Центральный Дом Знаний - Экономическая теория как наука

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Как Вы планируете отдохнуть летом?
Всего ответов: 903

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Экономическая теория как наука

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА       Скачать

по дисциплине Экономическая теория на тему: «Экономическая теория как наука» Вариант № 1

С О Д Е Р Ж А Н И Е

ВВЕДЕНИЕ

1. ПРЕДМЕТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

2. МЕТОД ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ   9

3. ФУНКЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ   14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ТЕСТЫ    19

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ    21


ВВЕДЕНИЕ

Сложность и многоуровневый характер экономической жизни, ее интенсивная социальная окраска обусловили наличие большого количества сопряженных областей экономического знания, а следовательно, и специальных экономических наук. Эти науки, изучающие структуру, элементы и грани, прямые и обратные связи экономической действительности, сложились в систему экономических наук[1].

Общей методической базой этой системы является экономическая теория. Несмотря на то что, экономическая теория стала наукой только в XVII веке, начала она свое развитее задолго до этого. Изучение экономической теории – реализация объективной необходимости познания мотивов действий людей в хозяйственной деятельности, законов хозяйствования во все времена – от Аристотеля, Ксенофонта до сегодняшних дней [2].

Первым поводом к изучению экономической теории является то, что эта теория решает проблемы которые касаются нас всех без исключения: какие виды работ нужно выполнять? Как они оплачиваются? Сколько товаров можно купить на доллар заработной платы сейчас и в период скачущей инфляции? Какова вероятность наступления такого времени, когда человек не сможет находить подходящую для себя работу лишь в пределах приемлемого срока? Интерес к экономической теории с каждым годом растет, объясняется это теми глобальными переменами, которые происходят во всем мире, а также и в России.

Значение экономической теории заключается не в том, что она является набором уже готовых рекомендаций, применимых непосредственно в хозяйственной практике и политике, а в том, что она, по словам Дж. Кейнса, служит методом, интеллектуальным инструментом, техникой мышления, помогает тому, кто владеет ею, приходить к правильным выводам и заключениям. При этом чрезмерное теоретизирование также нежелательно, ибо оно бесполезно[3]. Глубокий кризис всех сторон жизни нашего общества не мог не отразиться на современном состоянии экономической науки России. Кризис экономической науки как частная форма проявления общественного кризиса естественен, ибо экономическая теория есть отражение экономической жизни общества. Если вспомнить историю развития экономической мысли, можно заметить, что именно экономические кризисы служили в прошлом мощными импульсами для развития экономической теории. Выход из современного социально-экономического кризиса России большинство ученых и практиков видят в переходе к рыночной экономике, ориентированной на рост благосостояния населения, в отказе от закрытой экономики и заменой открытой экономикой, которая получила развитие в ряде стран Запада, США, Японии и др[4]. Поэтому естественны и наши поиски в чрезвычайно богатом мировом опыте преподавании экономической теории. При этом не следует слепо копировать достижения западных ученых. Если в целом оценить западную экономическую науку, то нельзя не заметить, что она перегружена графиками, элементарными формулами, абстрактными рассуждениями. Это может привести к вырождению экономической теории как объективной науки, на что неоднократно обращалось внимание мировой научной общественностью. Экономическая теория тем самым имеет свой предмет исследования, который изучает характер экономической деятельности отдельного экономического субъекта и совокупности всех функционирующих субъектов на уровне национальной экономики[5].

Цель курсовой работы – раскрыть содержание предмета и функций экономической теории.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

Рассмотреть предмет, метод экономической теории;

Изучить основные функции экономической теории.

1. ПРЕДМЕТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

Представления о предмете экономической теории менялись в ходе углубления знаний о хозяйственной деятельности людей и по мере усложнения самой этой деятельности. Долгое время считалось, что предметом этой науки являются причины роста материального благополучия людей. Недаром главный труд великого английского ученого Адама Смита, опубликованный в 1776 году, назывался «Исследования о природе и причинах богатства народов». В дальнейшем представления о предмете экономической теории все больше начинают связываться с редкостью (ограниченностью) имеющихся в распоряжении людей ресурсов[6].

В прошлом люди, начинающие изучать экономическую теорию, обычно требовали, чтобы им было дано краткое, в одном предложении, определение этого предмета. И надо сказать, что этот сильный спрос не испытывал недостатка в предложении. Существует множество определений  экономической теории. Вот некоторые из таких определений:

Экономическая теория есть наука о видах деятельности, связанных с обменом и денежными сделками между людьми.

Экономическая теория есть наука о повседневной деловой жизнедеятельности людей, извлечения ими средств к существованию и использовании этих средств.

Экономическая теория есть наука о том, как человечество справляется со своими задачами в области потребления и производства.

Экономическая теория есть наука о богатстве.

Экономическая теория есть наука об использовании людьми редких или ограниченных производительных ресурсов (земля, труд, товары производственного назначения, например машины, и технические знания) для производства различных товаров (таких как пшеница, говядина, пальто, концерты, дороги и яхты) и распределения их между членами общества в целях потребления[7].

Множество определений так или иначе отражают основной смысл термина «экономической теории», итак, экономическая теория изучает экономическое поведение субъектов, т.е. такие их действия, которые связаны с производством, распределением, обменом и потреблением материальных и нематериальных благ.

В развитой рыночной экономике субъект, выполняющий экономические функции, называется экономическим субъектом. К экономическим субъектам относятся функционирующие фирмы и предприятия всех размеров, государство, различные фонды, объединения, ассоциации и прочие функциональные образования, домохозяйства (семья) и отдельный человек.

Часто экономическим субъектом бывает человек. Английский экономист Лайнен Роббинс(1898-1984) дал следующее определение предмета экономика, которое широко используется в западной литературе: "Экономика - это наука, которая изучает поведение человека с точки зрения отношений между его целями и ограниченными средствами, допускающими альтернативное использование (проблема выбора)"[8].

В процессе деятельности экономических субъектов возникает экономическое явление. Экономические явления в динамике называются экономическими процессами. Причинно-следственные взаимосвязи, возникающие между экономическими явлениями в процессе их развития, называются экономическими механизмами. Они используются экономическим субъектом для достижения положительных результатов деятельности.

Английский экономист Самуэльсон писал, что в любом обществе всегда решались три основные задачи, организующие деятельность экономических субъектов:

1. «Что производить?» Решение этой задачи определяет ассортимент потребления, а следовательно, удовлетворение потребностей, как личных, так и производственных.

2. «Как производить?» Привлечение ресурсов обусловливает отношения между экономическими субъектами в сфере производства и обмена.

3. «Для кого производить?» Решение этой задачи определяет структуру социальных и производственных потребителей и формирует первичные отношения между экономическими субъектами в сфере производства, распределения, обмена и потребления[9].

Составляющими современной экономической теории являются: теория оптимального функционирования национальной экономики и ее элементов; теория экономической эффективности, включая рационалистические теории потребления, производства, распределения и обмена. Она является наукой, изучающей эволюцию системы рационального хозяйствования, источники и факторы роста национального богатства и благосостояния отдельных групп общества.

Итак, экономическая теория изучает деятельность людей в процессе производства, распределения, обмена и потребления экономических благ в условиях альтернативности целей и возможностей использования редких ресурсов. Именно поэтому в круг ее интересов входит и поиск путей наиболее эффективного использования редких ресурсов, т.е. такого их применения, при котором будут получены максимальные желаемые результаты при минимальных затратах.

С точки зрения масштабов изучаемого объекта, различают два уровня экономического анализа, которым соответствуют два раздела экономической теории – микроэкономика и макроэкономика.

Микроэкономика – такой раздел нашей науки, который предполагает анализ экономических действий индивидов, отдельных домашних хозяйств, фирм, отраслей.

Макроэкономика – занимается изучением законов функционирования всей национальной экономики в целом, а также входящих в нее так называемых агрегатов – домашних хозяйств, частного сектора, правительственного сектора[10].

Несмотря на разницу в масштабах объекта исследования некоторые проблемы входят в круг интересов обоих разделов экономической теории.

Экономическая теория тесно связана со многими другими науками: философией, психологией, историей, демографией, статистикой, математикой, юриспруденцией и др. Дж. М.Кейнс так писал об этом: «Настоящий экономист, знаток своего дела, должен быть наделен разнообразными дарованиями, - в определенной степени он должен быть математиком, историком, государственным деятелем, философом… Он должен уметь размышлять о частностях в понятии общего и обращать полет своей мысли в одинаковой степени к абстрактному и конкретному. Он должен изучать современность в свете прошлого – ради будущего. Ни одна черта человеческой натуры или созданных человеком институтов не должна оставаться за пределами его внимания»[11].

Говоря об экономической теории как науке следует отметить, что она выступает в качестве методологического фунда­мента целого комплекса экономических наук.

Во-первых, отраслевых (экономика промышленности, транспорта, строительства и т. п.).

Во-вторых, функциональных (финансы, кредит, маркетинг, прогнозирование).

В-третьих, межотраслевых (эко­номическая география, демография, статистика, теория менеджмента, регулирова­ние и т. п.).

2. МЕТОД ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

Экономическая теория выработала достаточно большое количество приемов поиска нового знания, отражающих специфику ее предмета. Действительно, экономические аспекты человеческой деятельности не могут подвергаться анализу с помощью, например, химических реакций, сопротивления на разрыв или баллистических параметров, как это делается в технических и естественных науках. Экономическая теория – наука гуманитарная, общественная, что сужает возможности экспериментирования в ходе изучения экономической жизни[12].

В экономических процессах можно обнаружить два своеобразных слоя отношений между людьми: первый из них — поверхностный, внешне ви­димый, второй — внутренний, скрытый от наружного наблюдения.

Научная разработка метода экономической теории восходит к трудам древнегреческого ученого Аристотеля. Он впервые сформулировал основные принципы познания экономической и других форм общественной жизни с помощью науки о законах и формах мышления – логики. Разработанные Аристотелем приемы познания, такие как анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия и другие широко используются до сих пор при анализе экономических явлений и процессов. Конечно же, в ходе развития и усложнения предмета экономической теории совершенствовались приемы и методы его познания, способов проверки истинности в ходе научного анализа результатов.

Экономическая теория стремится за внешней видимостью хозяй­ственных явлений обнаружить сущность — их внутреннее содержа­ние, а также причинно-следственные зависимости одних явлений от других. Профессор Пол Хейне (США) привел интересное сопостав­ление: «Экономист знает реальный мир не лучше, а в большинстве случаев хуже менеджеров, инженеров, механиков, словом, людей дела. Но экономисты знают, как разные вещи связаны между собой. Экономическая наука позволяет нам лучше понимать то, что мы видим, более последовательно и логично размышлять о широком круге сложных общественных отношений»[13].

Следует различать метод экономической науки в широком смысле слова, как совокупность инструментов, приемов исследования и метод как синоним приема научного анализа, способа обработки данных, формы демонстрации результатов анализа.

В любой науке используется определенная со­вокупность методов исследования. Эти методы подразделяются на: всеобщие (философские), вооружающие все об­ласти познания, например, метафизический и диалектический ме­тоды; общенаучные — исторический, логический, математический и др.; и специфические — для каждой отрасли науки. - В экономической теории применяются два, хотя и противопо­ложных, но взаимосвязанных философских метода — метафизика и диалектика.

Метафизика рассматривает все явления разрозненно, в состоя­нии покоя и неизменяемости. Это необходимо в тех случаях, когда анализируется какая-то часть системы в отдельности или выясняет­ся внутренняя структура хозяйственных отношений. Также поступают, например, при классификации типов собственности, форм организации хозяйства, функций денег, типов рынков, форм зара­ботной платы.

Основным методом исследования в экономической теории является метод познания сложных систем – диалектика; здесь экономическая теория полнее отражает действительность[14].

Диалектика — учение о наиболее общих за­кономерностях становления и развития всех явлений природы, об­щества и мышления. Немецкий философ Георг Гегель (1770—1831) — создатель систематической теории диалектики центральное место в этой теории отводил противоречию. Последнее он рассматривал как единство взаимоисключающих и одновременно взаимно предпола­гающих друг друга противоположностей. Противоречие Гегель оце­нивал как «мотор», как внутренний импульс всякого развития[15]. Это, разумеется, в полной мере относится к реальной хозяйственной дея­тельности и к экономической теории.

Чтобы изучить предмет, необходимо разложить его на составные части и исследовать каждую. Изучение каждой части единого целого называется анализом. Соединение всех изученных составных частей предмета в единое целое в соответствии с тем значением и положением, которые они имеют в данной структуре, называется синтезом. Анализ и синтез как части диалектического метода базируются на использовании научных абстракций[16].

Метод научных абстракций позволяет изучить и исследовать в процессе анализа часть предмета, не принимая во внимание другие его составляющие. В процессе синтеза научные абстракции позволяют выделить все существенное, прочное, устойчивое и обойти единичное, случайное, несущественное. В результате анализа и синтеза в исследуемом экономическом явлении с использованием метода научных абстракций выделяются наиболее существенные и характерные особенности предмет, его количественные и качественные специфические параметры.

В XX в. методы диалектики познания сложных систем дополнились математическими методами. С течением времени экономическая теория перешла от сбора фактов к экономико-математическому анализу. В нем устойчивое место заняло предварительное осмысление экономических явлений и механизмов при помощи ряда взаимосвязанных абстрактных величин, которое получило название моделирование[17].

Сконструированный образ, описанный по определенным правилам и на определенном языке, называется экономической моделью. Она отражает конкретные, специфические стороны и свойства экономической системы, взаимодействие, противостояние, взаимодополнение и нейтральность ее составных частей.

Развитие национальной экономики осуществляется в условиях ограниченности ресурсов, в соответствии с этим задачей экономической теории является поиск путей их максимально эффективного использования, т.е. проблема оптимизации.

Следует отметить, что профессора П. Самуэльсон и В. Нордхаус оценивают взгляды американских экономистов на макроэкономи­ку (национальную экономику) следующим образом: «Макроэконо­мика: борьба противоположностей. Происходят такие, например, столкновения. Одни экономисты предлагают повысить налоги для того, чтобы уменьшить государственный дефицит, в то время как другие предлагают снизить налоги для того, чтобы простимулировать экономический рост. Некоторые хотят, чтобы роль государ­ства в управлении экономикой была бы более значительной, а дру­гие считают, что было бы лучше, если бы государство сохраняло нейтралитет, если это возможно. И в этом случае понятно, почему Бернард Шоу сказал: "Экономисты никогда не достигнут согласия, даже если они будут принадлежать к одной школе"»[18].

Диалектический метод отражает противоречия в их неразрывном единстве. Это позволяет на практике избегать односторонних и оши­бочных решений, объединять в целостность, казалось бы, несоеди­нимые стороны явления. Поэтому в хозяйственной деятельности воз­никают различные формы, позволяющие находить компромисс (соглашение между различными сторонами, достигаемое путем ус­тупок)[19].

Важную роль в изучении экономики играют общенаучные мето­ды. В их числе — исторический метод, который позволяет выяс­нить, как возникают и развиваются хозяйственные системы. Такой подход помогает конкретно и наглядно представить все особеннос­ти каждой системы на разных этапах ее исторического развития, в том числе отличительные черты современной экономики.

Экономическая теория и практика убедительно показывают, что полностью несостоятельны все попытки рассматривать экономику как нечто исторически неизменяющееся. Напротив, экономические принципы и законы по-разному действуют в зависимости от факто­ра времени (в краткосрочном и долгосрочном периодах).

Однако исторический подход к анализу хозяйственной деятель­ности таит в себе и существенные недостатки. Обилие описательно­го материала и частных исторических подробностей может затруд­нять - теоретическое изучение экономики. Подобным путем не удается четко выявить типические черты систем производства. Пре­одолеть эти недостатки помогает логический метод.

Логический метод позволяет применить законы и формы правильного мышления. С их помощью достигается истинность высказываемых суждений и умозаключений[20].

Экономическая теория изучает не быстропротекающие и случай­ные события. Она стремится к научным обобщениям типичных фак­тов, точному описанию и измерению количественных процессов, поэтому вся совокупность научных методов позволяет выполнять важ­ную задачу — выявлять общие для всех изучаемых систем элементы и признаки, закономерности развития, а также показывать разли­чия между ними. На этой основе во всех разделах курса экономи­ческой теории дается сравнительный анализ основных экономичес­ких систем, существующих в современном мире.[21]

3. ФУНКЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

Познавательная функция состоит в том, чтобы всесторонне изучить хозяйственные явления и их внутреннюю сущность, что позволяет от­крыть законы, по которым развивается национальное хозяйство.

<......>

Методологическая (от греч. prognosis — предвидение, предсказание) функция теории означает научное предвидение хода научно-техничес­кого и социально-экономического развития на обозримое будущее[23]. Т.е. экономическая теория исследует общее (и экономические отношения, и производительные силы) и является методологической базой для других наук, т.к. выявляет общие экономические законы, которые являются исходной методологической посылкой для исследования в других науках. Эта функция нужна для того, чтобы помочь предприятиям и государ­ству заблаговременно учесть последствия намечаемых действий и выб­рать наиболее эффективные хозяйственные решения. Чем сложнее ста­новятся техника и организация производства, тем более необходимо прогнозировать и планировать развитие хозяйства.

Практическая функция экономической теории состоит в том, чтобы научно обосновывать экономическую политику государства, выявлять принципы и способы рационального хозяйствования. Это позволяет определить, какой должна быть нормальная для опреде­ленных условий хозяйственная деятельность предприятий и госу­дарства.

Эти функции экономической теории осуществляются в повседневной жизни ци­вилизованного общества. Экономической науке принадлежит огромная роль в фор­мировании экономической среды, определении масштабов и направлений экономи­ческой динамики, оптимизации отраслевых структур производства и обмена, повышении общего жизненного уровня населения в национальных масштабах[24].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Экономическая деятельность людей сложна и многообразна и изобилует противоречиями. Экономическая наука обладает большим прогностическим потенциалом. Основанные на выводах позитивной и нормативной экономической теории политические решения в ряде случаев могут быть наиболее эффективными из всех возможных.

Объектом изучения экономической теории является анализ тесной взаимосвязи механизма функционирования рынка с наличием на рынках и соответствующих им сегментах совершенной и несовершенной конкуренции, степени монополизированности отдельных хозяйственных сфер, форм и методов ценовой и неценовой конку­ренции, путей и способов экономического реформирования рыночных отношений[25]. Поэтому структурно экономическая теория включает в себя микроэкономику и макроэкономику.

Микроэкономика и макроэкономика взаимообусловлены в реальной эконо­мической среде и взаимодействуют друг с другом. На макроэкономическом этапе уровень, характер и сила этого взаимодействия в той или иной степени подвергают­ся государственному регулированию посредством экономических стабилизаторов и регуляторов. Степень этого регулирования приобретает исключительный харак­тер в переходный период развития экономики, на этапе становления рыночных отношений и рыночных связей, ломки командно-централизованных и бюрократиче­ских методов управления. Впервые в конкретном плане основы этих связей были ис­следованы Дж. Кейнсом, который установил количественную зависимость между ростом потребления и объемами производства, между ростом инвестиций и объе­мом продукта[26].

Несмотря на различный уровень, микро- и макроэкономика в общем анализе и использовании его результатов подчинены единой цели — исследованию законо­мерностей и факторов экономического роста в целях удовлетворения потребностей общества. Поддержание стабильных параметров экономического роста и их опти­мизация осуществляются для удовлетворения материальных и духовных потребно­стей, усиления нравственных основ в развитии общества. Важное методологичес­кое положение, по нашему мнению, состоит в том, что микро- и макроуровни экономической теории — это не две отдельные науки. Скорее, это отдельные дис­циплины единой экономической теории, имеющие общий предмет исследования. Таким образом, экономическая теория — это:

• наука о закономерностях и факторах экономического роста в пофазной дина­мике воспроизводства и динамике «длинных волн», наука о национальном богатстве;

• наука об использовании ограниченных ресурсов (труд, земля, капитал) для производства товаров и обмена их в целях удовлетворения потребностей;

• наука о видах деятельности по производству и обмену, повседневной деловой жизни людей и извлечении средств существования[27].

Экономическая теория изучает историческую эволюцию системы рационально­го хозяйствования как источника и движущей силы роста, действительного богат­ства и благосостояния отдельных групп и членов общества в аспекте товарно-де­нежных отношений.

Следовательно, общая экономическая теория выступает в качестве методологического фунда­мента целого комплекса экономических наук.

<......>

Однако побудительным мотивом выступает определенное количество денег. Именно это определенное и точное денежное измерение самых устойчивых стимулов в хозяйственной жизни позволило экономической науке далеко опередить все другие науки, исследующие человека. Но экономическую науку нельзя приравнять к точным естественным наукам, ибо она имеет дело с постоянно меняющимися, очень тонкими свойствами человеческой натуры.

ТЕСТЫ

Производственные отношения это:

а) отношения производства, распределения, обмена и потребления:

б) взаимодействие человека со средствами производства;

в) использования ресурсов;

г) отношения возникающие в процессе общественного воспроизводства;

д) этическо-морально-нравственные взаимодействия между людьми.

Производственные или экономические отношения  - это общественная форма реализации производительных сил. Производительные силы и производственные отношения непосредственно связаны между собой[29]. Производительные силы - совокупность средств производства и людей, занятых в производстве. Согласно марксистской экономической теории производительные силы определяют облик экономической системы[30].

Производственные отношения - термин марксистской политической экономии, означающий экономические отношения между людьми, складывающиеся в процессе производства, обмена, распределения и потребления материальных благ[31].

Следовательно правильными ответами в задании являются варианты а) и б).

Метод познания ограничивается:

а)  движением мышления от абстрактного к конкретному;

б) движением мышления от конкретного к  абстрактному;

в) движением мышления от конкретного к  абстрактному и от абстрактного к конкретному;

г) созерцанием;

д) использованием всех методов познания.

Правильный вариант ответа д). При познании невозможно выделить конкретный способ мышления, действия или бездействия, т.к. нет утвержденных правил познания и этот метод используется постоянно не только в экономической теории, следовательно, познавая какое бы то ни было явление, процесс мы прибегаем абсолютно ко всем известным и доступным нам способам.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Историко-экономическая мысль прошлого столетия. Цитаты. 2005г.//http://biblioblog.ru/ Publications/?p=1<......>

Loading

Календарь

«  Июнь 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24