Гоголь начал свою творческую
деятельность как романтик. Однако он
скоро обратился к критическому реализму,
открыл в нём новую главу. Как художник-реалист
Гоголь развивался под благотворным
влиянием Пушкина. Но он не был простым
подражателем родоначальника новой
русской литературы. Своеобразие
Гоголя было в том, что он первым дал
широчайшее изображение уездной
помещичье-чиновничьей России и «маленького
человека», жителя петербургских
углов. Гоголь был
гениальный сатирик, бичевавший «пошлость
пошлого человека», предельно обнажавший
общественные противоречия современной
ему русской действительности. Эта
социальная направленность Гоголя
сказывается и в композиции его
произведений. Завязкой и сюжетным
конфликтом в них являются не любовные
и семейные обстоятельства, а события
общественного значения. При этом сюжет
у Гоголя служит лишь поводом для/широкого
изображения быта и раскрытия
характеров-типов. Глубокое
проникновение в суть основных
общественно-экономических явлений
современной ему жизни позволило Гоголю,
гениальному художнику слова, нарисовать
образы огромной обобщающей силы. Имена
Хлестакова, Манилова, Коробочки, Ноздрёва,
Собакевича и других стали нарицательными.
Даже второстепенные лица, выведенные
Гоголем на страницах его произведений
(например, в «Мёртвых душах»): Пелагея,
крепостная девочка Коробочки, или Иван
Антонович, «кувшинное рыло»,— обладают
большой силой обобщения, типичности.
Гоголь подчёркивает в характере героя
одну-две наиболее существенные его
черты. Часто он их гиперболизирует,
отчего образ становится ещё более ярким
и выпуклым. Целям
яркого, сатирического изображения
героев служит у Гоголя тщательный подбор
множества подробностей и резкое их
преувеличение. Так, например, созданы
портреты героев «Мёртвых душ». Эти
подробности у Гоголя преимущественно
бытовые: вещи, одежда, жильё героя. Если
в романтических повестях Гоголя даны
подчёркнуто живописные пейзажи, придающие
произведению определённую приподнятость
тона, то в реалистических его произведениях,
особенно в «Мёртвых душах», пейзаж
является одним из средств обрисовки
типов, характеристики героев. Тематика,
социальная направленность и идейное
освещение явлений жизни и характеров
людей обусловили своеобразие литературной
речи Гоголя. Два мира,
изображаемые Гоголем,— народный
коллектив и «существователи» — определили
основные особенности речи писателя:
его речь то восторженна, проникнута
лиризмом, когда он говорит о народе, о
родине (в «Вечерах», в «Тарасе Бульбе»,
в лирических отступлениях «Мёртвых
душ»),то становится близка к живой
разговорной (в бытовых картинах и сценах
«Вечеров» или когда повествуется о
чиновно-помещичьей России). Своеобразие
языка Гоголя заключается в более широком,
чем у его предшественников и современников,
использовании простонародной речи,
диалектизмов, украинизмов. Гоголь любил
и тонко чувствовал народно-разговорную
речь и умело применял все оттенки её
для характеристики своих героев и
явлений общественной жизни. Лиризм
в речи автора и его героев обусловливает
некоторые приёмы её построения: 1)
периодическое строение фразы, когда
много предложений соединено в одно
целое («Тарас видел, как смутны стали
казацкие ряды и как уныние, неприличное
храброму, стало тихо обнимать казацкие
головы, но молчал: он хотел дать время
всему, чтобы пообвыклись они и к унынию,
наведённому прощаньем с товарищами, а
между тем в тишине готовился разом и
вдруг разбудить их всех, гикнувши
по-казацки, чтобы вновь и с большею
силою, чем прежде, воротилась бодрость
каждому в душу, на что способна одна
только славянская порода, широкая
могучая порода перед другими, что море
перед мелководными реками»); 2)
введение лирических диалогов и монологов
(таков, например, разговор Левко и Ганны
в первой главе «Майской ночи», монологи
— обращения к казакам Кошевого, Тараса
Бульбы, Бовдюга в «Тарасе Бульбе»); 3)
обилие восклицательных и вопросительных
предложений (например, в описании
украинской ночи в «Майской ночи»); 4)
эмоциональные эпитеты, передающие силу
авторского воодушевления, рождённого
любовью к родной природе (описание дня
в «Сорочинской ярмарке») или к народному
коллективу («Тарас Бульба»). Народно-бытовой
речью Гоголь пользуется по-разному. В
ранних произведениях (в «Вечерах») её
носителем является рассказчик. В его
уста вкладывает автор и просторечие
(бытовые слова и обороты), и такие
обращения к слушателям, которые носят
фамильярно-добродушный, свойственный
данной среде характер: «Ей-богу, уже
надоело рассказывать! Да что вы
ду Характер человека,
его социальное положение, профессия —
всё это необычайно отчётливо и точно
раскрывается в речи персонажей
Гоголя. Сила
Гоголя-стилиста — в его юморе. Юмор
Гоголя — «смех сквозь слезы»—был
обусловлен противоречиями российской
действительности его времени, в основном
— противоречиями между народом и
антинародной сущностью дворянского
государства. В своих статьях о «Мёртвых
душах» Белинский показал, что юмор
Гоголя «состоит в противоположности
идеала жизни с
действительностью жизни». Он писал:
«Юмор составляет могущественнейшее
орудие духа отрицания, разрушающего
старое и подготовляющего новое».