Анализ повести Н.В. Гоголя «Как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»
Анализ повести Н.В. Гоголя «Как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»
Николай Васильевич Гоголь –
писатель, с именем которого связано
зарождение в литературе жанра сатиры.
Конечно, она существовала и до него, но
в его творчестве обрела особенное
звучание. Соединяясь с реалистическими
изображениями действительности,
гоголевская сатира выставляет напоказ
пошлость, глупость и невежество.
Повесть
отрывается восторженными описаниями
костюма, дома и сада И.И.. Автор также
отмечает «богомольность» И.И., который
ходит в церковь лишь для того, чтобы
побеседовать с нищими, узнать их нужды,
но при этом ничего не подать.
Таким
же «хорошим человеком» является и его
сосед И.Н.. Он не столько высок, сколько
«распространяется в толщину». Он лежебока
и ворчун, не следит за своей речью. Тем
не менее заканчивается описание главных
героев выводом, что они оба прекрасные
люди. И чем больше автор восторгается
этими людьми, тем ярче становится видна
их никчемность.
Следом
за прекрасными описаниями открывается
жалкая картина города провинциального
города Миргорода, в котором и развиваются
все события. Главной достопримечательностью
города является огромная лужа. Сразу
же становится ясно, что в городе беспорядок
и за городом никто не следит. Беспечная
жизнь помещиков сделала из них
бездельников, занятых только раздумьями
о том, как бы развеять и потешить свою
жизнь.
С непревзойденным
мастерством и юмором Гоголь показывает,
как молниеносно из друзей И.И. с И.Н.
превращаются в заклятых врагов. В итоге
ссоры они подают друг на друга в
cуд.
С возникновением
ссоры герои повести воспряли духом, у
них появилась цель жизни – выиграть
тяжбу в суде. Но их дела вряд ли решатся
в обозримом будущем. Ведь судья, даже
не почитав дело, сразу же подписывает,
чиновники берут взятки и с И.И. и с
И.Н..
Повесть заканчивается
словами: «Скучно на этом свете, господа»,
потому что на самом деле таких людей
было много по всей России и их существование
оставляло желать лучшего.