Одним из писателей, отправивших
своих героев в путешествие по России,
является Николай Васильевич Гоголь.
Герои двух его произведений совершают
поездки по России. В комедии "Ревизор”
Хлестаков едет из Петербурга в поместье
отца, а в поэме "Мертвые души” Чичиков
разъезжает по России, скупая души умерших
крестьян. Но в "Мертвых душах” автор
дает более полное описание России: если
в комедии автор ограничивается описанием
уездного города, то в поэме он описывает
и губернский город NN. и деревни помещиков,
этим писатель вводит в повествование
и сельские районы (Россия — это не только
города, но и деревни).
Следует
отметить, что Гоголь ни в том, ни в другом
произведении не указывает, в каком
городе происходит действие. Это сделано
для того, чтобы показать — картина
города NN и его окрестностей типична для
России. Писатель сам говорит о том, что
"город никак не уступал другим губернским
городам”, то есть был на них похож.
Главное, что в нем сразу же бросается в
глаза, — это "желтая краска на каменных
домах” и "серая на деревянных”. Желтый
цвет символизирует болезненное,
нездоровое состояние, а так как этим
цветом выкрашены каменные дома,
принадлежавшие людям, которые управляли
городом, то и их хозяева тоже больны.
Серый цвет деревянных домов обывателей
говорит о серости и забитости народных
масс.
Город застроен
беспорядочно. Гоголь пишет, что "местами
дома казались затерянными среди широкой,
как поле, улицы и нескончаемых деревянных
заборов; местами сбивались в кучу...”.
В этом, по-моему, проявляется нелюбовь
жителей к порядку. В комедии "Ревизор”
один из героев говорит, что если построить
забор, то вокруг него сразу вырастают
кучи мусора. Так как образ города в этих
произведениях ("Ревизор” и "Мертвые
души”) является обобщенным образом
всех городов, то можно сказать, что дома,
затерянные среди "нескончаемых заборов”,
погрязли в горах мусора. Замечание
писателя о том, что "мостовая везде
была плоховата”, свидетельствует о
невыполнении начальством своих
обязанностей. Жители города также не
утруждают себя наведением порядка. Это
подтверждают облезлые, "почти смытые
дождем” вывески с кренделями и сапогами.
Город, описанный Гоголем, выглядит
больным, грязным и неопрятным.
Следующим
пунктом путешествия Чичикова является
деревня. Российская деревня изображается
также отвратительной. Во время поездки
Чичикова к Манилову писатель дает
сельский пейзаж. Это достаточно унылая
картина: "...по обеим сторонам дороги:
кочки, ельник, низенькие жидкие кусты
молодых сосен, обгорелые стволы старых,
дикий вереск и тому подобный вздор”.
Это состояние природы полностью
соответствует состоянию деревни. Про
дома крестьян автор пишет, что это
"постройки, похожие на старые складенные
дрова, покрытые крышами с разными
деревянными под ними украшениями в виде
висячих шитых узорами утиральников”.
Такая бесформенность крестьянских
домов говорит о их непритязательности,
возможности жить в самых тяжелых
условиях, но одновременно и о низком
культурном уровне, так как жить в домах,
похожих на сараи, могут животные, а не
люди. Показательно в этом плане то, что
вместе с людьми в одном строении живут
животные ("Бабы с толстыми лицами и
перевязанными грудями смотрели из
верхних окон; из нижних глядел теленок
или высовывала слепую морду свою
свинья”). Слова автора, что это "виды
известные”, говорят о типичности такой
картины. И все-таки между деревнями
существует различие. Это связано прежде
всего с характером помещика, который
ею владеет. Так, деревня Собакевича
поражает тем, что дома мужиков "срублены
были на диво ... все было пригнано плотно
и как следует”. Даже колодцы были сделаны
из такого крепкого дуба, который шел
"на мельницы да на корабли”. А у Плюшкина
все деревянные строения отличаются
"особенной ветхостью”: "бревно на
избах было темно и старо”, "многие
крыши сквозили, как решето”, "окна в
избенках были без стекол”, все строения
"покосились и почернели даже не
живописно”. Но деревни помещиков
объединяет беспорядочность расположения
домов. Это присуще владениям Манилова,
Коробочки, Собакевича и Плюшкина. Про
расположение изб в деревне Коробочки
Гоголь написал, что они были "выстроены
врассыпную и не заключены в правильные
улицы”.
Во время
путешествия Чичикова Николай Васильевич
постепенно раскрывает свое отношение
к крестьянам. Нельзя сказать, что он
идеализирует русский народ. Но в
лирических отступлениях автор пишет,
что наш народ носит в себе залог сил,
"полный творящих способностей души”.
И это проявляется в "собственном слове”
народа, потому что оно часть его
"собственного характера”. Писатель
говорил, что "нет слова, которое было
бы так замашисто, бойко, так вырывалось
бы из-под самого сердца, так бы кипело
и живо трепетало, как метко сказанное
русское слово”. Так как слово есть часть
"собственного характера” народа, то
русский народ тоже бойкий, сердечный.
Из
путешествия Чичикова можно сделать
вывод, что Россия — страна грязная,
необустроенная, но у нее великолепный
народ.