Романтический реализм ранних произведений Н.В.Гоголя
Романтический реализм ранних произведений Н.В.Гоголя
Замысел цикла повестей об
Украине возник у Н. В. Гоголя, по-видимому,
в 1829 году. К этому времени относятся его
письма к родным с просьбой сообщать "об
обычаях малороссиян". Присылаемые
ему сведения заносились Гоголем в
тетрадь записей "Книга всякой всячины"
и затем использовались в его
повестях. Работа над
"Вечерами" продолжалась в течение
нескольких лет. Сначала появилась первая
книга повестей "Вечера на хуторе близ
Диканьки, изданные пасичником Рудым
Паньком", а затем вышла вторая
часть. Книга Гоголя
получила высокую оценку А. С. Пушкина,
оказавшую влияние на первые критические
отзывы о "Вечерах". Пушкин писал
издателю "Литературных прибавлений
к "Русскому инвалиду": "Сейчас
прочел "Вечера близ Диканьки". Они
изумили меня. Вот настоящая веселость,
искренняя, непринужденная, без жеманства,
без чопорности. А местами какая поэзия!
Какая чувствительность! Все это так
необыкновенно в нашей нынешней литературе,
что я доселе не образумился. Поздравляю
публику с истинно веселою книгою, а
автору сердечно желаю дальнейших
успехов. Ради Бога, возьмите его сторону,
если журналисты, по своему обыкновению,
нападут на неприличие его выражений,
на дурной тон и проч.". Юмор
и поэтичность повестей Гоголя были
отмечены Пушкиным и в рецензии в
"Современнике" на второе издание
"Вечеров": "Все обрадовались
этому живому описанию племени поющего
и пляшущего, этим свежим картинкам
малороссийской природы, этой веселости,
простодушной и вместе лукавой. Как
изумлялись мы русской книге, которая
заставила нас смеяться, мы, не смеявшиеся
со времен Фонвизина! Мы так были благодарны
молодому автору, что охотно простили
ему неровность и неправильность его
слога, бессвязность и неправдоподобие
некоторых рассказов..." В.
Г. Белинский в своих отзывах неизменно
отмечал художественность, веселость и
народность "Вечеров на хуторе близ
Диканьки". В "Литературных мечтаниях"
он писал: "Г-н Гоголь, так мило
прикинувшийся пасичником, принадлежит
к числу необыкновенных талантов. Кому
неизвестны его "Вечера на хуторе близ
Диканьки"? Сколько в них остроумия,
веселости, поэзии и народности!" В
статье "О русской повести и повестях
г. Гоголя" Белинский вновь возвратился
к оценке "Вечеров": "Это были
поэтические очерки Малороссии, очерки,
полные жизни и очарования. Все, что может
иметь природа прекрасного, сельская
жизнь простолюдинов обольстительного,
все, что народ может иметь оригинального,
типического, все это радужными цветами
блестит в этих первых поэтических грезах
г. Гоголя. Это была поэзия юная, свежая,
благоуханная, роскошная, упоительная,
как поцелуй любви". Ознакомившись
с "Арабесками" и "Миргородом",
Белинский заговорил о реализме как
отличительном характере творчества
Гоголя. Белинский указывал, что критика
неправильно обратила внимание читателей
только на юмор Гоголя, не затронув его
реализма. Он писал, что в гоголевских
"Вечерах на хуторе", в повестях
"Невский проспект", "Портрет",
"Тарас Бульба" смешное перемешано
с серьезным, грустным, прекрасным и
высоким. Комизм отнюдь не есть
господствующая и перевешивающая стихия
таланта Гоголя. Его талант состоит в
удивительной верности изображения
жизни в ее неуловимо-разнообразных
проявлениях. Нельзя видеть в созданиях
Гоголя один комизм, одно смешное... Реализм
"Вечеров на хуторе близ Диканьки"
отмечен Белинским и позже: "Поэт как
бы сам любуется созданными им оригиналами.
Однако ж эти оригиналы не его выдумка,
они смешны не по его прихоти; поэт строго
верен в них действительности. И потому
всякое лицо говорит и действует у него
в сфере своего быта, своего характера
и того обстоятельства, под влиянием
которого оно находится. И ни одно из них
не приговаривается: поэт математически
верен действительности и часто рисует
комические черты, без всякой претензии
смешить, но только покоряясь своему
инстинкту, своему такту действительности".