Алдонина Римма Петровна (род. 7.03.1928, Москва), архитектор и детский поэт.
Засл. архитектор Российской Федерации. Член Союза архитекторов России. Член Союза писателей России.
Участник, солистка и член коллектива авторов сатирических ансамблей московских архитекторов «Кохинор и Рейсшинка», руководитель «Рейсшинки». За эту деятельность награждена медалью и премией фонда Ирины Архиповой.
Один из авторов текста спектаклей Центрального театра кукол им. Образцова «Говорит и показывает ГЦТК» и «Новоселье».
Родилась в Москве, в семье служащих. Отец Алдонин Петр Фаддеевич (1894—1944 гг.) до Великой Отечественной войны работалбухгалтером. В 1941 году, как офицер запаса, был мобилизован в действующую армию и в декабре 1944 года скончался в госпитале г. Одессы. Мать — Алдонина Мария Ивановна (1902—1994 гг.) работала медицинской сестрой.
В 1951 году А. закончила Московский Архитектурный институт по специальности «Архитектор широкого профиля». Работала в «Моспроекте 1» и «Моспромпроекте» Главного Архитектурно-Планировочного Управления Москвы (теперь Москомархитектуры), где прошла путь от рядового архитектора до руководителя архитектурной мастерской (единственная женщина за всю историю «Моспроекта»).
С 1987 по 1991 год в Техническом Управлении Москомархитектуры работала сначала главным специалистом, затем главным архитектором.
С 1956 года — Член Союза Архитекторов СССР. С 1976 по 1886 годы избиралась членом Правления, а затем членом Президиума Московского Отделения Союза Архитекторов.
С 1953 по 2003 год принимала активное участие в создании и деятельности сатирических певческих ансамблей при Центральном Доме архитекторов «Кохинор и Рейсшинка», которые заслужили широкое признание за смелую критику недостатков в архитектуре и строительстве. Руководитель «Рейсшинки», солистка и постоянный член авторского коллектива.
Годы работы архитектором (1951—1991) пришлись на период максимального неуважения властей к профессии зодчего. Постановление «Об излишествах» 1956 года безоговорочно утвердило приоритет строителя, сделало зодчего безгласным придатком в строительном процессе. Архитектор-практик А. выполнила крупные работы по планировке и застройке в районах Ленино (теперь Царицино), Нагатино, Орехово-Борисово, Тушино и бесконечное количество «привязок» типовых проектов. Однако из-за отказа строителей на бумаге остались созданные ею индивидуальные проекты общественных зданий: Дворца Культуры Судоремонтного завода, Дворца Культуры Общества глухонемых, стадиона в Нагатино, здания Центральных клубов ДОСААФ и ряда других.
Главмосстрой предпочитал строить массовое жилье по типовым проектам. Тем не менее удалось построить отмеченный премией за лучшую постройку 1969 года кинотеатр «Эльбрус», осуществить реконструкцию Дворца Культуры ЗиЛа, созданного в тридцатых годах по проекту известных архитекторов Весниных.
В здании эпохи конструктивизма в войну при бомбежке были разрушены перекрытия театральной части. Послевоенная реконструкция (выполненная другой проектной организацией) в духе псевдо ренессанса нарушила стиль интерьеров чуждыми декоративными элементами. Кроме того некоторые проектные решения тридцатых годов: отсутствие кассового вестибюля, кондиционирования, операторских помещений, связи фойе с помещениями за сценой, недостаточная по современным нормам освещённость, деревянные перекрытия и т.д и т. п. вынудили провести серьезную работу по исправлению положения.
Перед авторами второй реконструкции (П. Зиновьев, Р. Алдонина, О. Лебедева) не ставили задачу реставрации сооружения, но оно должно было полноправно войти в ряд новых современных Дворцов Культуры. Авторы справились с этой задачей, максимально стараясь восстановить и сохранить дух веснинской постройки, например, применение скрытого света, отсутствие декоративных деталей и пр. На архитектурные решения повлияла и утрата строителями имевшейся когда-то квалификации. Они отказались, например, выполнить бывшие ранее наливные мозаичные полы и подоконники, и главное — веснинский штукатурный поток из концентрических кругов в зрительном зале. Поэтому авторам реконструкции пришлось в значительных масштабах применять естественный камень и алюминий. Проектирование и реконструкция ДК ЗиЛ длилась 10 лет, с 1966 по 1976 гг.
Следующие 10 лет были отданы в основном воплощению в жизнь крупного градостроительного проекта — застройки Нагатинской набережной домами переменной этажности 10-23 этажа. Эта работа оказала заметное влияние на архитекторов и практику московской застройки.
А. разработала серии точечных жилых домов 9, 12 и 14 этажей, широко примененных в Москве. Возведен комплекс 13 этажных шумозащищенных жилых зданий на улице Большие Каменщики. Завершена застройка набережной Химкинского водохранилища, «Тушинской чаши» и пр.
Архитектурные работы А. всегда отличались творческой смелостью, поиском интересных решений и высоким уровнем профессионализма. Они были отмечены тремя премиями Госстроя РСФСР, дипломами МОСА и др. В многочисленных газетных и журнальных публикациях по вопросам архитектуры она неизменно выступала за повышение качества архитектуры и строительства.
За заслуги в работе и общественной деятельности в 1976 году А. было присвоено звание Заслуженный архитектор Российской Федерации. Награждена орденом «Знак почета» и медалью «За трудовое отличие».
Участие А. в сатирических певческих коллективах «Кохинор и Рейсшинка» отражено на сайте, который она создала вместе со Светланой Май и другими.
В годы повсеместного унижения архитектуры и архитекторов участники ансамбля смело боролись против некомпетентности руководства, произвола строителей, плохого качества и однообразия массовой застройки.
Писать для детей начала поздно. В 1986 году в журнале «Колобок» было опубликовано первое стихотворение для детей. Затем на протяжении ряда лет были публикации и в журналах «Костер», «Миша», «Трамвай». С тех пор занятие литературой для детей становится все более активным. Стихи публикуются в журналах, выходят книги. В 1997 году А. приняли в члены Союза Писателей Москвы.
Веселые, озорные стихи А. отличаются пониманием психологии маленького героя, близки ему и, что немаловажно, умны. На стихи А. написано около 20 песен.
В разных городах России уже несколько лет идет пьеса А. для кукольного театра «Здравствуйте» (совместно с М. Бартеневым).
Книги
«О звездах и планетах» (издательство «Махаон») — краткий курс элементарной астрономии для детей в веселых стихах
«Приключение бегемотихи» (2010) (издательский дом «Фома»)
«Музыка, ее звуки и инструменты» (2011) (издательский дом «Фома»)
«Мадам КОЕ-КАК»
«Мышки под зонтом»
«На шарике»
«Мне машинки подарили»
Публикации в сборниках издательства «Оникс»
«Первоклассные уроки»
«Фантики»
«Улыбка»
«Лучшие стихи для детей»
«Веселые старты»
«Крохотулечки»
«Подарок для маленькой принцессы»
«Миша»
«Трамвай»
«Кукумбер»
«Мурзилка»
«Веселые картинки»
«Колокольчик»
«Колобок»
«Костер»
«Познайка» (Киев)
Книги, изданные издательством «Белый город»
Из серии «История России»
«Святыни России»
«Московские святыни»
«Русская усадьба»
«Московский Кремль»
«Прогулки по Кремлю» из серии «Моя первая книга»
«Гармония в камне. Российские архитекторы»
«В нашем царстве-государстве… Увлекательные рассказы из русской истории» из серии «Моя первая книга» (2007) — совместно с О. Сазоновой.
«Как это было… басенки, побасенки» из серии «Моя первая книга»(год?) — совместно с О. Сазоновой.
«Айвенго»,
«Лунный камень»,
«Махабхарата»,
«Потерянный рай»
Монографии о художниках для взрослых
«Василий Максимов»
«Станислав Жуковский»
Первое место в открытом конкурсе книжных изданий «Просвещение через книгу» в номинации «Лучшая детская и юношеская книга» за книгу «В нашем царстве-государстве… Увлекательные рассказы из русской истории» из серии «Моя первая книга» (2007).
Второе место и диплом лауреата в конкурсе издательства Росмэн «Новая детская книга» в номинации «Детская проза и стихи» за произведение «Два веселых толстяка» (2010)
Дипломы конкурсов детских стихов в интернете
Была замужем за Григорием Григорьевичем Лысенко, с которым впоследствии развелась. Дочь, Ольга Григорьевна Сазонова, 1955 г.р. работает архитектором. Внук, Пётр Игоревич Сазонов, 1990 года рождения, студент.