Россия "мертвых душ". Изображение поместного дворянства в поэме
Россия "мертвых душ". Изображение поместного дворянства в поэме
Структура произведения
позволила автору изобразить жизнь в ее
исторической конкретности и соединить
повествовательный элемент с элементом
лирическим. Первая глава – это экспозиция,
автор в общих чертах знакомит читателей
с особенностями жизни губернского
города, показывая общность ее с жизнью
других городов России; с городскими
сановниками, губернатором, вице-губернатором,
прокурором; с помещиками: Маниловым,
Ноздревым, Собакевичем. Мы видим молодого
человека, трактирного слугу и других;
происходит первая встреча с центральным
героем Чичиковым. В первой же главе
дается и развязка, мы узнаем, что Чичиков
приехал в город с каким-то тайным
намерением.
Показывая
похождения Чичикова, автор создает
образы помещиков, их последовательность
появления в тексте продиктована как
внешними причинами (случайность встреч
Чичикова и героев), так и внутренними
причинами (писатель стремится раскрыть
в своих героях все большую степень
утраты человеческих начал, деградацию
человека, омертвление его души). Помещики
Гоголя – обычные, типичные для данной
среды люди.
Далее
образ помещичьей России сменяется в
поэме образом губернского города. Мы
видим чиновников, занимающихся делами
государственной важности. Повесть о
капитане Копейкине позволяет ввести
образ Петербурга, тему героического
1812 года, показать, насколько безразлично
представителям дворянской государственности
судьба маленького человека.