Рисуя в своей поэме «Мертвые
души» сатирическую панораму
феодально-чиновничьей России, Гоголь
широко использует излюбленный им
художественный прием - характеристику
персонажа через деталь. Рассмотрим, как
применяет писатель этот прием, на примере
«помещичьих» глав поэмы. Манилов с
первого взгляда производит благоприятное
впечатление на собеседника - он приветлив,
любезен, словоохотлив. Однако после
непродолжительного общения с ним
становится очевидно, что за бесконечным
потоком слащавых слов, за прекраснодушными
фантазиями скрывается убогое, духовно
омертвевшее существо. Многочисленные
детали свидетельствуют: помещик глуп
и ленив. В его доме «вечно недоставало»
чего-нибудь: на всем лежит печать
незавершенности и бесхозяйственности.
Книжка, которую Манилов «постоянно
читал уже два года», всегда заложена па
четырнадцатой странице; в гостиной не
один год стоит пара кресел, обтянутых
рогожей (на них не хватило обивочной
ткани) и т. п.
Коробочку
Гоголь относит к числу тех «матушек,
небольших помещиц», которые «плачутся
на неурожаи и убытки», а между тем
набивают «деньжонками» мешочки,
«размещенные по ящикам комодов».
Отличительные черты Настасьи Петровны
- тупость и жадность. Об этих качествах
можно догадаться по многим деталям: се
комнату украшают картины «с какими-то
птицами», часы с нарисованными на них
цветами и маленькие зеркала с рамами
«в виде свернувшихся листьев», но стены
обвешаны «старенькими» обоями, а «за
всяким зеркалом» заложены «или письмо,
или старая колода карт, или чулок».
На
«дубиноголовость» героини намекают и
другие детали: на одно из чучел в ее
огороде «надет был чепец самой хозяйки»;
стенные часы в ее комнате издают такой
звук, «как бы кто колотил палкой по
разбитому горшку», а в описании дома и
двора Коробочки часто у поминается
домашняя птица (связанная в фольклорной
традиции с обозначением глупости,
безмозглости).
В
портрете Ноздрева обращают на себя
внимание детали его внешности: полные
румяные щеки, белые «как снег» зубы,
черные «как смоль» бакенбарды. Физическая
привлекательность этого персонажа лишь
оттеняет его внутреннюю пустоту.
Непредсказуемая агрессия Ноздрева,
непрочность связей, возникающих у него
с другими людьми, символически передаются
деталями его быта. В доме Ноздрева можно
увидеть хаотичную смесь предметов, не
связанных никакой логикой: сабли и
ружья, «турецкие» кинжалы, трубки, чубук,
«кисет, вышитый какою-то графинею»;
непредсказуемы и расстроенная шарманка
Ноздрева, и трапеза в его доме - повар
Ноздрева имел обыкновение класть в
блюда ««первое, что догадалось под
руку».
Вещи, окружающие
Собакевича, особенно выразительны. Они,
пишет автор, словно говорят: «И я тоже
Собакевич!» или: «И я тоже похож на
Собакевича!» Неодушевленные предметы
повествуют о персонажах поэмы столь
красноречиво, что кажутся живыми, но
сравнению с мертвыми душами своих
хозяев. Не случайно автор сравнивает
лица Собакевича и его супруги с тыквой
и огурцом - явлениями мира вещного.
В
описании Плюшкина, давно утратившего
все мыслимые связи с миром, доминирующая
деталь - «прореха»: Плюшкин демонстрирует
Чичикову «спину, запачканную мукой, с
большою прорехою». Утратив человеческий
облик и способность жить среди людей,
Плюшкин воистину превратился в «прореху
на человечестве». Если о предыдущих
персонажах можно было судить по деталям
окружающей их обстановки, то о комнате
Плюшкина автор говорит «Никак бы нельзя
было сказать, чтобы в комнате сей обитало
живое существо...»
Признаками
омертвения, симптомами болезни, поразившей
все общество, выступают и детали описания
«губернского города NN». Эти детали
поражают абсурдностью, алогизмом;
«покойная комната с тараканами»; грязная
и закопченная «общая зала» гостиницы
(украшенная, однако, картиной с изображением
пышнотелой нимфы); магазин с картузами,
фуражками и надписью: «Иностранец
Василий Федоров»; хилые деревца в
городском саду с подпорками, «очень
красиво выкрашенными» зеленой краской.
Описание гостиницы и городского пейзажа
дается в первой главе, задолго до того,
как будет рассказано о правах и обычаях
чиновников и дам города NN. однако
посредством выразительных деталей
автор уже здесь сообщает многое о
пороках, процветающих в губернском
захолустье: о лени, тупости и продажности
чиновников, об их неспособности заниматься
своими прямыми обязанностями, о равнодушии
«отцов города» к нуждам горожан.
«Гений
детализации», Гоголь передаст через
деталь все многообразие мира, в котором
диковинно переплетено возвышенное и
смешное, трагическое и абсурдное.