...Придет ли времячко
(Приди желанное!).
Когда
народ не Блюхера
И не
милорда глупого,
Белинского
и Гоголя
С базара
понесет?
Н.
Некрасов
Творчество
Николая Васильевича Гоголя далеко
выходит за национальные и исторические
рамки. Его произведения открыли широкому
кругу читателей сказочный и светлый
мир героев повестей из сборника "Вечера
на хуторе близ Диканьки”, суровые и
вольнолюбивые характеры "Тараса
Бульбы”, приоткрыли завесу загадочности
русского человека в поэме "Мертвые
души”. Далекий от революционных идей
Радищева, Грибоедова, декабристов,
Гоголь между тем всем своим творчеством
выражает резкий протест самодержавно-крепостному
строю, калечащему и уничтожающему
человеческое достоинство, личность,
саму жизнь подневольных ему людей. Силой
художественного слова Гоголь заставляет
биться в унисон миллионы сердец, зажигает
в душах читателей благородный огонь
милосердия.
В 1831 году
выходит первый сборник его повестей и
рассказов "Вечера на хуторе близ
Диканьки”. В него вошли "Вечер накануне
Ивана Купала”, "Майская ночь, или
Утопленница”, "Пропавшая грамота”,
"Сорочинская ярмарка”, "Ночь перед
Рождеством”. Со страниц его произведений
встают живые характеры веселых украинских
парубков и дивчат. Свежесть и чистота
любви, дружбы, товарищества являются
их замечательными качествами. Написанные
в романтическом стиле на основе
фольклорных, сказочных источников,
гоголевские повести и рассказы воссоздают
поэтическую картину жизни украинского
народа.
Счастью
влюбленных Грицько и Параски, Левко и
Ганны, Вакулы и Оксаны мешают силы зла.
В духе народных сказок писатель воплотил
эти силы в образах ведьм, чертей,
оборотней. Но, как бы ни злобствовали
злые силы, народ одолеет их. И поэтому
кузнец Вакула, сломив упрямство старого
черта, заставил его везти себя в Петербург
за черевичками для любимой Оксаны.
Старый запорожец из повести "Пропавшая
грамота” перехитрил ведьм.
Глубокой
правдивостью описания жизни и быта
украинского народа, яркостью характеров,
очаровательностью картин природы,
тонким юмором, меткостью народного
языка, романтическим пафосом — всем
этим первая книга молодого писателя
сразу приковала к себе внимание читателей
и литературной общественности.
В
1835 году выходит второй сборник повестей
Гоголя "Миргород”, куда вошли повести,
написанные в романтическом стиле:
"Старосветские помещики”, "Тарас
Бульба”, "Вий”, "Повесть о том, как
поссорился Иван Иванович с Иваном
Никифоровичем”. В "Старосветских
помещиках” и "Повести о том, как
поссорился Иван Иванович с Иваном
Никифоровичем” писатель вскрывает
ничтожество представителей класса
крепостников, которые жили только ради
желудка, предавались бесконечным дрязгам
и ссорам, в сердцах которых вместо
благородных гражданских чувств жили
непомерно мелкая зависть, своекорыстие,
цинизм. И совершенно в другой мир
переносит читателя повесть "Тарас
Бульба”, в которой отображена целая
эпоха в национально-освободительной
борьбе украинского народа, его братская
дружба с великим русским народом. Перед
написанием повести Гоголь много работал
над изучением исторических документов
о народных восстаниях.
В
образе Тараса Бульбы воплощены лучшие
черты свободолюбивого украинского
народа. Всю свою жизнь он посвятил борьбе
за освобождение Украины от угнетателей.
В кровавых схватках с врагами он личным
примером учит казаков, как нужно служить
родине. Когда его родной сын Андрий
изменил священному делу, у Тараса не
дрогнула рука, чтобы убить его. Узнав о
том, что враги захватили Остапа, Тарас
сквозь все преграды и опасности
пробирается в самый центр вражеского
стана и, глядя на страшные муки, которые
переносит Остап, беспокоится больше
всего о том, как бы его сын во время
истязаний не проявил малодушия, ибо
тогда враг может утешиться слабостью
русского человека.
Гоголь
пишет, что нигде, ни у одного народа мира
любовь к родине не проявилась с такой
силой, как у русских. В своем выступлении
перед казаками Тарас Бульба говорит:
"Пусть же знают они все, что такое значит
в Русской земле товарищество! Уж если
на то пошло, чтобы умирать,— так никому
ж из них не доведется так умирать!..
Никому, никому!” И когда враги схватили
старого Тараса и повели его на страшную
казнь, когда они, привязав его к дереву,
разложили под ним костер, не о своей
жизни думал казак, а до последнего
дыхания он был вместе с товарищами по
борьбе. "Да разве найдутся на свете
такие огни, муки и такая сила, которая
бы пересилила русскую силу!” — восклицает
восторженно писатель.
Вслед
за сборником "Миргород” Гоголь издает
"Арабески”, где были помещены его
статьи по вопросам литературы, истории,
живописи и три повести —"Невский
проспект”, "Портрет”, "Записки
сумасшедшего”; позже печатаются еще
"Нос”, "Коляска”, "Шинель”, "Рим”,
отнесенные автором к "петербургскому
циклу”.
В повести
"Невский проспект” писатель утверждает,
что в северной столице все дышит ложью,
а самые высокие человеческие чувства
и порывы попирает сила и власть денег.
Примером тому служит печальная судьба
героя повести — художника Пискарева.
Показу трагической судьбы народных
талантов в крепостной России посвящена
повесть "Портрет”.
В
"Шинели”, одном из самых замечательных
произведений Гоголя, писатель продолжает
тему, поднятую Пушкиным в "Станционном
смотрителе”, тему "маленького человека”
в самодержавной России. Мелкий чиновник
Акакий Акакиевич Башмачкин долгие годы
не разгибая спины переписывал бумаги,
не замечая ничего вокруг. Он беден, узок
его кругозор, у него единственная мечта
— приобрести новую шинель. Какая радость
озарила лицо чиновника, когда он наконец
надел новую шинель! Но случилось несчастье
— грабители отняли у Акакия Акакиевича
его "сокровище”. Он ищет защиту у
начальства, но везде наталкивается на
холодное равнодушие, презрение и
непонимание. После приема у "значительного
лица” Башмачкин умирает, и только после
смерти поднимается на протест, и
свершается торжество правды: чиновник
смог отстоять себя, пусть в нереальном
мире, в фантастическом...
В
1835 году Гоголь заканчивает комедию
"Ревизор”, в которой он, по собственному
признанию, смог собрать в одну кучу все
дурное и несправедливое в тогдашней
России и одним разом над всем этим
посмеяться. Эпиграфом пьесы — "На
зеркало неча пенять, коли рожа крива”
— автор подчеркивает связь комедии с
действительностью. Когда пьеса была
поставлена на сцене, действительные
прототипы ее героев, всех этих Хлестаковых
и Держиморд, узнав себя в галерее
мошенников, завопили, что Гоголь якобы
возводит клевету на дворянство. Не
выдержав нападок недоброжелателей, в
1836 году Николай Васильевич надолго
уезжает за границу. Там он упорно работает
над романом "Мертвые души”. "Ни одной
строки не мог посвятить я чужому,— писал
он из-за границы.— Непреодолимою цепью
прикован я к своему, и бедный неяркий
мир наш, наши курные избы, обнаженные
пространства предпочел я небесам лучшим,
приветливее глядевшим на меня”.
В
1841 году Гоголь привозит свое произведение
в Россию. Но только через год писателю
удалось напечатать главное творение
жизни. Обобщающая сила созданной автором
галереи сатирических образов — Чичикова,
Манилова, Ноздрева, Собакевича, Плюшкина,
Коробочки — была настолько впечатляющей
и меткой, что поэма сразу вызвала
возмущение и ненависть апологетов
крепостничества и в то же время снискала
горячие симпатии и восхищение со стороны
передовых современников писателя.
Истинное значение "Мертвых душ” раскрыл
великий русский критик В. Г. Белинский.
Он сравнил их с вспышкой молнии, назвал
"истинно патриотическим”
произведением.
Значение
творчества Гоголя огромно, и не только
для России. "Те же чиновники,— говорил
Белинский,— только в другом платье: во
Франции и в Англии они не скупают мертвых
душ, а подкупают живые души на свободных
парламентских выборах!” Жизнь подтвердила
правоту этих слов. А гениальные
произведения Николая Васильевича Гоголя
продолжают борьбу с несправедливостью
и в наши дни.