Сопоставительная характеристика трех художников в "Портрете"
Сопоставительная характеристика трех художников в "Портрете"
«Портрет» – повесть о судьбе
художника и борьбе добра и зла в душе
человека. В этом произведении мы
встречаемся с тремя живописцами: это
молодой Чартков, иконописец и его
сын.
О Чарткове
рассказано в первой части. Он предстает
перед нами довольно талантливым, но
бедным и ропочущим на свою судьбу.
Молодой художник обижается на то, что
модные живописцы рисуют несколько
"картинок" и получают большие
деньги, а он вынужден жить в бедности и
безызвестности. И вдруг он попадает в
небывалую ситуацию: он получает все, о
чем мечтает через таинственный портрет.
Он не сразу поддается искушению, а
сначала решает купить манекенов и гравюр
и серьезно заняться искусством. Но в
нем заговорили 22 года и юность. Внутренний
голос и желания художника противостоят
его рассудку. Он бросается покупать
ненужные вещи, тратит деньги на недоступные
ранее удовольствия. Почему же деньги
оказались сильнее таланта художника?
Вот слова учителя Чарткова: "У тебя
есть талант; грешно будет, если ты его
погубишь. Но ты нетерпелив. Тебя что-нибудь
одно заманит, оно что-нибудь полюбится
- ты им занят... Смотри, чтобы из тебя не
вышел модный живописец... Рисунок у тебя
не строг, линия не видна; ты уж гоняешься
за модным освещением... Берегись, тебя
уж начинает свет тянуть... Оно заманчиво,
можно пуститься писать модные картинки,
портретики за деньги. Да ведь на этом
губится талант...". Слово "модный"
встречается в его речи три раза и звучит
как упрек. То есть у Чарткова есть талант
и желание учиться, но другая часть его
души жаждет мгновенного успеха и славы.
И именно эта часть пересиливает первую.
Поводом для этого стали дьявольские
деньги, которые толкали Чарткова к
славе, но за которые ему пришлось
заплатить своим талантом. В итоге человек
морально падает. В начале повести о
Чарткове Гоголь сказал как о "молодом
художнике с талантом", а в конце первой
части этот художник покупал лучшие
картины и, принеся их домой, с бешенством
тигра кидался на них, рвал, разрывал,
изрезал на кусочки и топтал их
ногами.
Художник, отец
рассказчика второй части совершил грех,
написав портрет ростовщика. Он уходит
в монастырь и становится отшельником.
Здесь человек проходит путь не от таланта
к гибели, а от совершения греха до
восхождения к добру. Проведя долгие
годы в молитвах и постах, он наконец
берется за кисть и пишет рождество
Иисуса. Недаром настоятель, пораженный
«необыкновенной святостью фигур» в
картине рождества Иисуса, говорит
художнику: «Нет, нельзя человеку с
помощью одного человеческого искусства
произвести такую картину: святая высшая
сила водила твоей кистью и благословенье
небес почило на труде твоем». Иконописец
дает наставление двадцатилетнему сыну,
тоже художнику, который собирается в
путешествие в Италию. Этот художник Б.
такой же молодой как и Чартков, но как
мы видим из описания его на аукционе,
это был немодно одетый молодой человек,
которому чужды все светские потрясения
и которого не волновала мода. Он, получив
от отца просьбу найти и уничтожить
портрет, приходит на аукцион.
В
повести судьбы трех художников объединяет
портрет ростовщика, который в конце
таинственным образом исчезает с аукциона.