Смех сквозь слезы в поэме Н. В. Гоголя "Мертвые души"
Смех сквозь слезы в поэме Н. В. Гоголя "Мертвые души"
Н. В. Гоголь вошел в литературу
как непревзойденный мастер смеха.
Повести Гоголя, его поэма "Мертвые
души" просты по сюжету, прозрачны по
разборке характеров. И тем не менее
существует неразгаданная и не поддающаяся
разгадке тайна Гоголя и тайна этого
смеха. Н. В. Гоголь смеется над глупым,
смешным, страшным, пошлым, но его смех
печален. Эта печаль — результат
трагического несоответствия между
идеалом и обыденностью, мечтой и
реальностью.
Не все
просто у Н. В. Гоголя и в выборе объекта
осмеяния. У него может быть смешон
разбойник капитан Копейкин и страшен
рачительный хозяин Собакевич. Гоголь
смеется над .нечистой силой, но человек
в зеркале его книг ужасает беспросветной
ограниченностью, пошлостью, духовной
нищетой.
Гоголь смеется
как грустный клоун, смеется, чтобы не
плакать. Прослушав "Мертвые души",
Пушкин сказал: "Боже, как грустна наша
Россия".
После
выхода поэмы в чем только не обвиняли
Гоголя, якобы унизившего Россию и ее
народ. Но только человек, бесконечно
преданный родине, может так смеяться
над всем, что ее уродует.
У
Н. В. Гоголя нет смеха ради смеха, он
никогда не имеет в виду развлечь скучающую
публику. Он мечтает об отклике, о том,
чтобы каждый, прочитав и посмеявшись,
строго заглянул себе в душу: а я не
Чичиков? Не Ноздрев? Не Плюшкин?
Гоголь
пародирует и высмеивает привычные
"идеалы": благопристойный брак,
"красавицу дочь и резвунчика мальчишку",
преклонение перед внешними приличиями,
достоинство человека, исчисляющееся в
звонкой монете. Очищенные горьким
смехом, вновь открываются нам подлинные
ценности: любовь к родине, чувство
истории, вера в справедливость, любовь.
Смех Гоголя не унижает, он дает погибшему
шанс воскреснуть. Это смех с надеждой
на то, что в самой зачерствелой человеческой
душе, даже в душе Плюшкина, есть уголок,
куда проникает свет счастья и добра.
Даже Чичиков может вспомнить о том
времени, когда его жизнь была освещена
иным светом, о невинности и чистоте
детства, о материнской любви. Светлый
смех должен помочь человеку вернуться
к своим началам уберечь его от низменного,
пошлого существования.
Н.
В. Гоголь никогда не смеется зло. Он
знает: милосердие — основа всего, а не
осуждение. Его смех не знает о вечном
проклятье, это веселье, возвышающее
душу. Пушкин писал, что Гоголь заставляет
людей "смеяться сквозь слезы грусти
и умиления".