Художественная деталь и её роль в создании образа Плюшкина
Художественная деталь и её роль в создании образа Плюшкина
Плюшкин – образ заплесневелого
сухаря, оставшегося от кулича. История
жизни есть только у него, всех остальных
помещиков Гоголь изображает статично.
У этих героев как бы нет прошлого, которое
хоть чем-нибудь отличалось бы от их
настоящего и что-то в нём объясняло.
Характер Плюшкина намного сложнее
характеров других помещиков, представленных
в «Мёртвых душах». Черты
маниакальной скупости сочетаются в
Плюшкине с болезненной подозрительностью
и недоверием к людям. Сберегающий старую
подошву, глиняный черепок, гвоздик или
подкову, он обращает в пыль и прах всё
своё богатство: тысячами пудов гниёт
хлеб, пропадает множество холстов,
сукон, овчин, дерева, посуды. Заботясь
о ничтожной мелочи, проявляя грошовую
скаредность, он теряет сотни и тысячи,
пуская по ветру своё состояние, разоряя
семью и дом, родовое поместье. Полностью
соответствует образ Плюшкина картине
его имения, которая предстаёт перед
читателем. Тот же распад и разложение,
абсолютная утрата человеческого образа:
хозяин дворянской усадьбы выглядит,
как старая баба-ключница. «А
ведь было время, когда он только был
бережливым хозяином!» В этот период
своей истории он как бы соединяет в себе
наиболее характерные черты других
помещиков: у него учились хозяйствовать,
как у Собакевича, он был примерный
семьянин, как Манилов, хлопотлив, как
Коробочка. Однако уже на этом этапе
жизни Плюшкин сравнивается с пауком:
«… везде, во всё входил зоркий взгляд
хозяина и, как трудолюбивый паук, бегал…
по всем концам своей хозяйственной
паутины». Запутавшись в сетях «хозяйственной
паутины», Плюшкин начисто забывает о
душе своей и чужой. Не зря наблюдательный
Чичиков в разговоре с ним спешит заменить
слова «добродетель» и «редкие свойства
души» на «экономию» и «порядок». Моральная
деградация Плюшкина происходит не
столько в силу биографических причин
(смерть жены, бегство старшей дочери,
ослушание сына, наконец, смерть последней
дочери), сколько потому, что «человеческие
чувства», которые… не были в нём глубоки,
мелели ежеминутно, и каждый день
что-нибудь утрачивалось в этой изношенной
развалине. Гоголь
видит причину духовного опустошения
Плюшкина в безразличии к собственной
душе. Горестны рассуждения автора о
постепенном охлаждении, очерствении
человеческой души, которыми он открывает
главу о Плюшкине. Образ
Плюшкина завершает галерею губернских
помещиков. Он являет собой последнюю
ступень нравственного падения. Почему
не Манилов, не Собакевич, не Коробочка
названы страшным гоголевским словом
«прореха на человечестве», а именно
Плюшкин? С одной стороны Гоголь
рассматривает Плюшкина, как явление
уникальное, исключительное в русской
жизни. С другой стороны – его роднят с
героями поэмы бездуховность, мелочность
интересов, отсутствие глубоких чувств
и возвышенность мыслей. В ряду «мёртвых
обитателей, страшных неподвижным холодом
души своей и пустотой сердца». Плюшкин
занимает достойное место как логическое
завершение процесса расчеловечивания
человека. Известно, что Гоголь лелеял
мечту о возможности «воскрешения»
подобных мёртвых душ силой нравственной
проповеди. Но великая Трагедия Гоголя
заключалась, по мысли Ю.Айхенвальда, в
том, что создание «прекрасных и простых
образов… создание человеческого величия
не даётся ему. Здесь он не творец, здесь
он бессилен».