К работе над повестями "Вечеров
на хуторе..." Гоголь приступил вскоре
после приезда в Петербург. Окончив
Нежинскую гимназию высших наук, он
приехал в столицу, мечтая "сделать
жизнь свою нужною для блага государства".
Им владела пылкая мечта: принести пользу
человечеству, поступить на службу,
которая могла бы дать "просторный
круг действий". Но Петербург неласково
встретил молодого провинциала. Гоголь
в течение долгого времени не мог найти
службы и вынужден был влачить бедственное
существование. Наконец он получил место
в одном из столичных департаментов, его
обязанности напоминали безотрадные
занятия Акакия Акакиевича Башмачкина,
описанные впоследствии в повести
"Шинель".
Знакомство
с Пушкиным и его друзьями помогло Гоголю
найти свою дорогу — обратиться к занятиям
литературой, написать "Вечера на
хуторе близ Диканьки". Общение с
Пушкиным во многом помогло начинающему
писателю завершить свое чудесное, свежее
и благоуханное произведение о жизни
народа.
В "Вечерах
на хуторе близ Диканьки" Гоголь
обращает свои взоры к милой его сердцу
солнечной Украине. В жизни ее народа, в
ее песнях и сказках видит он подлинную
поэзию и воссоздает ее в своих повестях.
Интерес к народной жизни, возникший под
влиянием патриотического подъема в
Отечественную войну 1812 года, подсказал
Гоголю путь к "Вечерам на
хуторе...".
Гоголь
прекрасно знал жизнь и народное творчество
Украины. Впечатления украинской деревни
окружали его с самого детства. Отец
писателя был автором комедий, в которых
широко использовался украинский фольклор
и изображались быт и нравы украинской
деревни. Видел Гоголь в детские годы и
вертепы (кукольные театры) с их
представлениями, полными задорного
украинского юмора. Его сверстники по
Нежинской гимназии рассказывали, что
Гоголь в праздничные дни отправлялся
в предместье Нежина, к своим знакомым
крестьянам, бывал завсегдатаем на
крестьянских свадьбах. Интерес будущего
писателя к Украине отразился и в
многочисленных записях фольклора,
которые он заносил в "Книгу всякой
всячины", заведенную им в гимназии.
В
"Вечерах на хуторе близ Диканьки"
Гоголь создал глубоко лирический,
прекрасный образ Украины, проникнутый
любовью к ее народу. Этот образ раскрывается
писателем и в пленительных поэтических
пейзажах, и в описании национального
характера народа, его свободолюбия,
храбрости, юмора, лихого веселья. Украина
в книге Гоголя впервые предстала во
всей чудесной красоте, яркости и вместе
с тем нежности своей природы, с ее
вольнолюбивым и мужественным
народом.
По определению
В. Г. Белинского, "Вечера на хуторе
близ Диканьки" — это "поэтические
очерки Малороссии, очерки, полные жизни
и очарования. Все, что может иметь природа
прекрасного, сельская жизнь простолюдинов
обольстительного, все, что народ может
иметь оригинально- -го, типического, —
все это радужными цветами блестит в
этих первых поэтических грезах
Гоголя".
Первая же
повесть "Вечеров", "Сорочинская
ярмарка", начинается описанием
солнечного, знойного, охватывающего
сладостным томлением летнего дня на
Украине. Здесь все радостно и ослепительно
ярко: и неизмеримый океан неба, и дрожащий
в нем жаворонок, и зажженные солнцем
листья, и статные подсолнечники в пестрых
огородах. Этот чудесный пейзаж как бы
предваряет и подготавливает картины
народной жизни, рассказ о любви красивых
и чистых сердцем Грицько и Параски. Их
любовь торжествует наперекор злой и
завистливой мачехе, глупости Солопия
Черевика, корысти и недоброжелательству,
которые стоят на дороге их светлого
чувства, пытаются помешать его
торжеству.
Это
безыскусное, здоровое начало показано
и в облике самой Параски с ее "круглым
личиком, с черными бровями, ровными
дугами поднявшимися над светлыми карими
глазами, с беспечно улыбавшимися розовыми
губками". Сколько теплоты и сердечного
сочувствия в этом описании молоденькой
крестьянской девушки, первый раз попавшей
на ярмарку да еще встретившейся там со
своим суженым! Но в этой сцене нет ничего
искусственного, сентиментального:
красавица охотно лущит подсолнечник,
она с удовольствием потолкалась бы
между полотняными палатками торговцев,
продающих ленты, серьги и другие
привлекательные товары.
Сколько
жизненных, реальных красок в описании
ярмарки, сколько юмора, веселого лукавства
в рассказе о встрече Солопия Черевика
с Грицько Голопупенко, легко заслужившим
полное доверие Солопия, большого любителя
варенухи. Эти сценки, разговоры словно
выхвачены из жизни и обладают всеми
оттенками живой разговорной речи, тем
неуловимым юмором, который присущ
народу.
Одним из тех,
кто особенно глубоко понял тесную связь
творчества Гоголя с народом, был А. И.
Герцен: "Не будучи по происхождению,
подобно Кольцову, из народа, он, Гоголь,
принадлежал к народу — по своим вкусам
и по складу своего ума".
В
"Вечерах на хуторе близ Диканьки"
раскрывается жизнь народа в ее различных
проявлениях: здесь показаны быт и
картинки современной Гоголю Украины,
и народные предания, и события далекого
прошлого.