К теме Петербурга обращались
многие поэты и писатели. В русской
литературе этот город с момента своего
возникновения воспринимался не только
как новая столица, но и как символ новой
России, символ ее будущего. Однако
отношение к Петербургу в русском сознании
всегда было двойственным. Одни видели
в нем гордый "град Петров”, другие —
проклятый город, случайно возникший
над водной бездной наперекор стихии и
разуму. А. С. Пушкин одним из первых
показал противоречивый облик Петербурга,
"города пышного, города бедного”. В
поэме "Медный всадник” северная
столица, ставшая памятником дерзновенным
замыслам великого императора, отнимает
последнюю надежду у Евгения. За парадной
пышностью Петербурга скрывается
холодный, жестокий мир человеческого
бесправия. Город равнодушен к судьбе
"маленького человека”.
Эта
мысль получила блестящее развитие в
творчестве Н. В. Гоголя. Автор "Носа”,
"Записок сумасшедшего”, "Невского
проспекта”, "Шинели” создал художественный
образ столицы, в котором выражена
социальная и нравственная суть города.
Гоголевский Петербург — город нищих
чиновников, мастеровых, бедного люда —
противостоит парадному блеску Невского
проспекта. Красота главной улицы
призрачна и обманчива. Она не может
скрыть нищеты и трагизма жизни большей
части города, ужасной изнанки столицы.
"О, не верьте этому Невскому проспекту!..
Все обман, все мечта, все не то, чем
кажется!” — восклицает Н. Гоголь. За
внешней нарядностью всегда чисто
подметенных тротуаров Невского проспекта,
по которому движутся вереницы карет и
потоки щегольски разодетых прохожих,
прячутся разбитые мечты, утраченные
иллюзии, искалеченные человеческие
судьбы. Кончает жизнь самоубийством
художник Пискарев, не выдержавший
столкновения с реальным Петербургом.
В городе, где ценятся только богатства
и чины, где торжествует самодовольная
пошлость, гибнет талант еще одного
художника — Чарткова, растратившего
впустую свой великий дар, променявшего
вдохновение на кошелек, туго набитый
монетами.
Но враждебнее
всего относится Петербург к "маленькому
человеку”. В "Записках сумасшедшего”
Н. Гоголь словами одного из обездоленных
героев, чиновника Поприщина, раскрывает
противоречивость и несправедливость
общественного устройства: "Все, что
есть лучшего на свете, все достается
или камер-юнкерам, или генералам”.
Атмосфера безразличия и жестокости
сводит Поприщина с ума. Но его сознание
настолько искажено ложными ценностями
Петербурга, что в своих болезненных
мечтах он видит себя таким же, как те,
по чьей вине приходится страдать бедным
чиновникам. Поприщин сам хочет
распоряжаться человеческими жизнями,
стремится попасть в ранг тех, кому "все
позволено”. Его воспаленный ум рождает
образ Фердинанда VIII, с которым герой
отождествляет себя.
Не
менее драматична судьба другого
петербургского жителя — Акакия Акакиевича
Башмачкина, "вечного титулярного
советника”, в котором бессмысленная
канцелярская служба убила всякую живую
мысль. Единственная цель его жизни —
новая шинель. Он думает о ней, как иной
человек — о любви, о семье. Ради нее
герой идет на лишения и полуголодное
существование. Не было человека счастливее
Акакия Акакиевича, когда портной принес
ему шинель. Но радость оказалась недолгой:
ночью его ограбили. Никто из окружающих
не принимает участия в несчастливом
чиновнике. Напрасно ищет помощи Башмачкин
и у "значительного лица”. Одинокий,
отвергнутый всеми, доведенный до
отчаяния, он умирает от простуды. Причина
его болезни не холод петербургской
зимы, а, скорее, людское равнодушие.
Преступное бессердечие проявляет
Петербург и к капитану Копейкину.
Общество оказалось черствым и бездушным
по отношению к герою Отечественной
войны 1812 года, инвалиду, лишившемуся
всех средств к существованию.
Петербург
Н. В. Гоголя — это город, в котором
фантастическое и реальное находятся в
неразрывном единстве. Здесь возможны
самые необыкновенные происшествия.
Исчезнувший нос майора Ковалева живет
собственной жизнью и к тому же имеет
более высокий чин, чем его хозяин. Все
сдвинуто в мире. Всюду царит хаос, рушатся
привычные представления о добре и зле,
главным достоинством становится не
честь, а чин. Город способен унизить
человека до того уровня, когда он уже
перестает замечать степень своего
падения. Пирогов остается самодовольным,
не смущаясь поркой, устроенной ему за
волокитство. В. Белинский писал: "Пискарев
и Пирогов — какой контраст!.. О, какой
смысл скрыт в этом контрасте! И какое
действие производит этот контраст!
Пискарев и Пирогов, один в могиле, другой
— доволен и счастлив, даже после
неудачного волокитства и ужасных
побоев!” Таков Петербург, город "крестов
и звезд”: лучшие погибают, пошлые и
ограниченные процветают.
Очень
точно подмечает А. Герцен одну важную
особенность северной столицы: "В судьбе
Петербурга есть что-то трагическое,
мрачное, величественное”. Эта мысль
приходит на ум при знакомстве с
произведениями Н. В. Гоголя.