Комедия Гоголя "Ревизор”
является одним из наиболее ярких
драматических произведений русской
литературы XIX века. "Ревизор” представляет
собой глубоко реалистическое произ
ведение, показывающее мир мелкого и
среднего провинциального чиновничества
России второй четверти девятнадцатого
века. При описании
этого мира Н. В. Гоголь широко использовал
имеющиеся в его распоряжении литературные
приемы, позволяющие наиболее полно
охарактеризовать свои персонажи, сделав
это в занимательной и легко доступной
зрителю и читателю форме. Открыв
первую же страницу комедии и узнав, что,
например, фамилия частного пристава —
Уховертов, а уездного лекаря — Гибнер,
мы получаем, в общем-то, уже достаточно
полное представление об этих персонажах
и об отношении автора к ним. Кроме того.
Гоголь дал краткие характеристики
каждому из главных действующих лиц,
которые помогают лучше понять суть
каждого персонажа. Городничий: "хоть
и взяточник, но ведет себя очень солидно”;
Анна Андреевна: "воспитанная вполовину
на романах и альбомах, вполовину на
хлопотах в своей кладовой и девичьей”;
Хлестаков: "без царя в голове”, "говорит
и действует без всякого соображения”;
Осип: "слуга, таков, как обыкновенно
бывают слуги несколько пожилых лет”;
Ляпкин-Тяпкин: "человек, прочитавший
пять или шесть книг и потому несколько
вольнодумен”; почтмейстер: "простодушный
до наивности человек”. Портреты
даны также и в письмах Хлестакова в
Петербург к своему приятелю Тряпичкину.
Например, Земляника, по выражению
Хлестакова, "совершенная свинья в
ермолке”. Более полно
эти портреты раскрываются в речевых
характеристиках персонажей. Солидный
Городничий и разговор ведет степенный
и размеренный: "право”, "так вот какое
обстоятельство”, "полно, полно вам!”
Провинциальная кокетка Анна Андреевна
суетлива и невыдержанна; речь ее отрывиста
и экспрессивна: "Кто же это? Это, однако,
досадно! Кто же бы это такой был?”
Хлестаков, кстати, по манере изъясняться
несколько схож с Анной Андреевной. То
же обилие восклицаний, сумбурная,
отрывистая речь: "Я, брат, не такого
рода! Со мной не советую...”, та же рисовка:
"А ваши глаза лучше, чем важные
дела...” Основным
литературным приемом, которым пользуется
Гоголь при комическом изображении
чиновников, является гипербола. Этот
прием применяет автор в изображении
Христиана Ивановича Гибнера, который
не в состоянии даже общаться со своими
больными по причине полного незнания
русского языка, и Амоса Федоровича с
почтмейстером, решивших, что приезд
ревизора предвещает грядущую войну.
Гиперболична поначалу и сама фабула
комедии, но по мере развития, сюжетного
действия, начиная с рассказа Хлестакова
о его петербургской жизни, гипербола
сменяется гротеском. Ослепленные страхом
за свое будущее чиновники и хватающиеся
за Хлестакова как за соломинку городское
купечество и обыватели не в состоянии
оценить всей абсурдности происходящего,
и несуразности нагромождаются одна на
другую: тут и унтер-офицерша, которая
"сама себя высекла”, и Бобчинский,
просящий довести до сведения его
императорского величества, что "в
таком-то городе живет Петр Иванович
Бобчинский”, и многое другое... Кульминация
и следующая сразу за ней развязка
наступают резко, жестко. Письмо Хлестакова
дает событиям такое простое и даже
банальное объяснение, что в этот момент
оно выглядит для городничего, например,
гораздо более неправдоподобным, чем
все хлестаковские фантазии. Немного об
образе городничего. По всей видимости,
ему придется расплатиться за грехи
своего окружения в целом. Разумеется,
он и сам не ангел, но удар настолько
силен, что у городничего наступает нечто
вроде прозрения: "Ничего не вижу: вижу
какие-то свиные рыла вместо лиц, а больше
ничего...” "Чему смеетесь? Над собой
смеетесь!” — бросает он в лицо чиновникам
„и в зал. Наделив городничего сарказмом,
Гоголь делает его более человечным и
тем самым возвышает над остальными
персонажами комедии. Немая
сцена: как громом пораженные, стоят
обитатели провинциального городка,
погрязшие во взятках, пьянстве, сплетнях.
Но вот идет очищающая гроза, которая
смоет грязь, накажет порок и наградит
добродетель. В этой сцене Гоголь отразил
свою веру в справедливость высшей
власти, бичуя тем самым, по выражению
Некрасова, "маленьких воришек для
удовольствия больших”. Комедия
"Ревизор” сразу же стала одним из самых
популярных драматических произведений
того времени и явилась предвестником
пьес Островского. Царь Николай I так
сказал о ней: "Всем тут досталось, а мне
— больше всех”.