Литературное произведение как отражение взглядов автора (по творчеству Н. В. Гоголя)
Литературное произведение как отражение взглядов автора (по творчеству Н. В. Гоголя)
"Мертвые души” все
сочли (пусть ложно)
за копию с действительности, подписав
под творениями — "с подлинным
верно”. В.
Розанов
Лучшие
литературные критики России единодушно
и справедливо считали и считают Н. В.
Гоголя первостепенным художником
русского слова, гигантом философской
мысли. Наверное, только Пушкин удостоился
стольких восхищенных отзывов о своем
творчестве от русских мыслителей.
Особенно ярко Гоголь заявил о себе
поэмой "Мертвые, души”. Это произведение
никого не оставило равнодушным. Споры
возникали даже вокруг определения жанра
этого произведения. Почему поэма? Столько
проявлений мятежного русского духа и
резкой полемики с окружающим миром дает
Гоголь в своем произведении. Мое
понимание авторской позиции в "Мертвых
душах” в большей части я основываю на
высказываниях о поэме великих русских
мыслителей. Например, Герцен сказал:
"Эта книга — горький упрек современной
Руси, но не безнадежный; там, где взгляд
может проникнуть сквозь туман нечистых,
навозных испарений, там он увидит удалую,
полную сил национальность”. Лично я
считаю, что противоречия специально
заложены автором в произведение, чтобы
ярче выразить положительные моменты
русской жизни. Вспомним, сколько в романе
светлых лирических отступлений, радующих
читателя настоящей поэзией, поэтому
Гоголь и назвал "Мертвые души” поэмой,
хотя написаны они прозаическим языком.
Значит, в названии также можно уловить
отношение автора к российской жизни.
Поэма явно задумана как эпическое
произведение, где автор ставит перед
собой глобальные задачи — отобразить,
как в зеркале, жизнь России той эпохи.
Что касается язвительного языка во
многих отрывках произведения, так он
свойствен Гоголю. Вспомним, что ирония
Гоголя появляется в разных его вещах,
например в "Ревизоре”, "Тарасе Бульбе”.
Особенно ироничен Гоголь в своих
знаменитых "Выборных местах из переписки
с друзьями”. Если кто обратил внимание
на письма Гоголя, то наверняка заметил,
что он ко всем относится с разным
эмоциональным настроем. Пушкина Гоголь
боготворит, с иными холоден, над некоторыми
откровенно иронизирует. Таков Гоголь
и в своих художественных произведениях.
Пушкин признавал за Гоголем первенство
в умении виртуозно обнажать пошлость
жизни, показать крупно мелочь. В
поэме Гоголь сознательно проводит
читателя через все лабиринты человеческого
нравственного уродства. Построение
произведения в форме путешествия по
России также дает автору возможность
заглянуть вместе с читателем во все
интересующие его сферы жизни русского
общества. Особенно досталось в поэме
русским чиновникам. Гоголь был, я считаю,
далек от огульных оценок и выбрал для
показа самых плохих чиновников. Перед
нами проходят мелкие, пустые и трусливые
личности. Но такое чиновничество всегда
объединяется в силу, тормозящую нормальный
жизненный процесс в обществе. Эта сила
поощряет процветание взяточничества,
кляузничества, возвышение личных
интересов над государственными. В
названии поэмы, я считаю, также скрыт
не один смысл, а несколько. "Мертвые
души” — это и живые уродливые люди.
"Мертвые души” — это и недалекие и не
созидательные мысли. "Мертвые души”
— это и люди, не способные видеть красоту
мира. Самый главный "мертвый” — Павел
Иванович Чичиков. Мошенник с "претензией”,
он не способен к созиданию. Лишь в одном
устремлении он доходит до фанатизма:
заработать денег любыми путями, чтобы
потом посредством брака и рождения
детей оставить след того, "что он
действительно существовал, а не то, что
прошел по земле какой-нибудь тенью или
призраком”. Вообще-то, этот порыв сам
по себе является благородным, если им
руководствуется не мошенник. Автор
разоблачает Чичикова, показывая его
фантазии о возможных судьбах приобретенных
им крепостных "мертвых душ”. Итак,
Гоголь меняет местами души: "мертвые”
становятся живыми и наоборот. Птица-тройка
— это живая душа Святой Руси, которая
мчится сквозь строй всякой мертвечины.
Слухи о сожжении
Гоголем второго тома "Мертвых душ”
можно истолковать и как отказ писателя
что-то добавлять к тому, что уже им
определено в русской жизни, и как отказ
от уверенности в собственной правоте.
Но вряд ли Гоголь уступил бы в этой
схватке с темными силами. Поэтому, мне
кажется, что скорее всего писатель
пришел к выводу, что добавить к сказанному
больше нечего. Все предельно ясно. И
птица-тройка, запущенная им однажды, не
прекращает своего стремительного полета
в будущее. Это, по-моему, главнейшая
позиция Николая Васильевича Гоголя в
поэме "Мертвые души”.