Николая Васильевича Гоголя
по праву называют «хрестоматийным»
писателем народной русской жизни
девятнадцатого века. В его произведениях
достоверно отображаются не только
исторические события, но и жизнь, быт
простых людей. Девятнадцатый век – один
из самых сложных в социально-политическом
плане веков в нашей стране. Это эпоха
наполеоновских войн, декабристов,
крепостного права, царской цензуры,
репрессий и т.д. Были писатели и поэты,
произведения которых рассказывали обо
всех ужасах самодержавия, о его жертвах;
о восстании декабристов на Сенатской
площади, положившем начало активной
революционной деятельности в стране;
о крепостном праве и его отмене; о
Наполеоне, его республике и солдатах.
Их имена навеки внесены в русскую
литературу как имена борцов за свободу
и прав человека. Это А.С.Пушкин, Л.Н.Толстой,
М.Ю.Лермонтов. Кроме того, были писатели,
для которых важнее всего – повседневная
жизнь и характеры простых людей. Они
описывали жизнь «русских низов» -
крестьян, ремесленников, крепостных,
высмеивали чиновников-казнокрадов,
поддавали критике самого царя. К разряду
таких писателей и относится Н.В.Гоголь.
На страницах его произведений мы
встречаем обыкновенных людей, страдавших
от самодержавия, крепостного ярма и
чиновничьего беспредела. Одно из наиболее
известных и уважаемых творений Гоголя
– комедия «Ревизор». Она
была создана с целью поднять острые
социальные вопросы, высмеять отрицательные
черты и пороки системы, найти выход из
сложившейся в России ситуации. Предметами
обсуждения и осмеивания в комедии
является глупость, ничтожество, лесть,
страх градоначальников города N перед
вышестоящим руководством. Комедия
формально разбита на две части – произвол
городничего и его помощников до приезда
ревизора-«Хлестакова» и полное их
бессилие после. Автор очень выразительно
изобразил резкий, мгновенный переход
и изменения в действиях властей уездного
города. Гоголь пытался
воссоздать реальную картину русских
городов в России девятнадцатого века,
когда под прикрытием самого императора
процветала коррупция в высших эшелонах
власти. При Николае Первом этот процесс
достиг апогея: улицы не убираются, суд,
призванный защищать права народа, не
работает, государственные учреждения
превращены или в сарай, или в конюшню.
Градоначальники не обращают внимание
на проблемы людей. Именно эти вопросы
поднял в «Ревизоре» Н.В.Гоголь. Комедия
расходилась по стране со скоростью
света. Впервые в русской литературе
простой люд мог посмотреть на себя со
стороны, увидеть свои недостатки и
пороки, а иногда даже и почерпнуть что-то
новое. Колоссальный успех «Ревизора»,
по-моему, - в ее исключительной
реалистичности. Впервые в русской прозе
так доступно, простым народным языком
описывались чиновничьи изъяны. Комедия
пришлась по душе всей стране, кроме,
разумеется, градоначальников всех
мастей – от маленьких деревушек до
самой столицы. «Ревизор», несмотря на
давнее написание, до сих пор является
классикой и основой русской социальной
комедии, а Н.В.Гоголь – гениальным
мастером иронии и сарказма.