Групповая характеристика чиновников (по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»)
Групповая характеристика чиновников (по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»)
Николай Васильевич Гоголь дал
в комедии "Ревизор” широкую картину
чиновничье-бюрократического правления
в России в 30-х годах XIX века. В комедии
высмеяна и бытовая сторона жизни
обитателей небольшого уездного города:
ничтожность интересов, лицемерие и
ложь, чванство и полное отсутствие
человеческого достоинства, суеверие и
сплетни. Это раскрыто в образах помещиков
Бобчинского и Добчинского, жены и дочери
городничего, купцов и мещанок. Но более
всего характеризуют быт и нравы этого
города его чиновники. Описывая
чиновников, Н. В. Гоголь показал массовые
злоупотребления властью, казнокрадство
и взяточничество, произвол и
пренебрежительное отношение к простым
людям. Все эти явления были характерными,
укоренившимися чертами чиновничества
николаевской России. Именно такими
предстают перед нами государственные
служащие в комедии "Ревизор”. Во
главе всех стоит городничий. Мы видим,
что он не глуп: более здраво, чем его
сослуживцы, судит о причинах присылки
к ним ревизора. Умудренный жизненным и
служебным опытом, он "обманывал
мошенников над мошенниками”. Городничий
— убежденный взяточник: "Это уж так
самим Богом устроено, а волтерьянцы
напрасно против этого говорят”. Он
постоянно присваивает себе казенные
деньги. Цель стремлений этого чиновника
— "со временем... влезть в генералы”.
А в общении с подчиненными он груб и
деспотичен. "Что, самоварники,
аршинники...”, — обращается он к ним.
Совсем по-другому этот человек говорит
с начальством: заискивающе, почтительно.
На примере городничего Гоголь показывает
нам такие типичные черты российского
чиновничества, как взяточничество,
чинопочитание. Групповой
портрет типичного николаевского
чиновника хорошо дополняет судья
Ляпкин-Тяпкин. Уже одна его фамилия
говорит об отношении этого чиновника
к своей службе. Именно такие люди и
исповедуют принцип "закон, что дышло”.
Ляпкин-Тяпкин — представитель выборной
власти ("избран судьей по воле
дворянства”). Поэтому он держится
свободно даже с городничим, позволяет
себе оспаривать его. Поскольку этот
человек прочел за всю свою жизнь 5—6
книг, он считается "вольнодумцем и
образованным”. Эта деталь подчеркивает
невежество чиновников, их низкий уровень
образования. Еще мы
узнаем про Ляпкина-Тяпкина, что он
увлекается охотой, поэтому взятки берет
борзыми щенками. Делами же он совсем не
занимается, и в суде царит беспорядок. О
полном равнодушии к государственной
службе состоящих на ней людей говорит
в комедии и образ попечителя богоугодных
заведений Земляники, "человека толстого,
но плута тонкого”. В подведомственной
ему больнице больные мрут как мухи, врач
"по-русски ни слова не знает”. Земляника
же тем временем рассуждает: "Человек
простой: если умрет, то и так умрет; если
выздоровеет, то и так выздоровеет”. Как
типичному представителю чиновничества,
ему также свойственно низкопоклонство
перед вышестоящими и готовность донести
на своих сослуживцев, что он и делает,
когда приезжает Хлестаков. Трепет
перед начальством испытывает и смотрите
ль уездных училищ Лука Лукич Хлопов, до
смерти запуганный человек. "Заговори
со мной одним чином кто-нибудь повыше,
у меня просто и души нет, и язык как в
грязь завязнул”, говорит он. А почтмейстер
Шпекин не нашел себе лучшего занятия,
как вскрывать письма. Об ограниченности
этого "простодушного до наивности”
человека говорит то, что именно из чужих
писем он черпает свои познания о
жизни. Наверное,
групповой портрет российского
чиновничества 30-х годов XIX века не был
бы полным без такого яркого персонажа
комедии, как Хлестаков, которого принимают
за тайного ревизора. Как пишет Гоголь,
это "один из тех людей, которых в
канцеляриях называют пустейшими. Говорит
и действует безо всякого соображения”.
Значимость в комедии образа Хлестакова
еще и в том, что он не принадлежит к кругу
провинциального чиновничества. Но, как
мы видим, петербургский служащий по
уровню своей образованности, нравственным
качествам ничуть не выше остальных
персонажей комедии. Это говорит об
обобщающем характере изображенных в
комедии чиновников — таковы они по всей
России. Наверняка
почти каждый из них, подобно Хлестакову,
стремится "сыграть роль хоть одним
вершком повыше той, которая ему назначена”.
И при этом "лжет с чувством” и "в глазах
его выражается наслаждение, полученное
им от этого”. Испытываемый же чиновниками
города всеобщий страх, на котором и
держится действие в комедии, не позволяет
городничему и его подчиненным увидеть,
кто же Хлестаков на самом деле. Поэтому
они и верят в его вранье. Все
эти персонажи комедии создают обобщенный
облик чиновничества, управлявшего
Россией в те годы. Правдивое их изображение
Николаем Васильевичем Гоголем позволило
сказать В. Г. Белинскому, что чиновничество
— это "корпорация разных служебных
воров и грабителей”.