Повесть «Портрет» была написана
Николаем Васильевичем Гоголем в 1842
году. Автор использует традиционный
мотив: деньги, Богатство в обмен на душу.
Она затрагивает многие проблемы: борьба
добра и зла в душе человека, власть денег
над человеком, но самая главная –
проблема назначения искусства (искусство
истинное и мнимое). Повесть состоит из
двух частей, в каждой из которых
присутствует художник.
В
первой части рассказывается о молодом
живописце Чарткове. Это очень талантливый,
но в тоже время бедный человек. Он
восхищается талантом великих художников;
его обижает то, что модные художники,
рисующие свои картинки, получают огромные
деньги, а он должен сидеть в нищете. Но
тут с ним приключается странная история.
Однажды он зашел в картинную лавку и
увидел необычный портрет. Портрет был
очень старый, на нем был изображен старик
в азиатском костюме. Портрет сильно
заворожил Чарткова. Старик притягивал
его к себе; глаза его были особенно
выразительны – они глядели на него, как
настоящее. Молодой художник, сам не
ожидая того, купил эту картину. После
этого с Чартковым приключилась странная
ситуация: ночью ему приснился сон, что
старик вылез из картины и показал ему
мешок с деньгами. Это говорит о том, что
наш молодой художник жаждет богатство
и славы, что-то уже в нем есть демоническое
в душе. Тут проснувшись, он на иву
обнаруживает деньги, которых бы хватило
ему на три года. Чартков решает, что
лучше потратить их на холсты и краски,
то есть на благо своему таланту. Но его
притягивает искушение: он срывается и
начинает покупать множество не нужных
ему вещей, снимает квартиру в городе и
покупает себе славу в виде похвальной
статьи в газете. Он изменил себе, своему
таланту, зазнался; он не обращает никакого
внимания на людей, которые когда-то
занимали важное место в его жизни,
включая учителя, который давал ему
совет: "У тебя есть талант; грешно
будет, если ты его погубишь. Смотри,
чтобы из тебя не вышел модный живописец…».
Статья в газете произвела фурор: люди
так и бежали к нему, прося нарисовать
их портрет, требуя то того, то другое.
Чартков изменил своей душе и сердцу.
Теперь он рисовал не так естественно,
более схоже с портретируемым человеком,
а так как просили его клиенты: «один
требовал себя изобразить в сильном,
энергическом повороте головы; другой
с поднятыми кверху вдохновенными
глазами; гвардейский поручик требовал
непременно, чтобы в глазах виден был
Марс…». После этого мнение художника
полностью изменяется, он удивляется,
как он мог раньше придавать столько
значения схожести и тратить столько
времени на работу над одним портретом:
«Этот человек, который копается по
нескольку месяцев над картиною, по мне,
труженик, а не художник. Я не поверю,
чтобы в нем был талант. Гений творит
смело, быстро..., утверждал, что прежним
художникам уже чересчур много приписано
достоинства, что все они до Рафаэля
писали не фигуры, а селедки… Микель-Анжел
хвастун…». Чартков становится модным
и известным богачом. Секрет его успеха
прост – угождение самолюбивым заказам
и отход от подлинного искусства. Однажды
его попросили высказать свое мнение по
поводу работ одного молодого художника.
Чартков собирался раскритиковать его
картины, но вдруг видит, как великолепно
творчество молодого таланта. И тут тот
он понимает, что обменял свой талант на
деньги. Тогда-то им овладевает зависть
ко всем художникам – он скупает и портит
их картины. Вскоре он сходит с ума и
умирает.
Во второй
части повести рассказывается о совершенно
другом художнике. На аукцион приходит
молодой человек и говорит, что он хочет
забрать портрет старика, который по
праву должен принадлежать ему. Тут этот
молодой бедный художник рассказывает
историю о неком ростовщике. Он был
необыкновенно богат и мог любому занять
денег. Но каждый человек, бравший у него
в займы, заканчивал свою жизнь печально.
Однажды этот ростовщик попросил
нарисовать его портрет. Портрет принялся
рисовать отец художника, рассказывающего
историю. Но с каждым днем он испытывал
отвращение к ростовщику, ибо его глаза
на картине были очень выразительны,
словно живые. Вскоре ростовщик умер.
Художник понял, что совершил большой
грех, нарисовав портрет ростовщика,
ведь с каждым, кому он попадался в руки,
случалось несчастье. Он становится
отшельником, уходит в монастырь. Вскоре
он нарисовал икону Рождество Иисуса,
пробыв многие годы здесь. Таким способом
он исцелил свою душу: «Нет, нельзя
человеку с помощью одного человеческого
искусства произвести такую картину:
святая высшая сила водила твоей кистью,
и благословенье небес почило на труде
твоем». После этого он завещает своему
сыну – молодому художнику уничтожить
портрет, который он когда-то нарисовал,
портрет самого дьявола.
Таким
образом, мы видим в поэме двух совершенно
разных художников, судьбы которых
связаны одним портретом. Но в первом
случае художник проходит путь от таланта
к гибели, а во втором - путь от совершения
греха к добру. Гоголь говорит об
ответственности художника за свое
творение; главная цель живописца –
«пробуждать чувства добрые». Автор
показывает читателю, каким должен быть
настоящий художник: «кто заключил в
себе талант, тот чище всех должен быть
душою».