Центральный Дом Знаний - Фискальная политика

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Я учусь (закончил(-а) в
Всего ответов: 2653

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Фискальная политика

КУРСОВАЯ РАБОТА                    Скачать

по дисциплине «Экономическая теория» на тему «Фискальная политика»

Содержание

Введение

1. Понятие и механизм действия фискальной политики.

2. Налоги, государственные расходы и их роль в регулировании национального производства.

3. Дискреционная и недискреционная фискальная

политика.

Заключение

КТЗ – I

В фискальной политике действуют мультипликаторы:

А. Государственных расходов;

Б. Инвестиций;

В. Сбалансированного бюджета;

Г. Налоговый;

Д. Денежного предложения.

КТЗ – II

Дискреционная фискальная политика – это использование:

А. Встроенных стабилизаторов;

Б. Учетной ставки процента;

В. Нормы обязательных резервов;

Г. Сознательного регулирования налогообложения и государственных расходов.

Список используемой литературы

Введение

Государство призвано стабилизирующе воздействовать на экономику, обеспечивая наилучшие условия для эффективного экономического роста. Для этого необходимы определенные ресурсы, которые частично могут быть определены за счет собственных источников, например за счет доходов государственных предприятий. Для формирования государственных ресурсов правительство изымает безвозмездно часть доходов предприятий и граждан. Любой вид обязательного платежа государству и его институтам является налогом. На начальных этапах рыночной экономики налоги рассматривались исключительно как источник пополнения государственной казны. При таком подходе налогообложение полностью подчинялось фискальным целям.

Фискальная политика строится на использовании государством двух экономических регуляторов: налогов и государственных расходов. Они могут применяться в различных сочетаниях, что дает множество вариантов воздействия на реальный объем национального производства и его структуру, на занятость и инфляцию.

Увеличение государственных расходов ведет к росту совокупного спроса и валового национального продукта. Рост налоговых поступлений ведет к уменьшению совокупного спроса, так как располагаемые доходы населения уменьшатся, а затем и к снижению чистого национального продукта (ЧНП), поскольку производство сокращается, если на его продукцию падает спрос.

Пересмотр фискальной политики обычно происходит по мере появления новых проблем. Но до этого в определенном промежутке времени налоговые ставки, и государственные расходы действуют в постоянном режиме. Фискальная политика, действующая в течение определенного срока и требующая со временем пересмотра, получила название дискреционной. Она обычно дополняется непрерывной, постоянной, или недискреционной фискальной политикой.

1. Понятие и механизм действия фискальной политики.

Фискальная политика представляет собой меры, которые предпринимает правительство для воздействия на экономику с помощью изменения величины доходов и/или расходов государственного бюджета.

Цель фискальной политики в краткосрочном периоде, направленной на сглаживание циклических колебаний и стабилизацию экономики, - поддержание стабильного уровня совокупного объема выпуска валового внутреннего продукта (ВВП), полной занятости ресурсов и стабильного уровня цен. В долгосрочном периоде инструменты фискальной политики могут использоваться для стимулирования экономического роста.

Инструментами фискальной политики выступают расходы и доходы государственного бюджета – государственные закупки; трансферты и налоги. Государственные закупки товаров и услуг и трансферты – это расходы государственного бюджета, а налоги – основной источник доходов бюджета, поэтому фискальную политику называют также бюджетно-налоговой политикой. Изменение величины государственных закупок товаров и услуг в краткосрочном периоде влияет на совокупный спрос, а изменение величины налогов и трансфертов (субсидий) – и на совокупной спрос, и на совокупное предложение. Отличие во влиянии разных инструментов фискальной политики на совокупный спрос состоит в том, что государственные закупки изменяют величину совокупного дохода и оказываю прямое и непосредственное воздействие на величину совокупных расходов (рост государственных закупок увеличивает совокупный спрос, а их сокращение – уменьшает), и в соответствии с кейнсианской моделью они обладают наибольшим мультипликативным эффектом. А налоги и трансферты означают лишь перераспределение совокупного дохода, и их воздействие на совокупный спрос косвенное – через изменение величины потребительских и инвестиционных расходов. При увеличении социальных трансфертных выплат растет личный доход домохозяйств, а, следовательно, при прочих равных условиях и их располагаемый доход, частью которого являются потребительские расходы. Увеличение трансфертов фирмам (субсидий и субвенций, введение льготного инвестиционного кредита и т. п.) расширяют возможности внутреннего финансирования фирм и увеличения производства, что ведет не только к росту инвестиционных расходов, увеличивая совокупный спрос, но и уменьшает издержки фирм на производство единицы продукции, что служит стимулом для роста совокупного предложения. Сокращение трансфертов уменьшает и совокупный спрос, и совокупное предложение.

Фискальная политика может быть как стимулирующей, так и сдерживающей.

Стимулирующая фискальной политики – увеличение государственных закупок, снижение налогов и/или увеличения трансфертов.

Сдерживающая фискальная политика - сокращение государственных закупок, увеличение налогов и/или уменьшение трансфертов.

Экономический механизм повышения ставки процента в результате проведения фискальной политики можно объяснить двумя способами:

1. С помощью кейнсианской теории предпочтения ликвидности, которая связывает изменение ставки процента с изменением структуры финансового портфеля;

2. Исходя из последствий финансирования дефицита государственного бюджета, которое в развитых странах происходит, прежде всего, за счет выпуска государственных облигаций (внутренний займ) и продажи их на открытом рынке, что увеличивает предложение облигаций на рынке ценных бумаг, снижает их цену и повышает ставку процента.

Рост ставки процента служит причиной сокращения части чувствительных к изменению ставки процента совокупных планируемых автономных расходов, в первую очередь инвестиций. В результате совместное равновесие товарного и денежного рынков устанавливается при уровне дохода и ставке процента.

Меры стимулирующей фискальной политики увеличивают уровень дохода, но не на полную величину мультипликатора. Это происходит из - за роста ставки процента, что, с одной стороны, обеспечивает равновесие денежного рынка, но, с другой стороны, вытесняет часть чувствительных к изменению ставки процента планируемых автономных расходов и поэтому уменьшает стимулирующий эффект фискальной политики.

Рост дохода называется эффектом дохода стимулирующей фискальной политики, а величина дохода, который не был получен из - за роста ставки процента, - эффектом вытеснения.

Для того чтобы фискальная политика была эффективной:

1. Мультипликатор расходов должен быть мал. Это означает, что предельная склонность к потреблению и предельная склонность к инвестированию должны быть малы, а предельная налоговая ставка и предельная склонность к импорту велики;

2. Чувствительность автономных расходов к изменению ставки процента должна быть мала, чтобы требовалось очень значительное изменение ставки процента для изменения автономных расходов;

3. Чувствительность спроса на деньги к изменению дохода должна быть мала, чтобы требовалось очень значительное изменение дохода для изменения спроса на деньги;

4. Чувствительность спроса на деньги к изменению ставки процента должна быть велика, чтоб даже очень незначительное изменение ставки процента приводило к существенному изменению величины спроса на деньги.

2. Налоги, государственные расходы и их роль в регулировании национального производства.

Налог – принудительное изъятие государством у домохозяйств и фирм определенной суммы денег не в обмен на товары и услуги. Налоги появились с возникновением государства, и представляют собой основной источник доходов государства, средство оплаты расходов правительства. Так как услугами государства пользуются се члены общества, то государство собирает плату за эти услуги со всех граждан страны, и налоги служат инструментом перераспределения национального дохода. Кроме того, изменение налогов, влияя на совокупный спрос и совокупное предложение, является инструментом стабилизации экономики.

Налоговая система включает: субъект налогообложения (кто должен платить налог); объект налогообложения (что облагается налогом); налоговые ставки (процент, по которому рассчитывается сумма налога). Величина, с которой выплачивается налог, называется налогооблагаемой базой. Для экономики ею является величина совокупного дохода.

В основу современной налоговой системы положены принципы справедливости и эффективности. Справедливость должна быть вертикальной (это означает, что люди, получающие разные доходы, должны платить неодинаковые налоги) и горизонтальной (люди с равными доходами должны платить равные налоги). Эффективность должна, прежде всего, обеспечиваться на микроэкономическом уровне, т.е. налоговая система должна способствовать эффективному размещению ресурсов и наиболее рациональному их использованию.

Различают два основных вида налогов:

1. Прямые налоги – это налоги, взимаемые с определенных денежных сумм, полученных экономическим агентом, или денежной оценки принадлежащего ему имущества. К прямым налогам относятся: личный подоходный налог; налог на прибыль; налог на наследство; налог на имущество; налог с владельцев транспортных средств и др. Особенность прямого налога состоит в том, что налогоплательщик (тот, кто оплачивает налог) и налогоноситель (тот, кто выплачивает налог государству) – это один и тот же агент;

2. Косвенные налоги – это часть цены товара или услуги. К косвенным налогам относятся: налог на добавленную стоимость – НДС; налог с оборота; налог с продаж; акцизный налог; таможенные пошлины. Особенность косвенного налога состоит в том, что налогоплательщик и налогоноситель – это разные агенты. Налогоплательщиком является покупатель товара или услуги (он оплачивает налог при покупке), а налогоносителем – фирма, которая произвела этот товар или услугу (она выплачивает налог государству).

В развитых странах наибольшую долю налоговых поступлений составляют прямые налоги, а в развивающихся странах и странах с переходной экономикой – косвенные налоги, поскольку их легче собирать и объем поступлений зависит от цен, а не от доходов. По этой же причине государству выгоднее использовать косвенные, а не прямые налоги в период инфляции. Это позволяет минимизировать потерю реальной стоимости налоговых поступлений.

В макроэкономике налоги также делятся на автономные (аккордные), которые не зависят от уровня дохода, и подоходные, которые зависят от уровня совокупного дохода.

В зависимости от того, как устанавливается средняя налоговая ставка, различают три типа налогообложения: пропорциональный, прогрессивный и регрессивный налоги.

Пропорциональный налог предполагает, что средняя налоговая ставка остается неизменной независимо от величины дохода.

Прогрессивный налог – это налог, средняя налоговая ставка которого увеличивается по мере роста дохода и уменьшается по мере сокращения дохода.

Регрессивный налог – это налог, средняя налоговая ставка которого увеличивается по мере сокращения дохода и уменьшается по мере роста дохода.

Налоги влияют как на совокупный спрос, так и на совокупное предложение.

1. Воздействие налогов на совокупный спрос. Рост налогов ведет к снижению потребительских (так как сокращается располагаемый доход) и инвестиционных расходов (поскольку уменьшается величина прибыли фирм после выплаты налогов, часть которой служит источником чистых инвестиций) и, следовательно, к сокращению совокупного спроса. Снижение налогов увеличивает совокупный спрос, что обусловливает рост реального ВВП. Однако одновременно с ростом ВВП снижение налогов обусловливает рост уровня цен и поэтому является проинфляционной мерой (провоцирует инфляцию);

2. Воздействие налогов на совокупное предложение. Фирмы рассматривают налоги как издержки, поэтому рост налогов ведет к сокращению совокупного предложения, а сокращение налогов – к росту деловой активности и объема производства. Если увеличить ставку налога, то уровень деловой активности снизится, и налоговые поступления в бюджет сократятся, поскольку уменьшится налогооблагаемая база, т.е. величина совокупного выпуска.

Налоги являются не только основным источником доходов государства, но и важным инструментом стабилизации экономики. Снижение налогов, стимулируя увеличение совокупного предложения, может воздействовать на инвестиционную активность и способствовать росту экономического потенциала, т.е. влияет на экономику не только в краткосрочном, но и долгосрочном периоде, обеспечивая экономический рост.

Рост государственных расходов, финансируемый за счет займов, увеличивает дефицит государственного бюджета и повышает внутреннюю ставку процента. Происходящий в результате этого приток капитала приведет к удорожанию (росту курса) национальной валюты. При прочих равных условиях это повышает реальный валютный курс, что означает снижение конкурентоспособности и ухудшение условий торговли. Спрос на товары, произведенные национальной экономикой, падает, так как импортные товары становятся относительно дешевле, а экспорт обходится иностранцам дороже.

Мультипликатор государственных расходов показывает силу реакции изменений в производстве, определяющих величину ЧНП, в результате динамики государственных расходов. Значительная часть государственных расходов связана с ассигнованиями на социальные и хозяйственные цели. Поэтому прирост государственных расходов увеличивает размеры потребления населения и размеры совокупных инвестиций, так как к частным вложениям в производство прибавляются и государственные средства. Увеличение спроса на потребительские и инвестиционные товары расширяет емкость рынка. Бизнес откликается на это ростом производства и объемов предложения. В результате таких действий образуются дополнительные доходы у организаторов производства и у непосредственных работников. В результате действия множительного эффекта, связанного с изменениями в величине государственных расходов, происходят нарастающие изменения в величине ЧНП.

Мультипликатор государственных расходов действует с большей мощностью, чем налоговый. Это объясняется тем, что вся величина прироста государственных расходов дает множительный эффект, а изменение в объеме налогов влияет на динамику ЧНП лишь частично, в пределах изменений в объеме потребления. Значит мультипликатор государственных расходов больше налогового мультипликатора.

3. Дискреционная и недискреционная фискальная политика.

Инструменты фискальной политики применяются, прежде всего, для стабилизации экономики и сглаживания циклических колебаний.

В зависимости от фазы цикла, в которой находится экономика, выделяют:

1. Стимулирующую фискальную политику, которая применяется при спаде, направлена на увеличение деловой активности и используется как средство борьбы с безработицей. Ее мерами выступают увеличение государственных закупок, снижение налогов и увеличение трансфертов. При этом снижение налогов и увеличение трансфертов фирмам (субсидий) ведет к росту не только совокупного спроса, но и совокупного предложения. Происходит не только рост совокупного выпуска, но и снижение уровня цен, поэтому эти инструменты могут использоваться как средство борьбы одновременно и с безработицей, и с инфляцией;

2. Сдерживающую фискальную политику, которая используется при буме («перегреве» экономики) и направлена на сдерживание деловой активности с целью борьбы с инфляцией. Ее мерами служат сокращение государственных закупок, увеличение налогов и сокращение трансфертов.

В зависимости от способа воздействия инструментов фискальной политики на экономику различают:

1. Дискреционную фискальную политику, которая представляет собой законодательное официальное изменение правительством величин государственных закупок, налогов и трансфертов с целью стабилизации экономики.

Эффективная дискреционная фискальная политика предполагает грамотную диагностику происходящих экономических процессов, на основе которой правительство настраивает свои рычаги – налоги и государственные расходы на прогнозируемую хозяйственную конъюнктуру.

Ограниченные возможности дискреционной фискальной политики адаптироваться к новым потребностям экономики делают необходимым дополнить ее иным видом, способным непрерывно корректировать налоговые поступления и величину государственных расходов;

2. Автоматическую (недискреционную) фискальную политику, которая основана на действии встроенных (автоматических) стабилизаторов. Встроенные стабилизаторы – это инструменты, величина которых не меняется, но само наличие, которых автоматически стабилизирует экономику, стимулируя деловую активность при спаде и сдерживая ее при перегреве. К автоматическим стабилизаторам относятся: подоходный налог; косвенные налоги; пособия по безработице; пособия по бедности.

Подоходный налог действует следующим образом: при спаде уровень деловой активности сокращается и величина налоговых поступлений уменьшается, а при «перегреве» экономики, когда величина фактического выпуска максимальна, налоговые поступления увеличиваются. При этом ставка налога остается неизменной. Появление в экономике подоходных налогов уменьшает величину мультипликатора, что усиливает стабилизационный эффект их воздействия на экономику. Наиболее сильное стабилизирующее воздействие на экономику оказывает прогрессивный подоходный налог.

Налог на добавленную стоимость (НДС) также обеспечивает встроенную стабильность. Он является косвенным налогом (частью цены товара), поэтому в период рецессии, когда объем продаж, падает, налоговые поступления от косвенных налогов (изъятий из экономики) сокращается. При перегреве совокупные доходы растут, что увеличивает объем продаж и поступления от этих налогов. Стабилизация экономики происходит автоматически.

Автоматическими стабилизаторами являются также пособия по безработице и по бедности, поскольку общая сумма их выплат увеличивается при спаде – по мере того, как люди начинают терять работу, становясь безработными и оказываясь ниже «черты бедности» - и сокращаются при буме, когда наблюдается «сверхзанятость» и рост доходов. Выплата этих пособий способствует росту доходов и поэтому совокупных расходов, стимулируя подъем, кода экономика находится в состоянии рецессии. Уменьшение общей суммы этих выплат при буме оказывает сдерживающее влияние на экономику.

Действие встроенных стабилизаторов увеличивает дефицит государственного бюджета при спаде и может способствовать появлению профицита бюджета при буме.

Воздействие встроенных стабилизаторов не такое сильное, как мер дискреционной фискальной политики. Они не способны обеспечить полную занятость и стабильность в экономике. Поэтому в развитых странах экономика примерно на ⅔ регулируется с помощью мер дискреционной фискальной политики и на ⅓ - за счет действия встроенных стабилизаторов.

Заключение

Фискальная политика обладает рядом достоинств. К ним относятся:

1. Эффект мультипликатора. Все инструменты фискальной политики имеют мультипликативный эффект воздействия на величину совокупного выпуска;

2. Наличие автоматических стабилизаторов. Правительству нет необходимости предпринимать специальные усилия и меры по стабилизации экономики; сглаживание циклических колебаний происходит автоматически;

3. Отсутствие внешнего лага. Внешний лаг – это период времени между принятием решения об изменении политики и появлением первых результатов ее изменения. Когда правительство принимает решение об изменении инструментов фискальной политики, и эти меры вступают в действие, результат их воздействия на экономику проявляется достаточно быстро.

Однако наряду с достоинствами фискальная политика порождает целый ряд проблем и противоречий, снижающих ее эффективность. К ним относятся:

1. Эффект вытеснения, экономический смысл которого состоит в том, что стимулирующая фискальная политика (рост расходов бюджета - государственных закупок и/или трансфертов – в период спада и/или сокращения доходов бюджета – налогов) ведет к мультипликативному росту совокупного дохода, что увеличивает спрос на деньги и повышает ставку процента на денежном рынке;

2. Существенное ослабление мультипликативного эффекта, если экономика развивается в условиях, близких к уровню полной занятости, при котором меры стимулирующей фискальной политики могут обусловить только рост уровня цен, провоцируя инфляционные тенденции в экономике;

3. Наличие внутреннего лага. Внутренний лаг – это период времени между возникновением необходимости изменения политики и принятием решения о ее изменении.

КТЗ – I

В фискальной политике действуют мультипликаторы:

А. Государственных расходов;

Б. Инвестиций;

В. Сбалансированного бюджета;

Г. Налоговый;

Д. Денежного предложения.

В фискальной политике действуют три мультипликатора:

Мультипликатор государственных расходов – показывает силу реакции изменений в производстве, определяющих величину ЧНП, в результате динамики государственных расходов.

Налоговый мультипликатор – отражает изменения в экономике, вызванные увеличением или уменьшением налогов.

Мультипликатор сбалансированного бюджета – показывает, что прирост государственных расходов, обусловленный равным по величине приростом налогов, ведет к увеличению ЧНП на сумму прироста государственных расходов.

 КТЗ– II

Дискреционная фискальная политика – это использование:

А. Встроенных стабилизаторов;

Б. Учетной ставки процента;

В. Нормы обязательных резервов;

Г. Сознательного регулирования налогообложения и государственных расходов.

Дискреционная фискальная политика – это использование сознательного регулирования налогообложения и государственных расходов, так как она представляет собой законодательное официальное изменение правительством величины государственных закупок, налогов и трансфертов с целью стабилизации экономики.

Эффективная дискреционная фискальная политика предполагает грамотную диагностику происходящих экономических процессов, на основе которой правительство настраивает свои рычаги – налоги государственные расходы на прогнозируемою хозяйственную конъюнктуру.

Список используемой литературы:

Официальные документы

  1. Социально-экономическое положение России. Январь 2005 г. М.: Федеральная служба государственной статистики, 2005 г.

Учебники, монографии, сборники научных трудов

  1. Учебник по основам экономической теории (Экономика). – М.: «Владос», 384 с.

  2. Обзор экономики России. Основные тенденции развития. 2001г. / пер. с англ. М., 2001 г.

  3. Экономическая теория. Учебник. / Под ред. И.П. Николаевой. – М.: «Проспект», 2000. С. 289

  4. Экономикс: принципы, проблемы и политика: в 2-х т. Т. 1: Пер. С 13-го англ. Изд. - М: ИНФРА – М, 2003 – ХХVI, С. 486.

  5. Экономикс: принципы, проблемы и политика: в 2-х т. Т. 2: Пер. С 13-го англ. Изд. - М: ИНФРА – М, 2003 – ХV, С. 528.

  6. Макроэкономика: Учеб. пособие/ Н.И. Базылев, М.Н. Базылева, С.П.Гурко, 2003г. с. 324.

Стать из журналов и газет

  1. Пансков В. Бюджет – 2001 чреват серьезными экономическими и социальными коллизиями // Российский экономический журнал. 2000 г. № 10.

  2. Любимцев А. необходимость изменения ориентиров финансовой политики. Экономист, 2004 С. 218

  3. Аукционек А., Батаева А. Какие налоговые реформы выгодны государству? // Вопросы экономики. 2001. №9.

  4. Селезнев А. Государственный долг: иллюзии и реальность. Экономист. 2004. №3.

Статистические сборники

  1. Российский статистический ежегодник: Стат. сб. / Госкомстат России. – М.: Финансы и статистика, 2005. с. 819.

Loading

Календарь

«  Июнь 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24