Центральный Дом Знаний - Видимый миру смех в произведениях Гоголя

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Я учусь (закончил(-а) в
Всего ответов: 2690

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Видимый миру смех в произведениях Гоголя

Видимый миру смех в произведениях Гоголя

Питая ненавистью грудь, 
    Уста вооружив сатирой, 
    Проходит он тернистый путь 
    Своей карающею лирой. 
    Со всех сторон его клянут, 
    И, только труп его увидя, 
    Как много сделал он, поймут, 
    И как любил он — ненавидя! 
    Н. А. Некрасов

    Н. В. Гоголь — самый яркий, выразительный писатель золотой эпохи русской литературы. Еще до изучения его творчества в Школе читаются гоголевские малороссийские почти народные сказки "Вечера на хуторе близ Диканьки”. Они производят сильное впечатление на читателя. Его окружает мир легенды, мистики, что-то неземное, фантастическое, он путешествует на горбу у ведьмы, водит хороводы под Ивана Купалу с веселыми парубками и "ясноокими дивчинами”, любуется украинской природой. Герои произведения — здоровые молодые люди, честные, благородные, любящие жизнь, умеющие преодолевать любые препятствия, даже легко подчинять себе "нечистую силу”, появление которой сопровождается лукавой гоголевской усмешкой. Н. В. Гоголь показывает величие человека, веру в силу народа, в конечную победу добра над злом. 
    Но в своих последующих произведениях писатель выступает уже не как "добродушный юморист”, а серьезным, глубоким художником, способным решать жизненно важные вопросы. Дальнейшее развитие творчества Н. В. Гоголя идет уже в другом направлении. 
    "Ревизор” является одним из наиболее ярких драматических произведений отечественной литературы XIX века. Автор продолжает традиции русской сатирической драмы, основы которой были заложены в знаменитой комедии Д. И. Фонвизина "Недоросль”. А. С. Пушкин вспоминал: "Как изумились мы этой книгe, которая заставляла нас смеяться, мы, не смеявшиеся со времен Фонвизина!” 
    В своем произведении Н. В. Гоголь показывает мир мелкого и среднего провинциального чиновничества России. В изображении быта и нравов жителей уездного городишки уже нет места романтике и красоте. Жизнь человека "опутана здесь паутиной мелочных интересов, тут — царство корысти и пошлости”. 
    Прочитав первую страницу комедии, сразу погружаешься в размеренную, пустую жизнь чиновников: городничий постоянно берет взятки, но "ведет себя очень солидно и серьезно”, почтмейстер, "простодушный до наивности человек”, читает чужие письма у себя в конторе, Бобчинский и Добчинский разносят по всему околотку сплетни. 
    Этот замкнутый круг, по которому течет жизнь уездного городка, разрывает молодой человек, случайно появившийся в той местности. И его, "худенького, тоненького”, "двадцати трех лет отроду”, "без царя в голове”, принимают за ревизора. Какой переполох тут поднялся! 
    Каждый совал в руки мнимого чиновника из Петербурга взятку, да побольше, чтобы проверка обошла стороной его заведение. А он, на деле не имеющий ни денег, ни места, ни положения, осмелился просить руки дочери городничего. 
    Читатель и зритель от души смеются, следя за кокетством Марьи Антоновны и донжуанством Хлестакова. Но, когда улыбка сходит с лиц, невольно встает вопрос, что кроется за этим кокетством и ухаживаниями. А за ними — приспособленчество, ложь, грязь, деградация. Сам автор указывал, что единственным "честным, благородным лицом” в "Ревизоре” является смех, и это очень грустно, а нам, сегодняшним читателям, грустно вдвойне: пороки, изображенные великим сатириком, увы, оказались так же бессмертны, как и само творение. 
    У каждого художника есть произведение, которое он считает главным делом своей жизни, вкладывает в него самые сокровенные думы. Для Н. В. Гоголя это были "Мертвые души”, поэма, явившаяся, по выражению В. Г. Белинского, произведением, "беспощадно сдергивающим покровы с действительности”. Сатира и философские раздумья о судьбе России, ее народа переплетаются здесь воедино. 
    Итак, отправимся вслед за героем поэмы Чичиковым в NN. Сущность его затеи состояла в том, чтобы скупить несуществующие души и объявить себя миллионщиком. Он посещает различных помещиков, приобретает их умерших крестьян. Молодой интриган побывал у Собакевича, Коробочки, Плюшкина, Манилова, Ноздрева. Затейливые фамилии, предметы быта, туалета — все отображает нравы, устои, образ жизни помещиков. Мебель огромного Собакевича, будто гордясь, что принадлежит такому хозяину, повторяла его формы: необъятная, несуразная, неуклюжая. Для Коробочки характерны накопительство, стяжательство, у нее все опрятно, чисто, гладко. 
    Но ее "дубинноголовость” не может не вызвать иронической улыбки. Смех вызывает и Плюшкин, превративший в "прореху на человечестве”, и вдохновенное вранье Ноздрева. 
    По внешнему облику владетели поместий все разные, но объединяет их утраченная способность по-настоящему видеть, слышать, думать и все возрастающее стремление приобретать материальные блага, положение в обществе, чины по службе. Человек потерял человеческое лицо. А это уже — страшно. 
    Чичиков искал "мертвые души” среди ушедших из жизни, но не замечал, что их немало среди живых: "коптитель неба”, "увалень, байбак и лежебока” Тентетников; генерал Бетрищев, тупой, грубый солдафон, перенесший в свое имение армейские нравы; помещик Петр Петрович Петух, "барин-арбуз”, целью жизни которого явилось стремление больше и вкуснее поесть и закормить любого постороннего человека. 
    В "Мертвых душах” Н. В. Гоголь дерзнул "вызвать наружу все, что-ежеминутно перед очами и чего не зрят равнодушные очи,— всю страшную, потрясающую тину мелочей, опутавших нашу жизнь”. 
    Писателю далеко не безразлична судьба России. В своих произведениях он, отображая разные стороны человеческого бытия, выражал мечту о будущем Руси, надежду на появление настоящих, "добродетельных” людей, способных спасти страну. 
    Автор взволнованно говорит о том времени, когда "предстанет несметное богатство русского духа... Подымутся русские движения. И увидят, как глубоко заронилось в славянскую природу то, что скользнуло только по природе других народов”. 
    Хочется разделить эту веру с Н. В. Гоголем, что когда-нибудь отношения между людьми будут строиться на глубочайшем уважении к личности, независимо от того, какое место в обществе она занимает, и что не будет среди нас "маленького человека”, "униженного и оскорбленного”.

Loading

Календарь

«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24