Николай Васильевич Гоголь
начал писать поэму в 1835 году по настойчивому
совету Пушкина. После долгих лет скитаний
по Европе Гоголь обосновался в Риме,
где целиком посвятил себя работе над
"Мертвыми душами”. Создание этого
произведения он рассматривал как
исполнение клятвы, данной им Пушкину,
как осуществление писательского долга
перед Родиной. В 1841 году поэма была
закончена, но члены Московского цензурного
комитета, которым он представил рукопись,
пришли в негодование от содержания
произведения. Поэма была запрещена. Это
были тяжелые для Гоголя дни. Он обратился
за помощью к Белинскому. Тот сделал все
возможное, чтобы, минуя цензуру, напечатать
поэму. Гоголь знал, как отнесутся к его
труду представители правящих сословий,
но считал своим долгом перед Россией и
народом "показать, хотя с одного боку,
всю Русь”. Он писал: "Бывает время,
когда нельзя устремить общество или
даже все поколение к прекрасному, пока
не покажешь всю глубину его настоящей
мерзости”. Эта мысль не покидала
писателя-гражданина во время всей его
работы над поэмой.
Гениальное
творение Гоголя потрясло всю Россию. В
"Мертвых душах” дана широкая и правдивая
картина русской жизни 20—30-х годов XIX
века. Губернский город, где безраздельно
властвуют губернатор, чиновники и купцы,
помещичьи усадьбы, куда наведывался
Чичиков в поисках "мертвых душ”,
крепостная деревня, столица с ее
министрами и генералами — таков
социальный фон поэмы.
Всем
своим содержанием поэма отрицала
безобразный, подлый мир "мертвых душ”
— жадных стяжателей, рабовладельцев и
царских чиновников. Гоголь, как в зеркале,
отразил всю омерзительную сущность
дворянско-бюрократического строя с его
дикими полицейскими порядками, моралью
крепостников и помещичьим
произволом.
Миру
"мертвых душ” противостоит в поэме
лирический образ народной России, о
которой Гоголь пишет с любовью и
восхищением. Как только он переходит
от помещиков и чиновников, от болтунов
и оскотинившихся скопидомов к людям из
народа, к образам и темам народной жизни,
к мечте о будущем России, резко меняется
сам тон авторской речи. В ней появляются
и грустные раздумья, и мягкая шутка, и,
наконец, неподдельное лирическое
одушевление. В поэме "Мертвые души”
Гоголь выступил как патриот, в котором
жила неотразимая вера в будущее, где не
будет никаких маниловых и ноздревых,
собакевичей и чичиковых.
Писатель
выразил глубокую надежду, что Россия
поднимется к величию и славе. Тема народа
проходит через все главы поэмы, в которых
автор срывает маски с представителей
паразитического дворянского класса.
Трагическая судьба обездоленного народа
особенно сильно чувствуется в образах
крепостных людей. Ими Гоголь говорит о
том отупении и одичании, которое несет
рабство человеку. В этом свете и надо
рассматривать образы дяди Митяя, девчонки
Пелагеи, не умевшей отличать, где право,
где лево, плюшкинских Прошку и Мавру,
забитых до крайней степени. Социальная
подавленность и приниженность отпечатались
на Селифане и Петрушке. Последний даже
имел благородное побуждение к чтению
книг, но его больше привлекало не то, о
чем читал он, а процесс самого чтения,
что вот-де из букв "вечно выходит
какое-нибудь слово, которое иной раз
черт знает что значит”.
За
страшным миром помещичьей России Гоголь
чувствовал живую душу народа. В поэме
с подъемом и восхищением говорится о
его удали, смелости, о любви к свободной
жизни. В этом отношении глубокое значение
имеют вложенные в уста Чичикова
рассуждения о крепостных и беглых
крестьянах в седьмой главе поэмы.
Образ
Родины Гоголь изобразил очень правдиво.
Крепостное право тормозило развитие
России. Запущенные деревни, унылый быт,
крепостное право не увеличивали
достоинства России, не возвеличивали
ее, а тянули в прошлое. Гоголь в мечтах
видел Россию другой. Образ птицы-тройки
— это символ могущества его Родины. Ей,
по мнению автора, принадлежит главенствующая
роль в мировом развитии.
"Мертвые
души” — это "энциклопедия жизни
крепостной Руси”.
Белинский
писал; "Гоголь первый взглянул смело
на русскую действительность”. Что же
несут эти дворяне — хозяева жизни?
Ничего! О них не пожалеет Россия. Если
бы у нас не было таких выдающихся мастеров
слова, как Грибоедов, Пушкин, Лермонтов,
Гоголь, то что бы мы знали о русской
действительности?! Их гражданский подвиг
состоял в том, что они, любя Россию, не
побоялись показать темные стороны
русского общества.
Поэма
звучит оптимистически. Вера в свой
народ, в его грандиозные силы, вера в
Россию с ее неповторимостью и самобытностью
питали все творчество Гоголя.
Самое
интересное то, что идеи Гоголя-пророка
актуальны и сегодня. Чернышевский писал:
"Давно уже в мире не было писателя,
который был бы так важен для своего
народа, как Гоголь важен для России”.
Высоко оценил поэму и Герцен: "В
произведении видна прекрасная душа
автора, его бесконечная тоска по идеалу,
грустная прелесть воспоминаний о
прошедшей жизни, ощущение величия
России”.