С элементами фантастики и
гротеска в творчестве Николая Васильевича
Гоголя мы встречаемся в одном из первых
его произведений "Вечера на хуторе
близ Диканьки". Писатель подчинил
фольклорно-этнографические материалы
задаче воплощения духовной сущности,
нравственно-психологического облика
народа как положительного героя книги.
Волшебно-сказочная фантастика отображается
Гоголем не мистически, а согласно
народным представлениям.
Тематика
"Вечеров..." — характеры, духовные
свойства, моральные правила, нравы,
обычаи, быт, поверья украинского
крестьянства ("Сорочинская ярмарка",
"Вечер накануне Ивана Купалы",
"Майская ночь"), казачества ("Страшная
месть") и мелкого поместного дворянства
("Иван Федорович Шпонька и его
тетушка").
Герои
"Вечеров..." находятся во власти
религиозно-фантастических представлений,
языческих и христианских верований.
Отношение самого автора к сверхъестественным
явлениям откровенно ироническое. Чертям,
ведьмам, русалкам Гоголь придает вполне
реальные человеческие свойства. Так,
черт из повести "Ночь перед Рождеством"
"спереди — совершенный немец", а
"сзади — губернский стряпчий в
мундире". И, ухаживая, как заправский
ловелас, за Солохой, он нашептывал ей
на ухо "то самое, что обыкновенно
нашептывают всему женскому
роду".
Фантастика
органически вплетена писателем в
реальную жизнь. Она приобретает в
"Вечерах..." прелесть наивно-народного
воображения и, несомненно, служит
поэтизации народного быта. Но при всем
том религиозность самого Гоголя не
исчезает, а постепенно растет. Более
полно, нежели в других произведениях,
она выразилась в повести "Страшная
месть". Здесь в образе колдуна
олицетворяется дьявольская сила. Но
этой загадочно страшной силе
противопоставлена православная религия,
вера во все побеждающую власть
божественного закона. Таким образом,
уже в "Вечерах..." проявились
мировоззренческие противоречия
Гоголя.
"Вечера..."
изобилуют картинами природы, величественной
и пленительно-прекрасной. Писатель
награждает ее самыми мажорными
сравнениями. "Снег... обсыпался
хрустальными звездами" ("Ночь перед
Рождеством") эпитетами: "Земля вся
в серебряном свете", "Божественная
ночь!" ("Майская ночь, или Утопленница").
Пейзажи усиливают красоту положительных
героев, утверждают их единство,
гармоническую связь с природой и в то
же время подчеркивают безобразие
отрицательных персонажей. И в каждом
произведении "Вечеров..." в
соответствии с его идейным замыслом и
жанровым своеобразием природа принимает
индивидуальную окраску.
Впечатления,
вызванные жизнью Гоголя в Петербурге,
сказались в так называемых "Петербургских
повестях", созданных в 1831-1841 годах.
Все повести связаны общей проблематикой:
власть чинов и денег. Всем им присущ
типичный главный герой — разночинец,
"маленький" человека. Ведущий пафос
повестей — развращающая сила денег,
разоблачение вопиющей несправедливости
общественной системы. Они правдиво
воссоздают обобщенную картину Петербурга
30-х годов XIX века.
Гоголь
особенно часто обращается в этих повестях
к фантастике и излюбленному им приему
крайнего контраста. Он был убежден, что
"истинный эффект заключен в резкой
противоположности". Но фантастика в
той или иной мере подчинена здесь
реализму.
Так, в
"Невском проспекте" Гоголь показал
шумную, суетливую толпу людей самых
различных сословий, разлад между
возвышенной мечтой (Пискарев) и пошлой
действительностью, противоречия между
безумной роскошью меньшинства и ужасающей
бедностью большинства, торжество
эгоистичности, продажности, "кипящей
меркантильности" (Пирогов) столичного
города.
В повести
"Нос" рисуется чудовищная власть
чинопочитания. Писатель показывает всю
нелепость человеческих взаимоотношений
в условиях деспотическо-бюрократической
субординации, когда личность, как
таковая, теряет всякое значение. И здесь
Гоголь искусно использует
фантастику.
"Петербургские
повести" обнаруживают эволюцию от
социально-бытовой сатиры ("Невский
проспект") к социально-политической
памфлетности ("Записки сумасшедшего"),
от романтизма и реализма при преобладающей
роли второго ("Невский проспект")
к все более последовательному реализму
("Шинель").
В
повести "Шинель" запуганный, забитый
Башмачкин проявляет свое недовольство
значительными лицами, грубо его
принижавшими и оскорблявшими, в состоянии
беспамятства, в бреду. Но автор, будучи
на стороне героя, защищая его, осуществляет
протест в фантастическом продолжении
повести. Гоголь наметил в завершении
повести реальную мотивировку. Некто,
смертельно напугавший Акакия Акакиевича,
едет по неосвещенной улице после выпитого
у приятеля на вечере шампанского, и ему,
в страхе, вор может показаться кем
угодно, даже мертвецом.
Николай
Васильевич Гоголь создал в своем раннем
творчестве сплав сатиры и лирики, он
обогатил реализм достижениями романтизма.
Со всей мощью своего таланта он рисовал
действительность, взращивая при этом
мечту о прекрасном человеке и будущем
своей страны. Тем самым он поднял
критический реализм на новую, высшую
ступень по сравнению со своими
предшественниками.