Комедия Н.В.Гоголя "Ревизор”
является одним из наиболее ярких
драматических произведений русской
литературы XIX века. Автор продолжил
традиции русской сатирической драмы,
основы которой были заложены в знаменитых
комедиях "Недоросль” Д.И.Фонвизина и
"Горе от ума” А.С.Грибоедова. "Ревизор”
представляет собой глубоко реалистическое
произведение, показывающее мир мелкого
и среднего провинциального чиновничества
России второй четверти девятнадцатого
века.
При описании
этого мира Н.В.Гоголь широко использовал
имеющиеся в его распоряжений литературные
приемы, позволяющие охарактеризовать
своих персонажей, сделав это в занимательной
и легко доступной зрителю и читателю
форме.
На первой же
странице мы узнаем, что фамилия частного
пристава — Уховертов, а уездного лекаря
— Гибнер. Отсюда читатель получает
достаточно полное представление об
этих персонажах и об отношении к ним
автора. Кроме того, писатель дал краткие
характеристики каждому из главных
действующих лиц, которые помогают лучше
понять суть каждого персонажа. Городничий:
"хоть и взяточник, но ведет себя очень
солидно”; Анна Андреевна: "воспитанная
вполовину на романах и альбомах, вполовину
на хлопотах в своей кладовой и девичьей”;
Хлестаков: "без царя в голове”, "говорит
и действует без всякого соображения”;
Осип: "слуга, таков, как обыкновенно
бывают слуги несколько пожилых лет”;
Ляпкин-Тяпкин: "человек, прочитавший
пять или шесть книг и потому несколько
вольнодумен”; почтмейстер: "простодушный
до наивности человек”.
Речевые
портреты даны также и в письмах Хлестакова
в Петербург к своему приятелю Тряпичкину.
Например, Земляника, по выражению
Хлестакова, "совершенная свинья в
ермолке”.
Основным
литературным приемом, которым пользуется
Гоголь при комическом изображении
чиновников, является гипербола. В
качестве примера можно привести и
Христиана Ивановича Гибнера, который
не в состоянии даже общаться со своими
больными по причине полного незнания
русского языка, и Аммоса Федоровича с
почтмейстером, решивших, что приезд
ревизора предвещает грядущую войну.
Гиперболична поначалу и сама фабула
комедии, но по мере развития действия,
начиная с рассказа Хлестакова о его
петербургской жизни, гипербола сменяется
гротеском. Ослепленные страхом за свое
будущее чиновники и хватающиеся за
Хлестакова, как за соломину, городское
купечество и обыватели не в состоянии
оценить всей абсурдности происходящего,
и несуразности нагромождаются одна на
другую: тут и унтер-офицерша, которая
"сама себя высекла”, и Бобчинский,
просящий довести до сведения императора,
что "в таком-то городе живет Петр
Иванович Бобчинский”, и многое
другое.
Кульминация
и следующая за ней развязка наступают
очень резко. Письмо Хлестакова дает
событиям такое простое и даже банальное
объяснение, что в этот момент оно выглядит
для Городничего гораздо более
неправдоподобным, чем все фантазии
Хлестакова. Городничему, по всей
видимости, придется расплатиться за
грехи своего круга в целом. Разумеется,
он и сам не ангел, ни удар настолько
силен, что наступает нечто вроде
прозрения: "Ничего не вижу: вижу какие-то
свиные рыла вместо лиц, а больше
ничего...”. "Чему смеетесь? Над собой
смеетесь!” — бросает он в лицо чиновникам
и в зал. Наделив Городничего сарказмом,
Гоголь делает его более человечным и
тем самым возвышает над остальными
персонажами комедии.
В
немой сцене стоят, как громом пораженные,
обитатели провинциального городка,
погрязшие во взятках, пьянстве, сплетнях.
Но вот идет гроза, которая смоет грязь,
накажет порок и наградит добродетель.
В этой сцене Гоголь отразил свою веру
в справедливость высшей власти, бичуя
тем самым, по выражению Некрасова,
"маленьких воришек для удовольствия
больших”. Пафос немой сцены как-то не
вяжется с общим духом комедии.
Комедия
"Ревизор” сразу же стала одним из самых
популярных драматических произведений
того времени и явилась предвестником
пьес Островского. Император Николай I
так сказал о ней: "Всем тут досталось,
а мне — больше всех”.