|
Шпаргалка по экономической теории<.........> 3. Товарное
производство и его эволюция. Современная рыночноая экономика – результат длительного функционирования
товарного хозяйства. Товарное пр-во – это пр-во благ для продажи. Под
товарным хоз-вом понимается форма ведения хоз-ва, когда продукты производятся
отдельными производителями, причем каждый из них производит один продукт, поэтому
для удовлетворение общественных потребностей необходима купля-продажа, в ходе
чего пр-во становится товарным. Вся производимая продукция предназначена для
продажи и обмена. Условия возникновения и существования. 1. Общественное разделение
труда – это ограничение сферы пр-ва одного или нескольких видов продукции.
Общественное разделение труда возникает на определённом этапе развитя общества
(I – появление скотоводческих племён, II – появление ремесла,
III – появление купцов). Товарное пр-во зародилось с
появлением ремесла, т.к. ремесло порождает необходимость обмена деятельностью,
человек может специализироваться на пр-ве одного продукта, если он от других
получает сырьё и если он обменивает свою продукцию на продукцию других. 2.
Наличие частной собственности. Только тогда, когда производитель блага
становится его собственником, он обменивает свою продукцию в форме
купли-продажи, пр-во обретает товарный характер. Исторически различают простое и капиталистическое товарное пр-во. Простое
– пр-во ремесленника, основанное на разделении труда, частной собственности на
ср-ва пр-ва, на личном труде собственника ср-в пр-ва. Капиталистическое –
высшая форма товарного пр-ва, основано на разделении труда, частной
собственности, найме рабочих. Товар – продукт, предназначенный для продажи. Он должен обладать потребительской
стоимостью – это свойство товара удовлетворять какую-либо потребность
покупателя; и стоимостью – это овеществлённый в товаре труд. Разные
товары на рынке обмениваются в определённых пропорциях (1 ед. товара Х на 2 ед.
товара Y). Эта пропорция называется меновой стоимостью –
это количественное соотношение, в котором обмениваются 2 товара. В основе
меновой стоимости лежат одинаковые затраты труда на пр-во 2х товаров. Меновая
стоимость – внешнее проявление стоимости. 1.
Основные
проблемы экономической организации общества. Кривая производственных (или
производительных) возможностей. Всякое пр-во требует определённых экономических
ресурсов. Экономические ресурсы, или факторы пр-ва, - капитал, труд, земля,
предпринимательский талант. В любом обществе они всегда ограничены. Любая
страна имеет определённый технический потенциал – станочный парк, технологию,
лишь определённое кол-во и качество рабочей силы, определённые природные
ресурсы, определённый потенциал предпринимательской способности. Задача
общества – наиболее рациональное, эффективное использование природных ресурсов.
Экономика сталкивается с необходимостью выбора, альтернативного использования
ресурсов. Экономика сдерживается ограниченными ресурсами. Ограниченность
ресурсов означает ограниченность выпуска продукции. Общество должно определить
оптимальную структуру пр-ва благ. Преимущество в одной отрасли пр-ва – сокращение
в других отраслях. Эту зависимость можно выразить графиком производственных
возможностей. Эта кривая
производственных возможностей показывает, что, если общество будет
производит 8 тыс. штук роботов, то будут использованы все имеющиеся ресурсы, а
пр-во масла будет равно 0. 6 тыс. роботов – 1 тыс. тонн масла, и т.д. Таким образом
все сочетания роботов и масла на кривой производственных возможностей
представляют максимальное их кол-во, которое может быть получено в результате
наиболее эффективного использования ресурсов. Точки, находящиеся вне кривой, недостижимы
при данном кол-ве ресурсов и технологии пр-ва. При анализе кривой исходят из определённых предположений.
1. Предполагается, что экономика функционирует в условиях полной занятости и
наибольшей эффективности пр-ва. 2. Предполагается, что в обществе имеется
постоянное по кол-ву и качеству число ресурсов. 3. Неизменность технологии. 4.
Предполагается, что общество производит 2 продукта. <.......> |
Loading
|