Работу над поэмой "Мертвые
души” Н. В. Гоголь начал в 1835 году. Сюжет
был подсказан Пушкиным. Первоначальное
желание Гоголя "...показать хотя бы с
одного боку всю Русь” постепенно
перерастает в замысел "сочинения
полного”, "где было бы уже не одно то,
над чем следует смеяться”. Позднее, уже
после публикации поэмы, Гоголь напишет:
"Бывает время, когда нельзя устремить
общество или даже все поколение к
прекрасному, пока не покажешь всю глубину
его настоящей мерзости”. По словам
Герцена, "Мертвые души” потрясли всю
Россию”. В "Мертвых
душах” дана широкая и правдивая картина
русской жизни 20—30-х годов прошлого
века. Губернский город, где безраздельно
властвует губернатор, чиновники и купцы,
помещичьи усадьбы, куда наведывался
Чичиков в поисках "мертвых душ”,
крепостная деревня, столица с ее
министрами и генералами — таков
социальный фон поэмы. Всем
своим содержанием поэма отрицала
безобразный, подлый мир "мертвых душ”
— жадных стяжателей, рабовладельцев и
царских чиновников. Гоголь, как в зеркале,
отразил всю омерзительную сущность
дворянско-бюрократического строя с его
дикими полицейскими порядками, моралью
крепостников и помещичьим
произволом. Миру
"мертвых душ” противостоит в поэме
лирический образ народной России, о
которой Гоголь пишет с любовью и
восхищением. Как только он переходит
от помещиков и чиновников, от болтунов
и оскотинившихся скопидомов к людям из
народа, к образам и темам народной жизни,
к мечте о будущем России — резко меняется
сам тон авторской речи. В ней появляются
и грустные раздумья, и мягкая шутка, и,
наконец, неподдельное лирическое
воодушевление. В поэме
"Мертвые души” Гоголь выступил как
патриот, в котором жила неотразимая
вера в будущее, где не будет никаких
маниловых и ноздревых, собакевичей и
чичиковых. Писатель выразил глубокую
надежду в том, что Россия поднимется к
величию и славе. Тема
народа проходит через все главы поэмы,
в которых писатель срывает маски с
представителей паразитического
дворянского класса. Трагическая судьба
закрепощенного народа особенно сильно
чувствуется в образах крепостных людей.
Н. В. Гоголь говорит о том отупении и
одичании, которое несет рабство человеку.
В этом свете и надо рассматривать образы
дяди Митяя, девчонки Пелагеи, не умевшей
отличать, где право, где лево, плюшкинских
Прошки и Маври, забитых до крайней
степени. Социальная подавленность и
приниженность оставили свой отпечаток
на Селифане и Петрушке. Последний даже
имел благородное побуждение к чтению
книг, но его больше привлекало не то, о
чем читал он, а процесс самого чтения,
что вот-де из букв "вечно выходит
какое-нибудь слово, которое иной раз
черт знает что значит”. За
страшным миром помещичьей России Гоголь
чувствовал живую душу народа. В поэме
с подъемом и восхищением говорится о
его удали, смелости, о любви к свободной
жизни. В этом отношении глубокий смысл
имеют вложенные в уста Чичикова
рассуждения о крепостных и беглых
крестьянах в седьмой главе поэмы. Образ
Родины Гоголь изобразил реально, но с
гневом. Крепостное право тормозило
развитие России. Запущенные деревни,
унылый быт, крепостное право не увеличивали
достоинства России, не возвеличивали
ее, а тянули в прошлое. Гоголь в мечтах
видел Россию другой. Образ птицы-тройки
— это символ могущества его Родины. Ей
принадлежит главенствующая роль в
мировом развитии. "Мертвые
души” — это энциклопедия жизни крепостной
Руси. Белинский писал: "Гоголь первый
взглянул смело на русскую действительность”.
Что же несут эти дворяне-хозяева жизни?
Ничего! О них не пожалеет Россия. Если
бы у нас не было таких людей — выдающихся
мастеров слова, как Грибоедов, Пушкин,
Лермонтов, Гоголь, то что бы мы знали о
жизни русского народа в XIX веке. Их
гражданский подвиг состоял в том, что
они, любя Россию, не побоялись показать
"темные стороны” русского
общества. Поэма звучит
оптимистически. Вера в свой народ, в его
грандиозные силы, вера в Россию с ее
неповторимостью и самобытностью питали
все творчество Гоголя. Вслед за великим
поэтом Гоголь может смело сказать: "Я
Родину люблю!” Сейчас
в нашей стране идут большие перемены,
заново переосмысливаются человеческие
ценности, но идеи Гоголя-пророка
современны и сейчас. Чернышевский писал:
"Давно уже в мире не было писателя,
который был бы так важен для своего
народа, как Гоголь важен для России”.
Высоко поэму оценил Герцен. В произведении
видна прекрасная душа автора, его
бесконечная тоска по идеалу, грустная
прелесть воспоминаний о прошедшей
жизни, ощущение величия России.