Чичиков на балу у губернатора (Анализ эпизода из первой главы поэмы Н.В.Гоголя "Мертвые души")
Чичиков на балу у губернатора (Анализ эпизода из первой главы поэмы Н.В.Гоголя "Мертвые души")
В городе NN было два рода мужчин:
толстые и тоненькие. Тоненькие больше
вились около дам и занимали не очень
важные места, по особенным поручениям,
а толстые — "были почетные чиновники
в городе". Они занимали самые важные
посты. Почти все они были на балу у
губернатора, где "все залито светом"
и гости напоминают мух, которые влетели
в комнату, "чтобы только показать
себя, пройтись взад и вперед по сахарной
куче". С первых же
страниц произведения Н.В.Гоголя мы
ощущаем увлекательность сюжета, так
как нельзя не предположить, что после
встречи Чичикова с Маниловым будут
встречи с Собакевичем и Ноздревым.
Читатель не может догадаться и о конце
поэмы, потому что все ее персонажи
выведены по принципу градации: один
хуже другого. Например, Манилова, если
его рассматривать как отдельный образ,
нельзя воспринимать как положительного
героя (на столе у него лежит книга,
открытая на одной и той же странице, а
его вежливость притворна: "Позвольте
этого вам не позволить"), но по сравнению
с Плюшкиным Манилов во многом даже
выигрывает. Однако в центр внимания
Гоголь поставил образ Коробочки, так
как она является своеобразным единым
началом всех персонажей. По мысли Гоголя,
это символ "человека-коробочки",
в котором заложена идея неуемной жажды
накопительства. Н.В.Гоголя
очень волновало и тревожило будущее
своей Родины, это ярко отразилось в
поэме "Мертвые души", в лирических
отступлениях писателя. В этом произведении
мы можем увидеть два типа лирических
отступлений: эпические, которые служат
для раскрытия характеров и образов, и
непосредственно лирические, отображающие
переживания автора о судьбе России. На
балу Чичиков занят размышлениями о
мужчинах, знакомится с "весьма
обходительным и учтивым помещиком
Маниловым и несколько неуклюжим на
взгляд Собакевичем", от которых
узнает, в каком состоянии находятся их
имения и сколько у кого крестьян. Манилов,
"имевший глаза сладкие, как сахар, и
щуривший их всякий раз, когда смеялся",
приглашает Чичикова к себе в усадьбу,
так как находится от гостя "без
памяти". Такое же приглашение Павел
Иванович получает от Собакевича. Тема
разоблачения чиновничества проходит
через все творчество Гоголя: она
присутствует и в сборнике "Миргород",
и в комедии "Ревизор". В поэме
"Мертвые души" она переплетается
с темой крепостничества. За страшным
миром помещичьей и чиновничьей России
Гоголь чувствовал душу русского народа,
которую выразил в образе быстро несущейся
вперед тройки, воплощающей в себе силы
России: "Не так ли и ты, Русь, что
бойкая, необгонимая тройка несешься?"
Итак, что же изображает Гоголь в своем
произведении? Он изображает социальную
болезнь общества. Тем' не менее следует
остановиться на том, как ему удается
это сделать. Н.В.Гоголь
пользуется приемами социальной типизации.
В изображении галереи помещиков он
умело сочетает общее и индивидуальное.
Практически все его персонажи статичны,
они не развиваются (кроме Плюшкина и
Чичикова), запечатлены автором как
результат. Этот прием подчеркивает еще
раз, что все эти Маниловы, Коробочки,
Собакевичи, Плюшкины и есть мертвые
души. Для характеристики своих персонажей
Гоголь использует и излюбленный прием
— характеристику персонажа через
деталь. Главная тема
поэмы — это судьба России: ее прошлое,
настоящее и будущее. В первом томе Гоголь
раскрыл тему прошлого родины. Задуманные
им второй и третий тома должны были
повествовать о настоящем и будущем
России. Этот замысел можно сравнить со
второй и третьей частями "Божественной
комедии" Данте: "Чистилище" и
"Рай". Однако этим замыслам не
суждено было сбыться: второй том оказался
неудачным по идее, 'а третий так и не был
написан. Поэтому поездка Чичикова так
и, осталась поездкой в неизвестность.
Гоголь терялся, задумываясь о будущем
России: "Русь, куда же ты несешься?
Дай ответ! Не дает ответа".