Лирическое отступление в главе
11 поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души» - это
развёрнутая метафора, в которой Русь
сравнивается с птицей-тройкой, неудержимо
несущейся вперёд в будущее. Автор
олицетворяет Русь, ведя с ней своеобразный
диалог. Отрывок насыщен риторическими
вопросами и восклицаниями, отражающими
восхищение автора силой, стремительностью,
неудержимостью тройки, являющейся
образом Руси. Используемая в отрывке
возвышенная лексика помогает выразить
авторское восхищение и любовь к родине:
«необгонимая», «созерцатель», «неведомая»,
«вдохновенная богом»… Также все эпитеты,
обращённые к Руси, показывают мощь и
огромную скорость, с которой она летит
куда-то. Это такие эпитеты, как «бойкая
необгонимая тройка», «божьим чудом»,
«наводящее ужас движение», «неведомая
сила», «неведомых светом конях»,
«вдохновенная богом», «чудным звоном»,
«разорванный в куски воздух». Олицетворения
помогают создать живой образ Руси, а
также показать, как всё вокруг расступается,
открывая ей дорогу. Это следующие
олицетворения: «дымится дорога», «гремят
мосты», «вихри сидят в гривах», «заливается
колокольчик», «гремит воздух», «косясь,
постораниваются и дают ей дорогу другие
народы и государства». В тексте также
используются сравнения, которые, помимо
основного сравнения Руси с тройкой,
усиливают эффект быстроты движения,
стремительности: «молния ли это,
сброшенная с неба?», «одни вытянутые
линии, летящие по воздуху». Метафора
«медные груди» показывает прочность,
нерушимость, твёрдость, могущество
несущейся Руси-тройки, её целеустремлённость.
Чтобы показать огромное количество
чувств, переполняющих автора, которые
нельзя полностью передать ловами, автор
использует умолчание. Для поэтичного
и возвышенного звучания слов используется
инверсия: «что бойкая необгонимая тройка
несёшься», «дымом дымится под тобою
дорога», «неведомая сила заключена»,
«чудным звоном заливается колокольчик»,
и другие. В отрывке используются сложные
синтаксические конструкции. В основном
это сложные бессоюзные предложения и
простые предложения, осложнённые
однородными членами, причастными и
деепричастными оборотами, обращениями.
Ярко выражена эмоциональная окраска,
используются восклицательные предложения.
Вопросительные предложения показывают,
что автор ведёт диалог с Русью. Особенно
этот диалог виден в предложении: «Русь,
куда ж несёшься ты? дай ответ. Не даёт
ответа».
Многообразие
средств языка придаёт отрывку красочность,
насыщенность и образность, выражает
авторские мысли, чувства и надежды на
стремительные перемены в жизни России.