тугодум, но своего не упустит.
Достаточно вспомнить сцену торговли,
когда Михаил Семенович запрашивает за
мертвую душу "по сту рублей” и уступает
в конце концов "по два с полтиною”.
"Кулак,
кулак!” — подумал Чичиков о Собакевиче
перед отъездом. Можем ли мы найти у
такого типа что-нибудь положительное?
Трудно, но постараемся. Он — хозяин, все
у него прочно, даже колодец "обделан в
крепкий дуб”. Собакевич заботится о
своих крепостных, конечно не из
человеколюбия, а из соображения: обидишь
мужика — "тебе же хуже будет”.
Наконец
наш путешественник приехал к Плюшкину.
Увидев какую-то странную фигуру, Чичиков
сначала решил, что это ключница, но это
оказался сам хозяин. Чичиков подумал:
если бы он встретил Плюшкина на паперти,
то "...дал бы ему медный грош...”, хотя
этот помещик имел более тысячи душ
крестьян. Жадность его чрезмерна.
У
него накопились огромные запасы, таких
запасов хватило бы на несколько жизней,
а он, не довольствуясь этим, ходил каждый
день по своей деревне и все, что попадалось,
тащил к себе и складывал в кучу в углу
комнаты.
Вот и
закончилась поездка нашего героя по
имениям помещиков. Манилов, Коробочка,
Ноздрев, Собакевич — эти герои
антисоциальны, их характеры уродливы,
но у каждого из них, как мы убедились
при более близком знакомстве, осталось
хоть что-нибудь положительное.
Плюшкин
же потерял все человеческие связи: детей
он лишился, соседи с ним знаться не
хотят, в город он не ездит. Этот герой
вызывает не только смех, но и
отвращение.
Это —
апогей, дальше идти некуда. Все доведено
до своей противоположности, до абсурда.
Бережливость превратилась в скупость.
Богатство — в нищету. Хозяин — в
ключницу.
Плюшкин.
Кто это? Человек или неизвестный науке
биологический тип? Это предел падения
человека. Вот почему автор изобразил
Плюшкина последним в галерее уродливых
типов помещиков.