Центральный Дом Знаний - Экономическая теория как наука

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Я учусь (закончил(-а) в
Всего ответов: 2690

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Экономическая теория как наука

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА          Скачать

по экономической теории на тему № 1 «Экономическая теория как наука»

План работы

Введение ………………………………………………………………. 3

I. Предмет и метод экономической теории …………………………. 5

II. Функции экономической теории ………………………………….10

III. Тесты ………………………………………………………………12

Заключение ……………………………………………………………13

Список использованной литературы ………………………………...15

Введение

       Первым поводом к изучению экономической теории является то, что эта теория имеет дело с теми проблемами, которые касаются нас всех без исключения, стремясь ответить на вопросы: какие виды работ нужно выполнять? Как они оплачиваются? Сколько товаров можно купить на доллар заработной платы сейчас и в период скачущей инфляции? Какова вероятность наступления такого времени, когда человек не сможет находить подходящую для себя работу лишь в пределах приемлемого срока?

     В прошлом люди, начинающие изучать экономическую теорию, обычно требовали, чтобы им было дано краткое, в одном предложении, определение этого предмета. Так появились следующие определения экономической теории:

     1. Экономическая теория есть наука о видах деятельности, связанных с обменом и денежными сделками между людьми.

2. Экономическая теория есть наука об использовании людьми редких или ограниченных производительных ресурсов (земля, труд, товары производственного назначения, например машины, и технические знания) для производства различных товаров (таких как пшеница, говядина, пальто, концерты, дороги и яхты) и распределения их между членами общества в целях потребления.

     3. Экономическая теория есть наука о повседневной деловой жизнедеятельности людей, извлечения ими средств к существованию и использовании этих средств.

     4. Экономическая теория есть наука о том, как человечество справляется со своими задачами в области потребления и производства.

     5. Экономическая теория есть наука о богатстве.

 Экономическая теория, несомненно, включает в себя все элементы, указанные как в этих определениях, так и в тех, которые могли войти в более длинный перечень. Это наука о том, какие из редких производительных ресурсов люди и общество с течением времени, с помощью денег или без их участия, избирают для производства различных товаров и распределения их в целях потребления в настоящем и будущем между различными людьми и группами общества.

     Курс Общей экономической теории включает в себя изучение экономических категорий и явлений, присущих общественному производству независимо от общественно экономической формации, а также изучает эти экономические закономерности человеческого общества и общественного производства в общечеловеческом плане.

     Жизнь человеческого образа многообразна, сложна и запутана. Она складывается из многочисленных и разнообразных видов деятельности человека в производстве материальных благ и оказании услуг, в науке и культуре, в политике и идеологии. Человечество стремится разгадать тайну отношений. Это стремление к удовлетворению потребностей в регулировании экономической жизни, и самое главное желание - воздействовать на экономические процессы в нужных для человека направлениях невозможно реализовать на практике, не зная таких основ экономической науки, как предмет, метод и функции. Этим и объясняется актуальность настоящего исследования: определения сущности предмета и метода, а также функций экономической теории как науки.

В структурном отношении работа включает в себя введение, два параграфа, посвященных одной из задач исследования, выполнение практической работы, представленной в виде тестов, заключение и список использованной при написании работы литературы.

Предмет и метод экономической теории

 Представления о предмете экономической теории менялись в ходе  углубления знаний о хозяйственной деятельности людей и по мере усложнения самой этой деятельности. Долгое время считалось, что предметом науки являются причины роста материального благополучия людей.[1] В дальнейшем представления о предмете экономической теории все больше начинают связываться с редкостью (ограниченностью) имеющихся в распоряжении людей ресурсов.

Действительно, все мы живем в мире ограниченных возможностей и редких ресурсов: редким ресурсом является время – в сутках всего 24 часа, а жизнь человека измеряется количеством лет. Конечно, ограниченность ресурсов часто является относительной, так как возникают новые технологии, позволяющие увеличить производство различных благ, разрабатываются ранее недоступные месторождения полезных ископаемых, создаются  информационные системы, расширяющие объем приобретаемых человеком знаний. Но и эти изменения, увеличивая объем доступных ресурсов, не могут сделать их безграничными.

Находящиеся в распоряжении человека ресурсы и возможности не только количественно, но и качественно ограничены, они имеют множество вариантов использования.

Категория редкости ресурсов в экономической науке понимается как недостаточность для достижения огромного множества различных целей, которые ставят перед собой люди.

Возвращаясь к характеристике предмета экономической теории, важно отметить, что он не включает изучение самых редких ресурсов как таковых. Экономическая теория изучает экономическое поведение людей, т.е. такие их действия, которые связаны с производством, распределением, обменом и потреблением материальных и нематериальных благ.

Существует много различных определений предмета экономической теории. Наиболее распространенной и общепризнанной в силу своей точности и лаконичности является формулировка определения предмета науки, данная английским экономистом Лайонелом Роббинсом: «Именно формы, которое принимает человеческое поведение, когда необходимо распорядиться редкими ресурсами, составляет единый предмет экономической науки… Экономическая наука – это наука, изучающая человеческое поведение с точки зрения соотношения между целями и ограниченными средствами, которые могут иметь различное употребление».[2]   

Экономическая теория тесно связана со многими другими науками: философией, психологией, историей, демографией, статистикой, математикой, юриспруденцией и др. По мнению Дж. М. Кейнс «Настоящий экономист, знаток своего дела, должен быть наделен разнообразными дарованиями, - в определенной степени он должен быть математиком, историком, государственным деятелем, философом… Он должен уметь размышлять о частностях в понятиях общего и обращать полет своей мысли в одинаковой степени к абстрактному и конкретному. Он должен изучать современность в свете прошлого – ради будущего. Ни одна черта человеческой натуры или созданных человеком институтов не должна оставаться за пределами его внимания».[3]   

Таким образом, можно сделать вывод о том, что экономическая теория изучает деятельность людей в процессе производства, распределения, обмена и потребления экономических благ в условиях альтернативности целей и возможностей использования редких ресурсов.

С предметом экономической науки тесно связаны ее методы. Метод науки призван обеспечить все более глубокое постижение предмета, он сам рождается и совершенствуется в ходе получения новых знаний, в известной степени предмет сам формирует метод и, наоборот, используемый метод исследования позволяет все более четко определить границы и содержание самого предмета.

Следует отличать метод экономической науки в широком смысле слова, как совокупность инструментов, приемов исследования и метод как синоним приема научного анализа, способа обработки данных (например, математический метод), формы демонстрации результатов анализа (графический метод).

Экономическая теория выработала достаточно большое количество приемов поиска нового знания, отражающих специфику ее предмета. Действительно, экономические аспекты человеческой деятельности не могут подвергаться анализу с помощью, например, химических реакций, сопротивления на разрыв или баллистических параметров, как это делается в технических и естественных науках. Экономическая теория – наука гуманитарная, общественная, и это сужает возможности экспериментирования в ходе изучения экономической жизни.

Экономическая теория использует разнообразные приемы познания окружающей действительности, важнейшими из которых являются анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия.

Анализ – это такой метод познания, который предполагает разделение целого на отдельные составные части и изучение каждой из этих частей. Примером может служить изучение закономерностей формирования рыночного спроса путем исследования различных определяющих его факторов – цен, доходов потребителей, их предпочтений и др.

Синтез -  метод познания, основанный на соединении отдельных частей явления, изученных в процессе анализа, в единое целое. Так, рыночный спрос и его динамика могут быть правильно поняты лишь при его рассмотрении как единства входящих в него и определяющих его компонентов – цен, доходов потребителей и др. Анализ и синтез выступают как две взаимосвязанных стороны процесса познания.

Индукция – метод познания, базирующийся на умозаключениях от частного к общему. Например, полезность для конкретного потребителя каждого последующего экземпляра приобретаемого им аналогичного блага уменьшается. Следовательно, все потребители данного товара будут готовы приобретать этот товар только при условии снижения на него цен.

Дедукция – метод познания, предполагающий умозаключения от общего к частному.

Аналогия – это метод познания, предполагающий перенос свойств с известного явления или процесса на неизвестные. При этом могут использоваться достижения в различных областях знаний. Так, широко применяется сравнение денежного обращения с кровообращением в человеческом организме. Равновесие на рынке  условно аналогично равновесию в физическом понимании.

Помимо вышеназванных методов в экономической науке широко используют метод  научной абстракции. Он состоит в выделении главного в объекте исследования и отвлечении от несущественного, случайного, временного, непостоянного. Уровень абстрагирования может быть различным в зависимости от тех задач, которые ставит перед собой исследователь. Чем более общий характер носят выявляемые закономерности, тем большим может быть уровень абстрагирования.

Метод научной абстракции используется и для построения экономических моделей – упрощенных представлений о взаимосвязях между экономическими переменными (натуральными или денежными величинами, имеющими количественную оценку – объем производства, заработная плата, издержки, цены и.т.д.). Так, размер издержек на продукцию фирмы может зависеть от величины налога на прибыль, устанавливаемой государством, т.е. задается экзогенно, и от применяемой технологии, которая выступает как эндогенный фактор.

При построении экономических моделей, выработке  теорий, выявлении экономических законов экономическая наука также широко использует метод функционального анализа, отражающий принцип взаимной зависимости экономических явлений. Функцией называется переменная величина, зависящая от других переменных величин. Таким образом функция выступает как зависимая переменная от аргумента  - независимой переменной. Например, функция спроса определяет спрос в зависимости от влияющих на него факторов (аргументов) – ожиданий потребителей, уровня их доходов, предпочтений и вкусов, цен, товаров-заменителей и др.

Многие функциональные зависимости в экономической теории исследуются с применением метода предельного анализа. Предельная величина в экономической науке  - это дополнительная величина. Так, предельная полезность выступает как дополнительная полезность, получаемая потребителем от использования дополнительной единицы продукта; предельный доход – дополнительный доход, получаемый фирмой от продажи дополнительной единицы продукции и т.д.

В целом же методы экономической науки подразделяются на специфические и универсальные.

Специфические методы свойственны только конкретному методологическому подходу, разновидностью которых могут быть причинно-следственные методы, методы  восхождения от абстрактного к конкретному, метод исторического и логического единства, эмпирические, статистические, а также функциональные методы.

Примером универсальных методов могут быть метод анализа и синтеза, индукции и дедукции, абстракции, обобщения и допущения.

Функции экономической теории

Усложняющаяся экономическая жизнь и переплетение хозяйственных связей, увеличение воздействующих факторов приводят к тому, что традиционные экономические законы модифицируются и  нейтрализуются, проявляясь как тенденции развития данного периода или конкретной исторической эпохи.

Поскольку экономические явления в абсолютном большинстве поддаются наблюдению, роль экономической теории заключается в том, чтобы внести в процесс наблюдения за экономическими явлениями определенный порядок, очистить их от влияния внешних факторов. Это позволит установить оптимальные условия действия экономических механизмов, а также выделить и учесть возможные расхождения между реальными и оптимальными условиями их развертывания. Полученные результаты учитываются экономической теорией при построении экономических моделей, создании экономической доктрины и разработке экономической политики.

Экономическая теория дает рекомендации по формированию экономической политики государства при составлении производственных программ, обеспечивает прогнозы реализации альтернативных программ с учетом изучения прошлого опыта.

Вышеперечисленное дает основание выделить следующие основные функции экономической теории:

Познавательную – изучение сущности экономических явлений и процессов;

Теоретико-методологическую – выявление общих принципов экономического поведения субъектов и применение этих принципов при изучении проблем другими экономическими дисциплинами;

Практическую – использование полученных знаний в управлении деятельностью отдельных субъектов хозяйствования и экономикой страны в целом.

Помимо основных функций экономическая наука располагает рядом вспомогательных функций, например, образовательной и идеологической. Так, основной целью идеологической функции является обоснование смысла глобальных политических идей и целей общественного развития, а образовательная функция закрепляет в себе предназначение экономической науки в деятельности, скажем, учебной. 

III. Тесты

Производственные отношения – это:

а) отношения производства, распределения, обмена и потребления;

б) взаимодействие человека со средствами производства;

в) использование ресурсов;

г) отношения, возникающие в процессе общественного воспроизводства;

д) этические, морально-нравственные взаимодействия и отношения между людьми.

Производственные отношения представляют собой совокупность отношений между экономическими субъектами в процессе производства, распределения, обмена и потребления результатов труда – пункт «а».

Метод познания ограничивается:

а) движением мышления от абстрактного к конкретному;

б) движением мышления от конкретного к абстрактному;

в) движением мышления от конкретного к абстрактному и от абстрактного к конкретному;

г) созерцанием;

д) использованием всех методов исследования.

Поскольку слово «метод» (от греческого methodos – «путь к какой-либо цели») означает способы познания, инструменты, совокупность приемов исследования явлений природы и общественной жизни, и экономическая  наука имеет свои методы (анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия и т.д.), являющиеся формой познания окружающей действительности, полагаю, что метод познания ограничивается использованием всех методов исследования. То есть правильным, с моей точки зрения, ответом на поставленный вопрос будет пункт «д».   

Заключение

Таким образом, в процессе решения основных экономических задач между экономическими субъектами складываются конкретные отношения по поводу производства, обмена, распределения и потребления производимых благ и услуг. Именно эта совокупность экономических связей и отношений в их взаимозависимости и взаимообусловленности и законы их развития и являются предметом изучения экономической теории.[4]

На разных исторических этапах в центре внимания экономической теории находились различные аспекты функционирования экономических систем. Вначале это были проблемы сущности отдельных экономических явлений и законов их развития, затем на первый план вышли отношения, складывающиеся в общественном хозяйстве между отдельными социальными группами и классами. В настоящее время под экономической  наукой чаще всего понимают науку, изучающую принципы выбора путей использования ограниченных ресурсов в условиях рыночного хозяйства, основанного на разных формах собственности.

Основным методом исследования в экономической теории является диалектика. Ведь чтобы изучить предмет, необходимо разложить его на составные части и исследовать каждую из них, то есть провести анализ. Соединение всех изученных составных частей предмета в единое целое в соответствии с тем значением, какое они имеют в данной структуре, носит название синтеза. Анализ и синтез как составные части диалектического метода базируются на использовании научных абстракций, позволяющих изучить и исследовать часть предмета, не принимая при этом в процессе анализа во внимание другие составляющие.

Усложняющаяся экономическая жизнь и переплетение хозяйственных связей, увеличение воздействующих факторов приводят к тому, что традиционные законы модифицируются и нейтрализуются, проявляясь как тенденции развития данного периода или конкретной исторической эпохи. В этой взаимосвязи экономическая наука выполнять призвана выполнять три основные функции:

Познавательную – изучение сущности экономических явлений и процессов;

Теоретико-методологическую – выявление сущности явлений и процессов и общих принципов поведения экономических субъектов;

Практическую – использование полученных знаний в управлении деятельностью экономических субъектов и национальной экономикой в целом; и такие вспомогательные, как идеологическую и образовательную. 

Список использованной литературы

Брагинский С. В., Певзнер Я. А. Политическая экономия: дискуссионные проблемы, пути обновления. М., 1991.

Курс экономической теории: учебник под редакцией проф. М. Н. Чепурина, Е. А. Киселевой – 4-е дополненное и переработанное издание – Киров: «АСА», 2001 г.

Роббинс Л. Предмет экономической науки. THESIS. М., 1993. Т.1. Вып.1

Экономическая теория в вопросах и ответах: учебное пособие/И.П. Николаева (и др.); под ред. И. П. Николаевой – М.: КНОРУС, 2005.

Экономическая теория: учебник для вузов/А. Н. Романов, И. П. Николаева, В. В. Клочков и др.; под ред. И. П. Николаевой/Всерос.заоч.фин.-эко.ин-т. – М.: Финстатинформ, 1997.

[1] Курс экономической теории: учебник – 4-е дополненное и переработанное издание – Киров: «АСА», 2001 г., С. 27

[2] Роббинс Л. Предмет экономической науки. THESIS. М., 1993. Т.1. Вып.1.С.18

[3] Цит.по: Брагинский С. В., Певзнер Я. А. Политическая экономия: дискуссионные проблемы, пути обновления. М., 1991. С. 6-7

[4] Экономическая теория в вопросах и ответах: учебное пособие/И.П. Николаева (и др.); под ред. И.П. Николаевой – М.: КНОРУС, 2005. – С.4

Loading

Календарь

«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24