В «Петербургских повестях»
Н. В. Гоголя пушкинская тема противостояния
рядового горожанина и бездушного,
казенного Петербурга получает дальнейшее
развитие.
В отличие
от Пушкина, знакомого с новой русской
столицей с отроческих лет, Гоголь впервые
увидел Петербург во взрослом возрасте,
сменив провинциальную атмосферу родной
Украины на холодный, чопорный и
неприветливый столичный город. Автор
делится с нами своими первыми впечатлениями
от северной столицы: «...Петербург мне
показался вовсе не таким, как я думал,
я его воображал красивее, великолепнее...»
Писатель описывает районы, где когда-то
ему довелось жить.
Так,
например, майор Ковалев проживает
неподалеку от Сенной площади (хотя имеет
обыкновение «каждый день прохаживаться
по Невскому проспекту»), цирюльник Иван
Яковлевич - на Вознесенском проспекте
(«Нос»). В этом же районе бродит Поприщин
(«Записки сумасшедшего»). Гоголь ведет
своего героя маршрутом, хорошо известным
самому писателю: «Перешли в Гороховую,
поворотили в Мещанскую, оттуда в
Столярную, наконец к Кокушкину...»
Изумление Поприщина при виде громадного
дома Зверкова носит отпечаток наивного
провинциального восторга перед
основательностью и масштабностью
столичной архитектуры: «Этот дом я
знаю... Эка машина! Какого в нем народа
не живет: сколько кухарок, сколько
приезжих! а нашей братьи чиновников -
как собак, один на другом сидит».
Темой
Невского, проспекта открывается первая
из «Петербургских повестей»; страницы,
посвященные главной улице города, играют
роль пролога к циклу в целом. Автор
произносит ироничный гимн Невскому
проспекту, где «пахнет одним гуляньем»,
где «жадность, корысть и надобность
выражаются на идущих и летящих в карстах
и на дрожках» и совершается быстрая
«фантасмагория в течение одного только
дня». Невский проспект поражает
воображение тысячами сортов «шляпок,
платьев, платков», тысячей «непостижимых
характеров», в многоцветье гуляющей
или спешащей толпы отражается как в
зеркале жизнь всего огромного города,
однако красота Невского проспекта
призрачна и обманна: «О, не верьте этому
Невскому проспекту! Все обман, все мечта,
все не то, чем кажется! Он лжет во всякое
время, этот Невский проспект...»
Невский
проспект - лишь красивая личина странного,
фантастического, полубезумного города,
сущность которого раскрывается в сюжетах
и характерах «Петербургских повестей».
В повести «Нос» майор Ковалев однажды
утром обнаруживает, что его нос исчез,
а затем с изумлением узнает, что этот
кусок тела обрел собственную жизнь.
Гротескная история об отделившемся и
возгордившемся носе не только высмеивает
свойственные жителям столицы чинопочитание
и карьеризм, но и обогащает образ города
новыми красками. В повседневной жизни
Петербурга Гоголь отмечает фантастические,
абсурдные и комичные черты, а в душах
горожан - соединение уродливого,
трогательного и смешного.
Петербург
- центр русской культуры, город художников,
поэтому в Петербургских повестях»
закономерно появление персонажей -
служителей искусства. В историях о
художниках («Невский проспект», «Портрет»)
тема творчества соседствует с темой
безумия. В «Невском проспекте» художник
Пискарев, потрясенный лживостью внешней
красоты, отказывается от жизни (прекрасная
девушка, пленившая его сердце, принадлежала,
как оказалось, к «презренному классу
творений»). Он уходит в мир опиумных
грез, а затем перерезает себя горло.
В
«Портрете», напротив, заветная мечта
героя (также художника) как будто
сбывается - внезапно разбогатев, он
обретает возможность заняться высоким
искусством, не думать больше о заработках,
реализовать свой талант. Но власть
золота оказалась сильнее идеи творчества.
Чартков становится модным и дорогим
художником, но по мере того, как возрастает
его состояние, умаляется его талант.
Когда герой понимает, что из-за жадности
лишился главного своего сокровища, он,
движимый злобой и завистью, тратит свое
огромное состояние на уничтожение
шедевров искусства, а затем в безумии
и горячке умирает.
Смешной
и трогательный Акакий Акакиевич Башмачкин
из «Шинели» - тоже в каком-то смысле
художник, артист в своем деле, отдающий
все силы своей кроткой, детской души
переписыванию служебных бумаг. Даже в
несчастном, день ото дня все больше
теряющем рассудок Поприщине из «Записок
сумасшедшего» чувствуются задатки
философа, проповедника, поэта.
В
Петербурге искатели карьеры и денег,
прозаические ковалевы и пироговы
сосуществуют рядом с искренними и
чистыми пискаревыми, кроткими и
беззащитными «маленькими людьми»;
горячка, сумасшествие и смерть соседствуют
с высокой радостью служения искусству
(этот путь избирает бывший товарищ
Чарткова) - таков подлинный облик города,
скрывающийся за пестрым фасадом Невского
проспекта.