Гоголь как историк
Гоголь как историк
Художественное мышление Гоголя
в «Миргороде» глубоко исторично. И это
не случайно. Работа над ним совпала с
серьезным увлечением писателя исторической
наукой. Это увлечение, как мы помним,
началось еще в Нежинской гимназии, потом
оно окрепло в процессе преподавания
истории в Патриотическом институте,
где Гоголь прослужил более четырех лет.
В этот период ставший близким другом
Гоголя украинский историк и собиратель
народных песен, бывший член кружка
любомудров М. А. Максимович становится
ректором вновь открытого в Киеве
университета св. Владимира. В конце 1833
года, под его влиянием, у Гоголя возникает
мысль о профессорской кафедре в «древнем,
в прекрасном Киеве», в котором «деялись
дела старины нашей». Гоголь задумывает
многотомную историю и географию Украины,
делает наброски, собирает материалы к
этому труду и одновременно начинает
хлопоты о своем назначении в Киев,
подключая к ним Пушкина, Жуковского и
других влиятельных людей. Но кандидатура
Гоголя не встретила одобрения в
Министерстве народного просвещения, и
назначение не состоялось. Тогда Гоголь,
при поддержке Плетнева и Жуковского,
добивается назначения на должность
адъюнктпрофессора по кафедре всеобщей
истории Петербургского университета.
В 1834—1835 годах писатель читает лекции
по средневековой истории, среди его
слушателей-студентов оказывается И. С.
Тургенев. Одновременно возникают замыслы
создания многотомного труда по истории
европейского средневековья, пишутся
отдельные статьи, собираются
материалы.
Но вскоре
Гоголь убеждается, что его'художественный
талант не вполне укладывается в сухой,
рационалистический мир официальной
исторической науки. Он воспринимает
историю не в отвлеченных формулах, а в
живых картинах. Первые лекции прочитанные
им в университете, покоряют слушателей
образной! живописностью в передаче
исторического материала. Но потом!
писатель к академической науке охладевает.
Он понял, что его призвание — быть
художником-историком, что он блестящеий
продемонстрировал в повести «Тарас
Бульба», которую еще и доработал
впоследствии, усилив в ней общерусский
эпический элемент. «Тарас Бульба» —
первая в истории русской литературы
национальная эпопея, предвосхищающая
вместе с «Капитанской дочкой» будущие
эпические картины "Войны и мира"
Л. Н. Толстого, «Тихого Дона» М. А. Шолохова.
Вероятно, Го; голь не достиг бы в литературе
столь впечатляющего результата, если
бы его художественное мышление не
опиралось на фундамент глубокого знания
и понимания философии истории, а также
на изучение богатейшего фактического
материала европейского и украинского
средневековья. В основе гоголевской
философии истории лежала вера в
Божественное руководительство, в
глубокую связь национальной истории с
религией народа, вероисповедными его
святынями. Гоголь разделял мысли
немецкого историка и философа Гердера
о великом историческом призвании славян
Восточной Европы, о грядущем расцвете
России. Залогом этого расцвета Гоголь
считал героический средневековый период
ее истории, юности молодого народа, в
котором посеяно зерно грядущего.
Гоголь-историк мыслил диалектически:
современное состояние русской жизни —
отрицание героического средневековья
— по закону «отрицания отрицания» и
«снятия» возникшего противоречия —
приведет в будущем к возрождению более
прочного и одухотворенного национального
единства на православно христианской
основе. При этом Гоголь не разделял
судьбы братского украинского и русского
народов: он видел у них общий и единый
исторический корень.