Тема «маленького человека» в творчестве Н.В. Гоголя
Тема «маленького человека» в творчестве Н.В. Гоголя
Тема «Маленького человека»
существовала в русской литературе и до
ее проявления в произведениях Н.В.
Гоголя. Впервые она была обозначена в
«Медном всаднике» и «Станционном
смотрителе» А.С. Пушкина. Позже эта тема
начала проявляться и в творениях Гоголя.
Вообще творчество Гоголя и творчество
Пушкина имеют некоторые общие черты.
Известно, что Гоголь был довольно близко
знаком с нашим великим поэтом. Пушкин
не раз подавал Гоголю сюжеты для его
произведений. Этих писателей объединяют
многие общие темы, но самой главной из
них является тема «маленького человека»
Эта тема главенствует в произведениях
Гоголя.
Прежде всего,
стоит подробнее раскрыть образ «маленького
человека». «Маленький человек» - это
социальный тип человека, который
чувствует бессилие перед жизнью и всеми
трудностями этой жизни. Этот человек
унижен и оскорблен вышестоящими людьми.
Его вообще могут не считать за человека.
«Маленький человек» живет в мире
собственных иллюзий и фантазий. От
безысходности он может считать себя
королем Испании, может принять женщину
полусвета за божественное создание и
т.д. «Маленький человек» не старается
выбраться из своего положения, он не
желает делать что-либо для улучшения
своей жизни. Он всю сою жизнь может
очинять перья начальству и мечтать о
дочери директора департамента или
переписывать бумаги и лелеять мечту о
новой шинели. Он безропотно и покорно
сносит все унижения и все удары судьбы.
Иногда этот человек может взбунтоваться,
но этот бунт приводит его либо в дом для
душевнобольных, либо на кладбище.
Гоголь
сам некоторое время был этим «маленьким
человеком». Приехав в Петербург в 1829
году, Гоголь узнал на собственном опыте
и положение бедного чиновника, и среду
молодых художников, и переживания
бедняка, у которого нет денег на покупку
теплой шинели. И именно этот опыт позволил
Гоголю во всех красках показать Петербург
с его внешним лоском и внутренним
убожеством.
Гоголь
описывает Петербург как город, где все
отношения являются ложью и обманом, где
торжествует пошлость, разврат и подлость.
Именно здесь пропадает герой «Невского
проспекта» художник Пискарев, который
стал жертвой циничной действительности.
Это может прозвучать жестоко, но погибает
он из-за собственных романтических
иллюзий. Он принимает продажную женщину
за прекрасную даму и влюбляется в неё.
И даже после того, как он узнал страшную
правду, он не теряет надежд исправить
то, что в принципе исправить нельзя.
Желая увидеть ее хотя бы во сне, он
начинает употреблять наркотики и в
результате умирает.
Именно
здесь страдает несчастный Акакий
Акакиевич Башмачкин, мечтая о новой
шинели. Шинель является для него пределом
всех его мечтаний, идеалом и смыслом
всей его жизни. День приобретения
желанной вещи становится для него
величайшим праздником и величайшим
днем скорби одновременно. После кражи
шинели он пытается получить помощь у
«значительного лица», но получает такой
выговор, что выходит из кабинета в
полуобморочном состоянии. Никто не
заступился за него, никто не поддержал
его в его беде. И будучи не в состоянии
перенести такое горе Башмачкин умирает.
И только после своей смерти он начинает
протестовать. Его призрак начинает
снимать шинели со всех особ, не разбирая
чинов и званий. Успокаивается он только
тогда, когда снимает шинель с того самого
«значительного лица».
Здесь
обретается и Аксентий Поприщин из
«Записок сумасшедшего», который, пожалуй,
является самым трагичным из гоголевских
героев. Он стоит на самой низшей ступени
социальной лестницы. И у него тоже есть
своя мечта. Она более масштабна по
сравнению с мечтой Башмачкина. Поприщин
страстно желает сравняться со значительными
лицами Петербурга. Именно поэтому он
так мечтает о дочери начальника
департамента. Но его мечта несбыточна,
и он сходит с ума.
Несмотря
на жалость к «маленькому человеку»
Гоголь адекватно оценивает его. Он
показывает, как может измельчать человек,
как его постепенно уничтожает окружающая
его обстановка в независимости от того,
где этот человек обитает. Но все же
Гоголь считает Петербург наиболее
страшным, извращенным, безумным и лживым
городом.
Но не только
Петербург виноват в том, что некоторые
из его жителей превращаются в пыль. Во
многом эти люди виноваты сами. В погоне
за внешним великолепием многие теряют
самое главное – свой внутренний мир. И
именно по этой причине «маленькие люди»
так часто становятся жертвами такого
блистательного, и такого страшного
Петербурга.