Тема "маленького человека”
в литературе существовала и до ее
обозначения в творчестве Н. В. Гоголя.
Впервые она прозвучала в "Медном
всаднике” и "Станционном смотрителе”
А. С. Пушкина. Вообще же образ "маленького
человека” таков: это бедный, не знатный
человек, оскорбляемый высшими по чину
людьми и доведенный до отчаянья всем
образом своей жизни. Это
социально-психологический тип человека,
ощущающий свое бессилие перед жизнью.
Порой он способен на протест. К бунту
"маленького человека” всегда ведет
жизненная катастрофа, но исход протеста
— безумие, смерть. Пушкин открыл в бедном
чиновнике новый драматический характер,
а Гоголь продолжил развитие этой темы
в цикле "петербургских повестей”:
"Нос”, "Невский проспект”, "Записки
сумасшедшего”, "Портрет” и
"Шинель”. Гоголь был
подготовлен к созданию "петербургских
повестей” той суровой школой жизни,
которую ему самому пришлось пройти в
юношеские годы. Приехав в Петербург в
1829 году, Гоголь был поражен картинами
глубоких общественных противоречий,
трагических социальных катастроф. Он
узнал на собственном опыте и положение
бедного чиновника, и среду молодых
художников (Гоголь одно время посещал
рисовальные классы Академии художеств),
и переживания бедняка, у которого нет
денег на покупку теплой шинели. Именно
этот жизненный опыт позволил Гоголю
столь зримо показать в своих повестях
Петербург с его внешним великолепием
и глубокими социальными
контрастами. Человек
и нечеловеческие условия его общественного
бытия — главный конфликт, лежащий в
основе "петербургских повестей”.
Гоголь описывает Петербург как город,
где человеческие отношения искажены,
торжествует пошлость, а таланты гибнут,
где "... кроме фонаря, все дышит обманом”.
Именно в этом страшном, безумном городе
происходят удивительные происшествия
с чиновником Поприщиным ("Записки
сумасшедшего”) нет житья бедному Акакию
Акакиевичу ("Шинель”). Герои Гоголя
сходят с ума или погибают в неравной
борьбе с жестокими условиями
действительности. "Записки
сумасшедшего”, несомненно, одна из
наиболее трагических повестей цикла
"Петербургские повести”. Весь рассказ
ведется от лица главного героя и автора
"Записок” — Аксентия Ивановича
Поприщина — мелкого, обижаемого на
службе в департаменте всеми
чиновника-переписчика. Поприщин —
человек дворянского происхождения, но
очень бедный и ни на что не претендующий.
С утра до вечера он сидит в кабинете
директора и, преисполненный величайшего
уважения к начальнику, очинивает перья
"его высокопревосходительству”. "Все
ученость, такая ученость, что нашему
брату и приступа нет... Какая важность
в глазах... Не нашему брату чета!” —
отзывается о директоре Поприщин, по
мнению которого, репутацию человеку
создает чин. Именно тот человек порядочен,
кто имеет высокий чин, должность, деньги
— так считает Аксентий Иванович. Поприщин
имеет свои общественно узаконенные
вкусы, свои культурные и политические
интересы, свои представления о чести и
личном достоинстве, свои привычки и
даже заветные мечты. В пределах этого
мирка он ведет привычное самодовольное
существование, не замечая того, что вся
его жизнь —. фактическое надругательство
над личностью и человеческим
достоинством. Сознание
Поприщина расстроено, и в его голову
неожиданно западает вопрос: "Отчего я
титулярный советник?” и "Почему именно
титулярный советник?” Поприщин
окончательно теряет рассудок и поднимает
бунт: в нем просыпается оскорбленное
человеческое достоинство. Он думает о
том, почему он так бесправен, почему
все, "что есть лучшего на свете, все
достается или камер-юнкерам, или
генералам”. Высший взлет безумной мысли
Поприщина — его убеждение в том, что он
испанский король. Сама эта идея является
фантастической проекцией извращения
понятий, свойственного окружающей его
жизни. В финале повести Поприщин, на
мгновение нравственно прозревший,
вопиет: "Нет, я больше не имею сил
терпеть. Боже! Что они делают со мною!..
Что я сделал им? За что они мучают меня?”
Блок заметил, что в этом вопле слышен
"крик самого Гоголя”. "Записки
сумасшедшего” — вопль протеста против
несправедливых устоев обезумевшего
мира, где все смещено и спутано, где
попраны разум и справедливость. Поприщин
— порождение и жертва этого мира. И
вместе с тем, избирая своим героем
мелкого чиновника, Гоголь старается не
только раскрыть жалкие и комические
черты его внутреннего мира, но и передать
трагическое чувство гнева и боли за
общественное унижение, извращение всех
нормальных свойств и понятий в психологии
Поприщина. Жертвой
Петербурга, жертвой нищеты и произвола
является и Акакий Акакиевич Башмачкин.—
герой повести "Шинель”. "Он был то,
что называют вечный титулярный советник,
над которым, как известно, натрунились
и наострились вдоволь разные писатели,
имеющие похвальное обыкновение налегать
на тех, которые не могут кусаться”,—
так говорит о Башмачкине Гоголь. Автор
не скрывает ироничной усмешки, описывая
ограниченность и убожество своего
героя. Гоголь подчеркивает типичность
Акакия Акакиевича: "В одном департаменте
служил один чиновник Башмачкин — робкий,
задавленный судьбой человек, забитое,
бессловесное существо, безропотно
сносящее насмешки сослуживцев”. Акакий
Акакиевич "ни одного слова не отвечал”
и вел себя так, "как будто бы никого и
не было перед ним”, когда сослуживцы
"сыпали на голову ему бумажки”. И*вот
таким человеком овладело жгучее желание
обзавестись новой шинелью. При этом
сила страсти и ее предмет несоизмеримы.
В этом и состоит ирония Гоголя: ведь
решение простой житейской задачи
вознесено на высокий пьедестал. Когда
Акакия Акакиевича ограбили, он в порыве
отчаяния обратился к "значительному
лицу”. "Значительное лицо” — обобщенный
образ представителя власти. Именно
сцена у генерала с наибольшей силой
обнаруживает социальную трагедию
"маленького человека”. Из кабинета
"значительного лица” Акакия Акакиевича
"вынесли почти без движения”. Только
в предсмертном бреду Башмачкин начинает
"сквернохульничать, произнося самые
страшные слова”; только мертвый Акакий
Акакиевич способен на бунт и месть. В
финале повести привидение, в котором
был узнан бедный чиновник, начинает
сдирать шинели "со всех плеч, не разбирая
чина и звания”. Мнение
критиков и современников Гоголя об
Акакии Акакиевиче разошлось. Достоевский
увидел в "Шинели” "безжалостное
издевательство над человеком”; критик
Аполлон Григорьев — "любовь общую,
мировую, христианскую”, а Чернышевский
назвал Башмачкина "совершенным
идиотом”. Как в
"Записках сумасшедшего” нарушены
границы разума и безумия, так и в "Шинели”
размыты границы между жизнью и смертью.
И в "Записках” и в "Шинели” в конечном
итоге мы видим не просто "маленького
человека”, а человека вообще. Перед
нами люди одинокие, неуверенные, лишенные
надежной опоры, нуждающиеся в сочувствии.
Поэтому мы не можем ни беспощадно судить
"маленького человека”, ни оправдать
его: он вызывает и сострадание, и насмешку.
Именно таким изображает его Гоголь.