|
Конспект и презентация урока обучения грамоте "Звук [й], буква й"Конспект и презентация урока обучения грамоте "Звук [й], буква й"Урок: обучение грамоте Тип урока: объяснение нового материала. Тема урока: «Звук [й] и буква й». Цель урока: Знакомство с новым звуком и буквой, который его обозначает, формирование интеллектуальных качеств у младших школьников, развитие мышления, памяти, воображения.
Задачи урока: 1. Познакомить детей с новым звуком и буквой, учить отличать новый звук и букву от других звуков и букв. 2. Совершенствовать навык правильного, беглого, сознательного и выразительного чтения. 3. Развивать память, внимание, речь, мышление и наблюдательность младших школьников.
Оборудование: Рисунки героев (вороны, мышонка, белки , ёжика), костюм Лесной Феи, буквы (10 разных), клумба и цветочки для релаксации, картинки Зайчика для награждения, презентация «Буква Й».
Этапы урока:
Ход урока.
(Звучит г/з «Лесные голоса», появляется Лесная Фея) У: Здравствуйте, вы узнали меня? Я, Лесная Фея! С одним из моих обитателей случилось несчастье. Он потерялся. А вот и он – Зайчик. Он просит помочь ему найти дорогу домой. Вы поможете мне, ребята, найти дорогу до дома Зайчика? Тогда отправляемся в путь. Может, кто по пути нам, подскажет куда идти. (Звучит г/з «Голоса леса») У: Вы слышали? Что это за звук? А попали мы к Вороне. Ворона очень умная и наверно знает, где живёт Зайчик. Она сказала, что укажет нам направление, куда идти только тогда, когда мы поможем выполнить ему одно задание. Поможем выполнить задание Вороне?
У: Посмотрите на доску и назовите предметы, которые на ней изображёны. (На доске расставлены в ряд картинки с изображением майки, чайник, гайки, лайка, чайка.) У: Постарайтесь запомнить их в указанном порядке. А сейчас закройте глаза. (Учитель в это время делает в ряду предлагаемых картинок перестановку.) У: Откройте глаза. Расскажите, как располагались картинки первоначально, как они располагаются сейчас, что изменилось. Д: (Ответ даёт один ученик.) Первоначально картинки стояли так: майка, чайник, гайка, лайка чайка. Сейчас они расположены так: чайка, лайка, гайка, чайник, майка. Поменялись картинки с изображением чайник и лайка, майка и чайка. У: Назовите новый для вас звук, который вы услышали в словах, и сформулируйте 1 часть темы нашего сегодняшнего урока. Д: В каждом слове встречается звук [й], значит, первая часть нашей темы сегодняшнего урока «Звук [й]». У: Рассмотрите изображения букв, выделите одну из них по трём признакам и сформулируйте 2 часть нашего урока. (На доске буквы: а, о, и, у, Й, ё, ы) Д: Я предлагаю исключить букву й. Она одна заглавная, все остальные строчные; она одна согласная, все остальные гласные; эту букву мы не изучали, а с остальными знакомы. У: А теперь сформулируйте тему урока полностью. Д: Тема сегодняшнего урока «Звук [й] и буква, которая его обозначает». У: Отталкиваясь от темы урока и опираясь на слова-помощники, сформулируйте цели нашего урока:
(Дети, сопоставляя тему урока и содержание данной записи, восстанавливают её и формируют самостоятельно цель урока). Д: Цель нашей работы такова:
У: Ворона сказала, что надо идти сначала прямо, а потом направо и мы сможем найти Муравья, может он знает дорогу до домика Зайчика. Ну, что в путь? (Звучит г/з «Голоса леса»).
У: Ребята, Зайчик устал идти. Он предлагает вам поиграть вместе с ним в игру на внимание «Запрещённое движение!». Я буду показывать движения, вы будете повторять их за мной, но помните, что нельзя повторять одно движение «запрещённое» - это руки верх. Когда я буду показывать и называть его, вы просто стойте прямо, опустив руки вниз.
У: Вот наконец-то, мы дошли. А вот и Мышонок. Мышонок сейчас очень занят. Он просит ему помочь в одном трудном задании. Он никак не может понять, какой последний звук в слове трамвай. Поможем, ребята? У: Произнесите слово трамвай, выделяя в нём последний звук. Д: Трамва-й-й. У: Назовите выделенный звук. Д: Это звук [й]. У: Произнесите несколько раз звук [й]. Что происходит с губами и языком при его произношении? Д: При произношении звука [й] губы раскрыты не широко. Между зубами образуется небольшая щель. Середина язычка касается нёба. У: Произнесите звук [й] ещё раз. Определите, как проходит воздух через горлышко при его произнесении; как образуется этот звук: твёрдо или мягко. Сделайте необходимые выводы. Д: При произнесении звука [й] воздух встречает преграду, препятствие. Значит, он согласный. При его произнесении слышится голос и шум. В ушах есть звон. Значит, он звонкий. Звук [й] произносится мягко, значит, он мягкий. У: Охарактеризуйте коротко звук [й]. Д: Звук [й] согласный, звонкий, мягкий. У: Мышонок послушал ваши рассуждения, сделанный вами вывод и сказал мне, что в характеристике звука [й] требуется кое-что уточнить. Он предлагает, чтобы уточнение вы внесли сами. Мышонок просит вас назвать слова, в которых звук [й] был бы глухим и твёрдым. (Дети называют слова со звуком [й].) У: Вы назвали много слов со звуком [й], но среди них нет ни одного слова, в котором этот звук был бы глухой и твёрдый. Я тоже таких слов не знаю. Какой мы можем сделать вывод? Д: Звук [й] согласный, всегда звонкий, всегда мягкий. У: А что мы можем сказать о слове «трамвай»? Д: В слове Трамвай – 7 букв, 7 звуков, 2 слога. У: Сколько звуков в 1 слоге? Д: В первом слоге – 4 звука. У: Сколько звуков во 2 слоге? Д: Во втором слоге – тоже 3 звука. У: Мышонок сказал, что идти нам надо через сосновый лес. Там живёт Белка, она укажет нам дорогу дальше. (Звучит г/з «Голоса леса».)
У: Вот и мы и дошли до соснового леса. Где же Белка? А вот она. Прыгает с ветки на ветку. Белка узнала, что мы с вами познакомились с новым звуком. А с каким? Д: Звук [й] – согласный, всегда звонкий, всегда мягкий. У: Белка предлагает нам вместе с ней найти букву, которая обозначает звук [й]. Я буду показывать буквы, а вы вам встретится знакомая буква, вы хором громко назовёте её, а если встретится незнакомая буква, то захлопаете в ладоши. (Учитель показывает буквы и дети хлопают в ладоши при виде букву Й, учитель показывает эту букву детям). У: Вот вы и поприветствовали новую букву. А как она называется? Д: Это буква «Й краткое». У: На какую букву похожа буква Й? Д: Буква Й похожа на букву И, только у неё сверху есть значок, похожий на запятую. У: Вместе с Белкой скажем дружно, Букву Й запомнить нужно, Это буква непростая, Голос краток и сердит, Потому что запятая На её плечах сидит. Букву Й зовут «Й кратким». Й как И в твоей тетрадке. Чтобы Й не путать с И, Сверху галочку пиши. Ты её шапку подари – Станет краткой буква И. У: Белка спрашивает, а в какой квадратик на ленте букв мы поместим букву Й? Д: Букву Й поместим в синий квадратик, потому что она согласная. У: А как вы думаете, почему букву так назвали? Д: При произношении произносим коротко [й]. У: Белка нам указала путь. Она сказала идти прямо по тропинке через мостик. В путь, друзья!
У: Ох, как далеко убежал Зайка от дома. Вот мы прошли мостик и оказались на полянке. Смотрите, кто это там за ёлочкой? Да это же Ёжик. Ёжик очень мудрый зверёк. Он очень любит читать и предлагает вам прочитать слова с новой буквой, которые вы видите на грибах. (Учитель обращает внимание на грибах, на которых написаны слова с буквой Й, дети читают хором. Май, лай, дай, мой, вой, рой, пей, лей.) У: Ёжик просит вас внимательно посмотреть на яблоки, которые у Ёжика в корзинке. На яблоках вы видите слоги. Как вы думаете, какое задание придумал для вас Ёжик? Д: Если есть слоги, значит нужно составить из них слова. У: Составьте из слогов слова. (В корзинке яблоки, на которых написаны слоги: Во-ро-бей, сой-ка.) Д: Из данных слогов составить можно слова: воробей, сойка. У: По какому признаку можно объединить эти слова в одну группу? Д: Эти слова можно объединить в одну группу – так как это названия птиц.
У: Ребята, Зайчик устал идти. Он предлагает вам поиграть вместе с ним в игру. Я буду называть вам слова, а если в названном мной слове есть звук [й], вы прыгаете как зайчики. А если такого звука нет, вы приседаете. Запомнили? Каравай, герой, портфель, чай, бой, тарелка, скамейка, скакалка, лейка, аптека, чайка, муравей, трамвай.
У: Ёжик очень любит читать книги о войне и предлагает вам открыть учебник на странице 159, посмотрите и скажите какую букву вы видите в правом верхнем углу учебника? Д: Мы видим букву Й краткую. У: Со словом трамвай мы уже познакомились. У: Найдите ниже текст, прочитайте его шёпотом. (Дети читают.) У: Сейчас будем читать текст «по цепочке», для этого вам нужно будет внимательно следить по учебнику. Приготовились! (Дети по цепочке читаю текст про дедушку на стр. 159.) У: Кем был дедушка на войне? Д: Дедушка на войне был солдатом. У: Что есть у дедушки? Д: У дедушки есть медаль за отвагу. У: Что говорит мама о дедушке? Д: Мама говорит, что дедушка стар, но душа у него молодая. У: Как вы понимаете эту фразу? Д: Это значит, что у дедушки старый, седой, а сам он чувствует себя молодым, ещё очень быстро ходит, много работает. У: Рассмотрите на рисунке воинов разных времён. Опишите одежду и оружие солдат. Чем одежда и оружие отличается от нашего времени? Д: На рисунке изображены богатыри с мечами и в кольчуге, воины в треугольниках, с саблями, а воины нашего времени в защитного цвета формах, с автоматами. У: Прочитайте про себя на странице 158 пословицы, вы их прочитаете дома и объясните, как вы понимаете их смысл? У: Ёжику понравилось, как вы читали. И он сказал, что домик Зайчика прямо за его полянкой. И правда вот и домик. Обрадовалась Зайчик. Я предлагаю вам украсить у домика Зайчика его клумбу. Он очень любит цветы. На столах у вас цветы двух видов: красный и жёлтый. Если вам понравилось наше путешествие, то прикрепите к клумбе Зайчика красный цветок, а если вы не знаете – понравился вам урок или нет, то жёлтый.
У: Вот и закончилось наше путешествие. А мы давайте вернёмся к поставленным вами целям и посмотрим, все цели были реализованы? С каким звуком и какой буквой мы сегодня познакомились на уроке? Д: Мы познакомились со звуком [й] и буквой Й краткой. У: Дайте характеристику звука [й]. Д: Звук [й] согласный, всегда звонкий, всегда мягкий. У: Что больше всего запомнилось на уроке? У: За оказанную помощь Зайчик дарит вам на память свою фотографию, где написано спасибо за помощь! У: Урок окончен.
Список литературы:
|
Loading
|