Роль фантастики в одном из произведений русской литературы XIX века (Н.В.Гоголь. «Портрет»)
Роль фантастики в одном из произведений русской литературы XIX века (Н.В.Гоголь. «Портрет»)
Один из самых значительных
критиков своего времени, В.Г.Белинский
неодобрительно отозвался о повести
"Портрет”: "это есть неудачная
попытка г. Гоголя в фантастическом роде.
Здесь его талант падает, но он и в самом
падении остается талантом”. Вероятно,
успех пушкинской "Пиковой дамы” побудил
Гоголя рассказать историю о человеке,
которого погубила жажда золота. Автор
назвал свою повесть "Портрет”. Потому
ли, что портрет ростовщика сыграл роковую
роль в судьбе его героев -художников,
судьбы которых сопоставлены в двух
частях повести? Или потому, что Гоголь
хотел дать портрет современного общества
и талантливого человека, который гибнет
или спасается вопреки враждебным
обстоятельствам и унизительным свойствам
натуры? Или это портрет искусства и души
самого писателя, пытающегося уйти от
соблазна успеха и благополучия и очистить
душу высоким служением искусству? Наверное,
есть в этой странной повести Гоголя и
социальный, и нравственный, и эстетический
смысл, есть размышление о том, что такое
человек, общество, искусство. Современность
и вечность сплетены здесь так неразрывно,
что жизнь русской столицы 30-х годов XIX
века восходит к библейским размышлениям
о добре и зле, об их бесконечной борьбе
в человеческой душе. Художника
Чарткова поначалу мы встречаем в тот
момент его жизни, когда он с юношеской
пылкостью любит высоту гения Рафаэля,
Микеланджело, Корреджио и презирает
ремесленные подделки, заменяющие
искусство обывателю. Увидев в лавке
странный портрет старика с пронзительными
глазами, Чартков готов отдать за него
последний двугривенный. Нищета не отняла
у него способности видеть красоту жизни
и с увлечением работать над своими
этюдами. Он тянется к свету и не хочет
превращать искусство в анатомический
театр, обнажать ножом-кистью "отвратительного
человека”. Он отвергает художников, у
которых "самая природа... кажется низкою,
грязною”, так что "нет в ней чего-то
озаряющего”. Чартков, по признанию его
учителя в живописи, талантлив, но
нетерпелив и склонен к житейским
удовольствиям, суете. Но как только
деньги, чудом выпавшие из рамы портрета,
дают Чарткову возможность вести
рассеянную светскую жизнь и наслаждаться
благополучием, богатство и слава, а не
искусство, становятся его кумирами.
Своим успехом Чартков обязан тем, что,
рисуя портрет светской барышни, который
выходил у него скверным, он смог опереться
на бескорыстное произведение таланта
— рисунок Психеи, где слышалась мечта
об идеальном существе. Но идеал был не
живым и, только соединившись со
впечатлениями реальной жизни, стал
притягательным, а реальная жизнь обрела
значительность идеала. Однако Чартков
солгал, придав незначительной девице
облик Психеи. Польстив ради успеха, он
изменил чистоте искусства. И талант
стал покидать Чарткова, изменил ему.
"Кто заключил в себе талант, тот чище
всех должен быть душою”, — говорит отец
сыну во второй части повести. И это почти
дословный повтор слов Моцарта в пушкинской
трагедии: "Гений и злодейство — две
вещи несовместные”. Но для Пушкина
добро — в природе гениальности. Гоголь
же пишет повесть о том, что художник,
как и все люди, подвержен соблазну зла
и губит себя и талант ужаснее и
стремительнее, чем люди обычные. Талант,
не реализованный в подлинном искусстве,
талант, расставшийся с добром, становится
разрушительным для личности. Чартков,
ради успеха уступивший истину благообразию,
перестает ощущать жизнь в ее многоцветности,
изменчивости, трепете. Его портреты
утешают заказчиков, но не живут, они не
раскрывают, а закрывают личность, натуру.
И несмотря на славу модного живописца,
Чартков чувствует, что он не имеет
никакого отношения к настоящему
искусству. Замечательная картина
художника, усовершенствовавшегося в
Италии, вызвала в Чарткове потрясение.
Вероятно, в восхищенном контуре этой
картины Гоголь дал обобщенный образ
знаменитого полотна Карла Брюллова
"Последний день Помпеи”. Но потрясение,
испытанное Чартковым, не пробуждает
его к новой жизни, потому что для этого
необходимо отказаться от погони за
богатством и славой, убить в себе зло.
Чартков избирает другой путь: он начинает
изгонять из мира талантливое искусство,
скупать и резать великолепные полотна,
убивать добро. И этот путь ведет его к
сумасшествию и смерти. Что
было причиной этих страшных превращений:
слабость человека перед соблазнами или
мистическое колдовство портрета
ростовщика, собравшего в своем обжигающем
взгляде зло мира? Гоголь двойственно
ответил на этот вопрос. Реальное
объяснение судьбы Чарткова столь же
возможно, как и мистическое. Сон,
приводящий Чарткова к золоту, может
быть и осуществлением его подсознательных
желаний, и агрессией нечистой силы,
которая поминается всякий раз, как речь
заходит о портрете ростовщика. Слова
"черт”, "дьявол”, "тьма”, "бес”
оказываются в повести речевой рамой
портрета. Пушкин в
"Пиковой даме” по существу опровергает
мистическое истолкование событий.
Повесть, написанная Гоголем в год
появления и всеобщего успеха "Пиковой
дамы”, является ответом и возражением
Пушкину. Зло задевает не только
подверженного соблазнам успеха Чарткова,
но и отца художника Б., который писал
портрет ростовщика, похожего на дьявола
и самого ставшего нечистой силой. И
"твердый характер, честный прямой
человек”, написав портрет зла, чувствует
"тревогу непостижимую”, отвращение к
жизни и зависть к успехам талантливых
своих учеников. Художник,
прикоснувшийся ко злу, написавший глаза
ростовщика, которые "глядели
демонски-сокрушительно”, уже не может
писать добро, кистью его водит "нечистое
чувство”, и в картине, предназначенной
для храма, "нет святости в лицах”. Все
люди, связанные с ростовщиком в реальной
жизни, гибнут, изменив лучшим свойствам
своей натуры. Художник, который воспроизвел
зло, расширил его влияние. Портрет
ростовщика отнимает у людей радость
жизни и пробуждает "тоску такую... точно
как будто бы хотел зарезать кого-то”.
Характерно стилистически это сочетание:
"точно как будто бы...” Разумеется,
"точно” употреблено в смысле "как”,
чтобы избежать тавтологии. Вместе с тем
сочетание "точно” и "как будто бы”
передает свойственную Гоголю манеру
детализированного реалистического
описания и призрачности, фантастического
смысла событий. Повесть
"Портрет” не несет успокоения, показывая,
насколько все люди, независимо от свойств
своего характера и высоты убеждений,
подвержены злу Гоголь, переделав финал
повести, отнимает надежду на искоренение
зла. В первой редакции облик ростовщика
таинственно испарялся с полотна, оставив
чистым холст. В окончательном тексте
повести портрет ростовщика исчезает:
зло опять пошло бродить по свету.