![](/Illustracii_5/Ikonka_Skachat.jpg)
Урок: обучение грамоте
Тип урока: объяснение нового материала.
Тема урока: «Звук [й] и буква й».
Цель урока: Знакомство с новым звуком и буквой, который его обозначает, формирование интеллектуальных качеств у младших школьников, развитие мышления, памяти, воображения.
Задачи урока: 1. Познакомить детей с новым звуком и буквой, учить отличать новый звук и букву от других звуков и букв.
2. Совершенствовать навык правильного, беглого, сознательного и выразительного чтения.
3. Развивать память, внимание, речь, мышление и наблюдательность младших школьников.
Оборудование: Рисунки героев (вороны, мышонка, белки , ёжика), костюм Лесной Феи, буквы (10 разных), клумба и цветочки для релаксации, картинки Зайчика для награждения, презентация «Буква Й».
Этапы урока:
№ |
Этап |
Время |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10.
|
Организационный момент. Минимобилизирующий этап. Формирование темы и цели урока. Физкультминутка. Знакомство с новым звуком. Знакомство с новой буквой. Физкультминутка. Чтение слов с новой буквой. Чтение текста. Итог урока.
|
1 мин. 2 мин. 5 мин. 1 мин. 6 мин. 6 мин. 1 мин. 8 мин. 4 мин. 1 мин. |
35 мин. |
Ход урока.
Организационный момент.
Минимобилизирующий этап.
(Звучит г/з «Лесные голоса», появляется Лесная Фея)
У: Здравствуйте, вы узнали меня? Я, Лесная Фея! С одним из моих обитателей случилось несчастье. Он потерялся. А вот и он – Зайчик. Он просит помочь ему найти дорогу домой. Вы поможете мне, ребята, найти дорогу до дома Зайчика? Тогда отправляемся в путь. Может, кто по пути нам, подскажет куда идти.
(Звучит г/з «Голоса леса»)
У: Вы слышали? Что это за звук? А попали мы к Вороне. Ворона очень умная и наверно знает, где живёт Зайчик. Она сказала, что укажет нам направление, куда идти только тогда, когда мы поможем выполнить ему одно задание. Поможем выполнить задание Вороне?
Формулирование темы и цели урока.
У: Посмотрите на доску и назовите предметы, которые на ней изображёны.
(На доске расставлены в ряд картинки с изображением майки, чайник, гайки, лайка, чайка.)
У: Постарайтесь запомнить их в указанном порядке. А сейчас закройте глаза.
(Учитель в это время делает в ряду предлагаемых картинок перестановку.)
У: Откройте глаза. Расскажите, как располагались картинки первоначально, как они располагаются сейчас, что изменилось.
Д: (Ответ даёт один ученик.) Первоначально картинки стояли так: майка, чайник, гайка, лайка чайка. Сейчас они расположены так: чайка, лайка, гайка, чайник, майка. Поменялись картинки с изображением чайник и лайка, майка и чайка.
У: Назовите новый для вас звук, который вы услышали в словах, и сформулируйте 1 часть темы нашего сегодняшнего урока.
Д: В каждом слове встречается звук [й], значит, первая часть нашей темы сегодняшнего урока «Звук [й]».
У: Рассмотрите изображения букв, выделите одну из них по трём признакам и сформулируйте 2 часть нашего урока.
(На доске буквы: а, о, и, у, Й, ё, ы)
Д: Я предлагаю исключить букву й. Она одна заглавная, все остальные строчные; она одна согласная, все остальные гласные; эту букву мы не изучали, а с остальными знакомы.
У: А теперь сформулируйте тему урока полностью.
Д: Тема сегодняшнего урока «Звук [й] и буква, которая его обозначает».
У: Отталкиваясь от темы урока и опираясь на слова-помощники, сформулируйте цели нашего урока:
познакомиться с … звуком и с новой …;
учиться отличать новые … и … от других звуков и букв;
учиться читать … и … с новой буквой.
(Дети, сопоставляя тему урока и содержание данной записи, восстанавливают её и формируют самостоятельно цель урока).
Д: Цель нашей работы такова:
познакомиться с новым звуком и новой буквой;
учиться отличать новые звук и букву от других звуков и букв;
учиться читать слоги, слова и предложения с новой буквой.
У: Ворона сказала, что надо идти сначала прямо, а потом направо и мы сможем найти Муравья, может он знает дорогу до домика Зайчика. Ну, что в путь?
(Звучит г/з «Голоса леса»).
Физминутка.
У: Ребята, Зайчик устал идти. Он предлагает вам поиграть вместе с ним в игру на внимание «Запрещённое движение!». Я буду показывать движения, вы будете повторять их за мной, но помните, что нельзя повторять одно движение «запрещённое» - это руки верх. Когда я буду показывать и называть его, вы просто стойте прямо, опустив руки вниз.
Знакомство с новым звуком.
У: Вот наконец-то, мы дошли. А вот и Мышонок. Мышонок сейчас очень занят. Он просит ему помочь в одном трудном задании. Он никак не может понять, какой последний звук в слове трамвай. Поможем, ребята?
У: Произнесите слово трамвай, выделяя в нём последний звук.
Д: Трамва-й-й.
У: Назовите выделенный звук.
Д: Это звук [й].
У: Произнесите несколько раз звук [й]. Что происходит с губами и языком при его произношении?
Д: При произношении звука [й] губы раскрыты не широко. Между зубами образуется небольшая щель. Середина язычка касается нёба.
У: Произнесите звук [й] ещё раз. Определите, как проходит воздух через горлышко при его произнесении; как образуется этот звук: твёрдо или мягко. Сделайте необходимые выводы.
Д: При произнесении звука [й] воздух встречает преграду, препятствие. Значит, он согласный. При его произнесении слышится голос и шум. В ушах есть звон. Значит, он звонкий. Звук [й] произносится мягко, значит, он мягкий.
У: Охарактеризуйте коротко звук [й].
Д: Звук [й] согласный, звонкий, мягкий.
У: Мышонок послушал ваши рассуждения, сделанный вами вывод и сказал мне, что в характеристике звука [й] требуется кое-что уточнить. Он предлагает, чтобы уточнение вы внесли сами. Мышонок просит вас назвать слова, в которых звук [й] был бы глухим и твёрдым.
(Дети называют слова со звуком [й].)
У: Вы назвали много слов со звуком [й], но среди них нет ни одного слова, в котором этот звук был бы глухой и твёрдый. Я тоже таких слов не знаю. Какой мы можем сделать вывод?
Д: Звук [й] согласный, всегда звонкий, всегда мягкий.
У: А что мы можем сказать о слове «трамвай»?
Д: В слове Трамвай – 7 букв, 7 звуков, 2 слога.
У: Сколько звуков в 1 слоге?
Д: В первом слоге – 4 звука.
У: Сколько звуков во 2 слоге?
Д: Во втором слоге – тоже 3 звука.
У: Мышонок сказал, что идти нам надо через сосновый лес. Там живёт Белка, она укажет нам дорогу дальше.
(Звучит г/з «Голоса леса».)
Знакомство с новой буквой.
У: Вот и мы и дошли до соснового леса. Где же Белка? А вот она. Прыгает с ветки на ветку. Белка узнала, что мы с вами познакомились с новым звуком. А с каким?
Д: Звук [й] – согласный, всегда звонкий, всегда мягкий.
У: Белка предлагает нам вместе с ней найти букву, которая обозначает звук [й]. Я буду показывать буквы, а вы вам встретится знакомая буква, вы хором громко назовёте её, а если встретится незнакомая буква, то захлопаете в ладоши.
(Учитель показывает буквы и дети хлопают в ладоши при виде букву Й, учитель показывает эту букву детям).
У: Вот вы и поприветствовали новую букву. А как она называется?
Д: Это буква «Й краткое».
У: На какую букву похожа буква Й?
Д: Буква Й похожа на букву И, только у неё сверху есть значок, похожий на запятую.
У: Вместе с Белкой скажем дружно,
Букву Й запомнить нужно,
Это буква непростая,
Голос краток и сердит,
Потому что запятая
На её плечах сидит.
Букву Й зовут «Й кратким».
Й как И в твоей тетрадке.
Чтобы Й не путать с И,
Сверху галочку пиши.
Ты её шапку подари –
Станет краткой буква И.
У: Белка спрашивает, а в какой квадратик на ленте букв мы поместим букву Й?
Д: Букву Й поместим в синий квадратик, потому что она согласная.
У: А как вы думаете, почему букву так назвали?
Д: При произношении произносим коротко [й].
У: Белка нам указала путь. Она сказала идти прямо по тропинке через мостик. В путь, друзья!
Чтение слов с новой буквой.
У: Ох, как далеко убежал Зайка от дома. Вот мы прошли мостик и оказались на полянке. Смотрите, кто это там за ёлочкой? Да это же Ёжик. Ёжик очень мудрый зверёк. Он очень любит читать и предлагает вам прочитать слова с новой буквой, которые вы видите на грибах.
(Учитель обращает внимание на грибах, на которых написаны слова с буквой Й, дети читают хором.
Май, лай, дай, мой, вой, рой, пей, лей.)
У: Ёжик просит вас внимательно посмотреть на яблоки, которые у Ёжика в корзинке. На яблоках вы видите слоги. Как вы думаете, какое задание придумал для вас Ёжик?
Д: Если есть слоги, значит нужно составить из них слова.
У: Составьте из слогов слова.
(В корзинке яблоки, на которых написаны слоги:
Во-ро-бей, сой-ка.)
Д: Из данных слогов составить можно слова: воробей, сойка.
У: По какому признаку можно объединить эти слова в одну группу?
Д: Эти слова можно объединить в одну группу – так как это названия птиц.
Физкультминутка.
У: Ребята, Зайчик устал идти. Он предлагает вам поиграть вместе с ним в игру. Я буду называть вам слова, а если в названном мной слове есть звук [й], вы прыгаете как зайчики. А если такого звука нет, вы приседаете. Запомнили?
Каравай, герой, портфель, чай, бой, тарелка, скамейка, скакалка, лейка, аптека, чайка, муравей, трамвай.
Работа по учебнику (чтение текста).
У: Ёжик очень любит читать книги о войне и предлагает вам открыть учебник на странице 159, посмотрите и скажите какую букву вы видите в правом верхнем углу учебника?
Д: Мы видим букву Й краткую.
У: Со словом трамвай мы уже познакомились.
У: Найдите ниже текст, прочитайте его шёпотом. (Дети читают.)
У: Сейчас будем читать текст «по цепочке», для этого вам нужно будет внимательно следить по учебнику. Приготовились!
(Дети по цепочке читаю текст про дедушку на стр. 159.)
У: Кем был дедушка на войне?
Д: Дедушка на войне был солдатом.
У: Что есть у дедушки?
Д: У дедушки есть медаль за отвагу.
У: Что говорит мама о дедушке?
Д: Мама говорит, что дедушка стар, но душа у него молодая.
У: Как вы понимаете эту фразу?
Д: Это значит, что у дедушки старый, седой, а сам он чувствует себя молодым, ещё очень быстро ходит, много работает.
У: Рассмотрите на рисунке воинов разных времён. Опишите одежду и оружие солдат. Чем одежда и оружие отличается от нашего времени?
Д: На рисунке изображены богатыри с мечами и в кольчуге, воины в треугольниках, с саблями, а воины нашего времени в защитного цвета формах, с автоматами.
У: Прочитайте про себя на странице 158 пословицы, вы их прочитаете дома и объясните, как вы понимаете их смысл?
У: Ёжику понравилось, как вы читали. И он сказал, что домик Зайчика прямо за его полянкой. И правда вот и домик. Обрадовалась Зайчик. Я предлагаю вам украсить у домика Зайчика его клумбу. Он очень любит цветы. На столах у вас цветы двух видов: красный и жёлтый. Если вам понравилось наше путешествие, то прикрепите к клумбе Зайчика красный цветок, а если вы не знаете – понравился вам урок или нет, то жёлтый.
Итог урока.
У: Вот и закончилось наше путешествие. А мы давайте вернёмся к поставленным вами целям и посмотрим, все цели были реализованы? С каким звуком и какой буквой мы сегодня познакомились на уроке?
Д: Мы познакомились со звуком [й] и буквой Й краткой.
У: Дайте характеристику звука [й].
Д: Звук [й] согласный, всегда звонкий, всегда мягкий.
У: Что больше всего запомнилось на уроке?
У: За оказанную помощь Зайчик дарит вам на память свою фотографию, где написано спасибо за помощь!
У: Урок окончен.
Список литературы:
Бакулина Г.А. Субъективизация процесса обучения русскому языку в начальной школе. – Киров: Изд-во ВГПУ, 200.- 244 с.
Уидзенкова А.В., Сагирова О.В. Русский язык с увлечением! – Екатеринбург: Изд-во «ЛИТУР». 2003. – 264 с.
Картинки сканированы из раскраски «Весёлые зверята», из «Русского языка в картинках».