Тема Петербурга в творчестве
писателей XIX века занимает отнюдь не
последнее место. Город, построенный
вопреки всем законам природы, по воле
одного только человека; город, созданный
за небывало короткий срок, словно в
сказке; город, ставший воплощением
различных человеческих противоречий,
символом извечной борьбы благополучия
с нищетой, великолепия с уродством, —
таким Петербург предстает перед нами
в произведениях А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя,
многих писателей так называемой
натуральной школы.
Оценка
Петербурга всегда была неоднозначна:
ненависть и любовь сплетались воедино.
Именно сюда стремились, будучи молодыми,
самые выдающиеся деятели России, здесь
они превращались в замечательных
писателей, критиков, публицистов. В
Петербурге осуществлялись их честолюбивые
мечты. Но с другой стороны, здесь им
приходилось терпеть унижение и нужду;
город будто засасывал людей в болото
-болото пошлости, глупости, показной
роскоши, за которой нередко скрывалась
крайняя нищета, и центром этого болота,
сердцем Петербурга был знаменитый
Невский проспект.
Н.
В. Гоголь в повести «Невский проспект»
писал; «Нет ничего лучше Невского
проспекта, по крайней мере, в Петербурге;
для него он составляет все».
Петербург
предстает перед читателем не просто
как столица, грандиозный мегаполис с
великолепными дворцами, прекрасными
улицами и Невой, «одетой в гранит», а
как оживший великан, обладающий своим
лицом, своим характером, своими особенными
привычками и капризами.
И
люди, в течение дня сотнями проходящие
по Невскому проспекту, также являются
носителями самых разнообразных
характеров. «Создатель! Какие странные
характеры встречаются на Невском
проспекте!».
Но несмотря
на огромное количество народа, проходящего
в любое время по проспекту, все же меж
ними не создается ощущения общности,
целостности. Единственное, что объединяет
их, — место встречи, Невский проспект.
Как будто «какой-то демон искрошил весь
мир на множество разных кусков и все
эти куски без смысла, без толку смешал
вместе».
И вот из этой
людской мешанины встают перед читателем
двое: поручик Пирогов и «молодой человек
во фраке и плаще» - Пискарев. Первый
хорошо ориентируется в современной ему
действительности, он прекрасно знаком
с «рулеткой» величественного города:
риск, вечный риск, и если ты готов пойти
на него, то Петербург — жестокий и
беспощадный, но в то же время способный
помочь осуществлению самых сокровенных,
самые безнадежных, самых нелепых мечтаний
-станет твоим.
Поручик
идет на риск и оказывается в проигрыше,
но для него в этом нет ничего необычного,
а тем более трагичного. Он без особого
труда справляется с охватившим его
«гневом и негодованием», причем происходит
это не без влияния Невского проспекта:
«Прохладный вечер заставил его несколько
пройтись по Невскому проспекту; к девяти
часам он успокоился...».
А
вот другой персонаж — герой в плаще и
фраке — следует примеру своего друга
и так же, как он, проигрывает. Однако для
него — одинокого и чужого в северной
столице — этот проигрыш становится
роковым. «Застенчивый, робкий, но в душе
своей носивший искры чувства, готовые
при случае превратиться в пламя»,
художник Пискарев доверяет Невскому
проспекту всю свою жизнь, в то время как
Пирогов, рискуя вроде бы всем, не теряет
ничего. Для него это игра, а для Пискарева
— жизнь. Тонко чувствующий мир человек
не может в один день сделаться черствым
и грубым, перестать верить миру, позабыть
о разочаровании, которое принес ему
знаменитый проспект.
Параллельно
ведущийся рассказ о двух героях,
противоположных по характеру и судьбе,
помогает читателю лучше понять
противоречивость самого Невского
проспекта. Комичная ситуация, в которую
попал поручик Пирогов, противопоставляется
трагичности судьбы бедняги Пискарева.
Точно так же и комическая пошлость
утреннего проспекта сочетается с
вечерней, трагической пошлостью, с
обманом, ведь «он лжет во всякое время,
этот Невский проспект, но более всего
тогда, когда ночь сгущенною массою
наляжет на него...».
Маленьким
огоньком, пляшущим пред глазами, манящим
за собой и заманивающим в опасные сети,
представляет Н. В. Гоголь нам Невский
проспект. Любому человеку трудно пережить
испытания, выпавшие на долю Пискарева,
тем более художнику. Автор пишет: «В
самом деле, никогда жалость так сильно
не овладевает нами, как при виде красоты,
тронутой тлетворным дыханием разврата».
Для художника встреча с Невским
проспектом, с его обитателями стала
причиной краха всех надежд, она буквально
опустошила его душу. Не видеть красоты
мира — значит не хотеть жить, а когда
красота на твоих глазах превращается
ни во что, невольно задаешься вопросом:
если это все мираж и призрак, то что же
тогда реально? И реальным остается
Невский проспект с его вечной загадкой
и вечным обманом.