Центральный Дом Знаний - Конспект и презентация урока обучения грамоте "Звук [й], буква й"

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Я учусь (закончил(-а) в
Всего ответов: 2653

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Конспект и презентация урока обучения грамоте "Звук [й], буква й"

Конспект и презентация урока обучения грамоте "Звук [й], буква й"

Урок: обучение грамоте

Тип урока: объяснение нового материала.

Тема урока: «Звук [й] и буква й».

Цель урока: Знакомство с новым звуком и буквой, который его обозначает, формирование интеллектуальных качеств у младших школьников, развитие мышления, памяти, воображения.


Задачи урока: 1. Познакомить детей с новым звуком и буквой, учить отличать новый звук и букву от других звуков и букв.

2. Совершенствовать навык правильного, беглого, сознательного и выразительного чтения.

3. Развивать память, внимание, речь, мышление и наблюдательность младших школьников.


Оборудование: Рисунки героев (вороны, мышонка, белки , ёжика), костюм Лесной Феи, буквы (10 разных), клумба и цветочки для релаксации, картинки Зайчика для награждения, презентация «Буква Й».


Этапы урока:


Этап

Время

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.



Организационный момент.

Минимобилизирующий этап.

Формирование темы и цели урока.

Физкультминутка.

Знакомство с новым звуком.

Знакомство с новой буквой.

Физкультминутка.

Чтение слов с новой буквой.

Чтение текста.

Итог урока.


1 мин.

2 мин.

5 мин.

1 мин.

6 мин.

6 мин.

1 мин.

8 мин.

4 мин.

1 мин.

35 мин.



Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Минимобилизирующий этап.

(Звучит г/з «Лесные голоса», появляется Лесная Фея)

У: Здравствуйте, вы узнали меня? Я, Лесная Фея! С одним из моих обитателей случилось несчастье. Он потерялся. А вот и он – Зайчик. Он просит помочь ему найти дорогу домой. Вы поможете мне, ребята, найти дорогу до дома Зайчика? Тогда отправляемся в путь. Может, кто по пути нам, подскажет куда идти.

(Звучит г/з «Голоса леса»)

У: Вы слышали? Что это за звук? А попали мы к Вороне. Ворона очень умная и наверно знает, где живёт Зайчик. Она сказала, что укажет нам направление, куда идти только тогда, когда мы поможем выполнить ему одно задание. Поможем выполнить задание Вороне?

  1. Формулирование темы и цели урока.

У: Посмотрите на доску и назовите предметы, которые на ней изображёны.

(На доске расставлены в ряд картинки с изображением майки, чайник, гайки, лайка, чайка.)

У: Постарайтесь запомнить их в указанном порядке. А сейчас закройте глаза.

(Учитель в это время делает в ряду предлагаемых картинок перестановку.)

У: Откройте глаза. Расскажите, как располагались картинки первоначально, как они располагаются сейчас, что изменилось.

Д: (Ответ даёт один ученик.) Первоначально картинки стояли так: майка, чайник, гайка, лайка чайка. Сейчас они расположены так: чайка, лайка, гайка, чайник, майка. Поменялись картинки с изображением чайник и лайка, майка и чайка.

У: Назовите новый для вас звук, который вы услышали в словах, и сформулируйте 1 часть темы нашего сегодняшнего урока.

Д: В каждом слове встречается звук [й], значит, первая часть нашей темы сегодняшнего урока «Звук [й]».

У: Рассмотрите изображения букв, выделите одну из них по трём признакам и сформулируйте 2 часть нашего урока.

(На доске буквы: а, о, и, у, Й, ё, ы)

Д: Я предлагаю исключить букву й. Она одна заглавная, все остальные строчные; она одна согласная, все остальные гласные; эту букву мы не изучали, а с остальными знакомы.

У: А теперь сформулируйте тему урока полностью.

Д: Тема сегодняшнего урока «Звук [й] и буква, которая его обозначает».

У: Отталкиваясь от темы урока и опираясь на слова-помощники, сформулируйте цели нашего урока:

  • познакомиться с … звуком и с новой …;

  • учиться отличать новые … и … от других звуков и букв;

  • учиться читать … и … с новой буквой.

(Дети, сопоставляя тему урока и содержание данной записи, восстанавливают её и формируют самостоятельно цель урока).

Д: Цель нашей работы такова:

    • познакомиться с новым звуком и новой буквой;

    • учиться отличать новые звук и букву от других звуков и букв;

    • учиться читать слоги, слова и предложения с новой буквой.

У: Ворона сказала, что надо идти сначала прямо, а потом направо и мы сможем найти Муравья, может он знает дорогу до домика Зайчика. Ну, что в путь?

(Звучит г/з «Голоса леса»).

  1. Физминутка.

У: Ребята, Зайчик устал идти. Он предлагает вам поиграть вместе с ним в игру на внимание «Запрещённое движение!». Я буду показывать движения, вы будете повторять их за мной, но помните, что нельзя повторять одно движение «запрещённое» - это руки верх. Когда я буду показывать и называть его, вы просто стойте прямо, опустив руки вниз.


  1. Знакомство с новым звуком.

У: Вот наконец-то, мы дошли. А вот и Мышонок. Мышонок сейчас очень занят. Он просит ему помочь в одном трудном задании. Он никак не может понять, какой последний звук в слове трамвай. Поможем, ребята?

У: Произнесите слово трамвай, выделяя в нём последний звук.

Д: Трамва-й-й.

У: Назовите выделенный звук.

Д: Это звук [й].

У: Произнесите несколько раз звук [й]. Что происходит с губами и языком при его произношении?

Д: При произношении звука [й] губы раскрыты не широко. Между зубами образуется небольшая щель. Середина язычка касается нёба.

У: Произнесите звук [й] ещё раз. Определите, как проходит воздух через горлышко при его произнесении; как образуется этот звук: твёрдо или мягко. Сделайте необходимые выводы.

Д: При произнесении звука [й] воздух встречает преграду, препятствие. Значит, он согласный. При его произнесении слышится голос и шум. В ушах есть звон. Значит, он звонкий. Звук [й] произносится мягко, значит, он мягкий.

У: Охарактеризуйте коротко звук [й].

Д: Звук [й] согласный, звонкий, мягкий.

У: Мышонок послушал ваши рассуждения, сделанный вами вывод и сказал мне, что в характеристике звука [й] требуется кое-что уточнить. Он предлагает, чтобы уточнение вы внесли сами. Мышонок просит вас назвать слова, в которых звук [й] был бы глухим и твёрдым.

(Дети называют слова со звуком [й].)

У: Вы назвали много слов со звуком [й], но среди них нет ни одного слова, в котором этот звук был бы глухой и твёрдый. Я тоже таких слов не знаю. Какой мы можем сделать вывод?

Д: Звук [й] согласный, всегда звонкий, всегда мягкий.

У: А что мы можем сказать о слове «трамвай»?

Д: В слове Трамвай – 7 букв, 7 звуков, 2 слога.

У: Сколько звуков в 1 слоге?

Д: В первом слоге – 4 звука.

У: Сколько звуков во 2 слоге?

Д: Во втором слоге – тоже 3 звука.

У: Мышонок сказал, что идти нам надо через сосновый лес. Там живёт Белка, она укажет нам дорогу дальше.

(Звучит г/з «Голоса леса».)


  1. Знакомство с новой буквой.

У: Вот и мы и дошли до соснового леса. Где же Белка? А вот она. Прыгает с ветки на ветку. Белка узнала, что мы с вами познакомились с новым звуком. А с каким?

Д: Звук [й] – согласный, всегда звонкий, всегда мягкий.

У: Белка предлагает нам вместе с ней найти букву, которая обозначает звук [й]. Я буду показывать буквы, а вы вам встретится знакомая буква, вы хором громко назовёте её, а если встретится незнакомая буква, то захлопаете в ладоши.

(Учитель показывает буквы и дети хлопают в ладоши при виде букву Й, учитель показывает эту букву детям).

У: Вот вы и поприветствовали новую букву. А как она называется?

Д: Это буква «Й краткое».

У: На какую букву похожа буква Й?

Д: Буква Й похожа на букву И, только у неё сверху есть значок, похожий на запятую.

У: Вместе с Белкой скажем дружно,

Букву Й запомнить нужно,

Это буква непростая,

Голос краток и сердит,

Потому что запятая

На её плечах сидит.

Букву Й зовут «Й кратким».

Й как И в твоей тетрадке.

Чтобы Й не путать с И,

Сверху галочку пиши.

Ты её шапку подари –

Станет краткой буква И.

У: Белка спрашивает, а в какой квадратик на ленте букв мы поместим букву Й?

Д: Букву Й поместим в синий квадратик, потому что она согласная.

У: А как вы думаете, почему букву так назвали?

Д: При произношении произносим коротко [й].

У: Белка нам указала путь. Она сказала идти прямо по тропинке через мостик. В путь, друзья!


  1. Чтение слов с новой буквой.

У: Ох, как далеко убежал Зайка от дома. Вот мы прошли мостик и оказались на полянке. Смотрите, кто это там за ёлочкой? Да это же Ёжик. Ёжик очень мудрый зверёк. Он очень любит читать и предлагает вам прочитать слова с новой буквой, которые вы видите на грибах.

(Учитель обращает внимание на грибах, на которых написаны слова с буквой Й, дети читают хором.

Май, лай, дай, мой, вой, рой, пей, лей.)

У: Ёжик просит вас внимательно посмотреть на яблоки, которые у Ёжика в корзинке. На яблоках вы видите слоги. Как вы думаете, какое задание придумал для вас Ёжик?

Д: Если есть слоги, значит нужно составить из них слова.

У: Составьте из слогов слова.

(В корзинке яблоки, на которых написаны слоги:

Во-ро-бей, сой-ка.)

Д: Из данных слогов составить можно слова: воробей, сойка.

У: По какому признаку можно объединить эти слова в одну группу?

Д: Эти слова можно объединить в одну группу – так как это названия птиц.

  1. Физкультминутка.

У: Ребята, Зайчик устал идти. Он предлагает вам поиграть вместе с ним в игру. Я буду называть вам слова, а если в названном мной слове есть звук [й], вы прыгаете как зайчики. А если такого звука нет, вы приседаете. Запомнили?

Каравай, герой, портфель, чай, бой, тарелка, скамейка, скакалка, лейка, аптека, чайка, муравей, трамвай.


  1. Работа по учебнику (чтение текста).

У: Ёжик очень любит читать книги о войне и предлагает вам открыть учебник на странице 159, посмотрите и скажите какую букву вы видите в правом верхнем углу учебника?

Д: Мы видим букву Й краткую.

У: Со словом трамвай мы уже познакомились.

У: Найдите ниже текст, прочитайте его шёпотом. (Дети читают.)

У: Сейчас будем читать текст «по цепочке», для этого вам нужно будет внимательно следить по учебнику. Приготовились!

(Дети по цепочке читаю текст про дедушку на стр. 159.)

У: Кем был дедушка на войне?

Д: Дедушка на войне был солдатом.

У: Что есть у дедушки?

Д: У дедушки есть медаль за отвагу.

У: Что говорит мама о дедушке?

Д: Мама говорит, что дедушка стар, но душа у него молодая.

У: Как вы понимаете эту фразу?

Д: Это значит, что у дедушки старый, седой, а сам он чувствует себя молодым, ещё очень быстро ходит, много работает.

У: Рассмотрите на рисунке воинов разных времён. Опишите одежду и оружие солдат. Чем одежда и оружие отличается от нашего времени?

Д: На рисунке изображены богатыри с мечами и в кольчуге, воины в треугольниках, с саблями, а воины нашего времени в защитного цвета формах, с автоматами.

У: Прочитайте про себя на странице 158 пословицы, вы их прочитаете дома и объясните, как вы понимаете их смысл?

У: Ёжику понравилось, как вы читали. И он сказал, что домик Зайчика прямо за его полянкой. И правда вот и домик. Обрадовалась Зайчик. Я предлагаю вам украсить у домика Зайчика его клумбу. Он очень любит цветы. На столах у вас цветы двух видов: красный и жёлтый. Если вам понравилось наше путешествие, то прикрепите к клумбе Зайчика красный цветок, а если вы не знаете – понравился вам урок или нет, то жёлтый.

  1. Итог урока.

У: Вот и закончилось наше путешествие. А мы давайте вернёмся к поставленным вами целям и посмотрим, все цели были реализованы? С каким звуком и какой буквой мы сегодня познакомились на уроке?

Д: Мы познакомились со звуком [й] и буквой Й краткой.

У: Дайте характеристику звука [й].

Д: Звук [й] согласный, всегда звонкий, всегда мягкий.

У: Что больше всего запомнилось на уроке?

У: За оказанную помощь Зайчик дарит вам на память свою фотографию, где написано спасибо за помощь!

У: Урок окончен.


Список литературы:

  1. Бакулина Г.А. Субъективизация процесса обучения русскому языку в начальной школе. – Киров: Изд-во ВГПУ, 200.- 244 с.

  2. Уидзенкова А.В., Сагирова О.В. Русский язык с увлечением! – Екатеринбург: Изд-во «ЛИТУР». 2003. – 264 с.

  3. Картинки сканированы из раскраски «Весёлые зверята», из «Русского языка в картинках».

Loading

Календарь

«  Июнь 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24