Питая ненавистью грудь,
Уста
вооружив сатирой,
Проходит
он тернистый путь
Своей
карающею лирой.
Со
всех сторон его клянут,
И,
только труп его увидя,
Как
много сделал он, поймут,
И
как любил он — ненавидя!
Н.
А. Некрасов
Н. В. Гоголь
— самый яркий, выразительный писатель
золотой эпохи русской литературы. Еще
до изучения его творчества в Школе
читаются гоголевские малороссийские
почти народные сказки "Вечера на хуторе
близ Диканьки”. Они производят сильное
впечатление на читателя. Его окружает
мир легенды, мистики, что-то неземное,
фантастическое, он путешествует на
горбу у ведьмы, водит хороводы под Ивана
Купалу с веселыми парубками и "ясноокими
дивчинами”, любуется украинской
природой. Герои произведения — здоровые
молодые люди, честные, благородные,
любящие жизнь, умеющие преодолевать
любые препятствия, даже легко подчинять
себе "нечистую силу”, появление которой
сопровождается лукавой гоголевской
усмешкой. Н. В. Гоголь показывает величие
человека, веру в силу народа, в конечную
победу добра над злом.
Но
в своих последующих произведениях
писатель выступает уже не как "добродушный
юморист”, а серьезным, глубоким
художником, способным решать жизненно
важные вопросы. Дальнейшее развитие
творчества Н. В. Гоголя идет уже в другом
направлении.
"Ревизор”
является одним из наиболее ярких
драматических произведений отечественной
литературы XIX века. Автор продолжает
традиции русской сатирической драмы,
основы которой были заложены в знаменитой
комедии Д. И. Фонвизина "Недоросль”.
А. С. Пушкин вспоминал: "Как изумились
мы этой книгe, которая заставляла нас
смеяться, мы, не смеявшиеся со времен
Фонвизина!”
В своем
произведении Н. В. Гоголь показывает
мир мелкого и среднего провинциального
чиновничества России. В изображении
быта и нравов жителей уездного городишки
уже нет места романтике и красоте. Жизнь
человека "опутана здесь паутиной
мелочных интересов, тут — царство
корысти и пошлости”.
Прочитав
первую страницу комедии, сразу погружаешься
в размеренную, пустую жизнь чиновников:
городничий постоянно берет взятки, но
"ведет себя очень солидно и серьезно”,
почтмейстер, "простодушный до наивности
человек”, читает чужие письма у себя в
конторе, Бобчинский и Добчинский разносят
по всему околотку сплетни.
Этот
замкнутый круг, по которому течет жизнь
уездного городка, разрывает молодой
человек, случайно появившийся в той
местности. И его, "худенького, тоненького”,
"двадцати трех лет отроду”, "без царя
в голове”, принимают за ревизора. Какой
переполох тут поднялся!
Каждый
совал в руки мнимого чиновника из
Петербурга взятку, да побольше, чтобы
проверка обошла стороной его заведение.
А он, на деле не имеющий ни денег, ни
места, ни положения, осмелился просить
руки дочери городничего.
Читатель
и зритель от души смеются, следя за
кокетством Марьи Антоновны и донжуанством
Хлестакова. Но, когда улыбка сходит с
лиц, невольно встает вопрос, что кроется
за этим кокетством и ухаживаниями. А за
ними — приспособленчество, ложь, грязь,
деградация. Сам автор указывал, что
единственным "честным, благородным
лицом” в "Ревизоре” является смех, и
это очень грустно, а нам, сегодняшним
читателям, грустно вдвойне: пороки,
изображенные великим сатириком, увы,
оказались так же бессмертны, как и само
творение.
У каждого
художника есть произведение, которое
он считает главным делом своей жизни,
вкладывает в него самые сокровенные
думы. Для Н. В. Гоголя это были "Мертвые
души”, поэма, явившаяся, по выражению
В. Г. Белинского, произведением, "беспощадно
сдергивающим покровы с действительности”.
Сатира и философские раздумья о судьбе
России, ее народа переплетаются здесь
воедино.
Итак, отправимся
вслед за героем поэмы Чичиковым в NN.
Сущность его затеи состояла в том, чтобы
скупить несуществующие души и объявить
себя миллионщиком. Он посещает различных
помещиков, приобретает их умерших
крестьян. Молодой интриган побывал у
Собакевича, Коробочки, Плюшкина, Манилова,
Ноздрева. Затейливые фамилии, предметы
быта, туалета — все отображает нравы,
устои, образ жизни помещиков. Мебель
огромного Собакевича, будто гордясь,
что принадлежит такому хозяину, повторяла
его формы: необъятная, несуразная,
неуклюжая. Для Коробочки характерны
накопительство, стяжательство, у нее
все опрятно, чисто, гладко.
Но
ее "дубинноголовость” не может не
вызвать иронической улыбки. Смех вызывает
и Плюшкин, превративший в "прореху на
человечестве”, и вдохновенное вранье
Ноздрева.
По внешнему
облику владетели поместий все разные,
но объединяет их утраченная способность
по-настоящему видеть, слышать, думать
и все возрастающее стремление приобретать
материальные блага, положение в обществе,
чины по службе. Человек потерял
человеческое лицо. А это уже —
страшно.
Чичиков искал
"мертвые души” среди ушедших из жизни,
но не замечал, что их немало среди живых:
"коптитель неба”, "увалень, байбак и
лежебока” Тентетников; генерал Бетрищев,
тупой, грубый солдафон, перенесший в
свое имение армейские нравы; помещик
Петр Петрович Петух, "барин-арбуз”,
целью жизни которого явилось стремление
больше и вкуснее поесть и закормить
любого постороннего человека.
В
"Мертвых душах” Н. В. Гоголь дерзнул
"вызвать наружу все, что-ежеминутно
перед очами и чего не зрят равнодушные
очи,— всю страшную, потрясающую тину
мелочей, опутавших нашу жизнь”.
Писателю
далеко не безразлична судьба России. В
своих произведениях он, отображая разные
стороны человеческого бытия, выражал
мечту о будущем Руси, надежду на появление
настоящих, "добродетельных” людей,
способных спасти страну.
Автор
взволнованно говорит о том времени,
когда "предстанет несметное богатство
русского духа... Подымутся русские
движения. И увидят, как глубоко заронилось
в славянскую природу то, что скользнуло
только по природе других народов”.
Хочется
разделить эту веру с Н. В. Гоголем, что
когда-нибудь отношения между людьми
будут строиться на глубочайшем уважении
к личности, независимо от того, какое
место в обществе она занимает, и что не
будет среди нас "маленького человека”,
"униженного и оскорбленного”.