"В "Ревизоре" я решился
собрать в одну кучу все дурное в России,
какое я тогда знал, все несправедливости
и за одним разом посмеяться над всем”
— такова основная цель, которую ставил
перед собой Гоголь. Находясь в преемственной
связи с драматургией Фонвизина,
Грибоедова, Пушкина, комедия "Ревизор”
отличалась масштабностью своего
художественного обобщения и объемностью
проблематики. При помощи смеха, "который
весь излетает из светлой природы
человека”, писатель с высоты творческого
гения отразил "зло своего
времени”. Гоголь не
раз предупреждал: Хлестаков — самый
трудный образ в пьесе. Помотрим, что же
представляет из себя этот герой. Хлестаков
— мелкий чиновник, человек ничтожный,
всеми порекаемый. Его презирает даже
собственный слуга Осип, его может
оттаскать за вихры отец. Он беден и не
способен работать так, чтобы обеспечить
себе хотя бы сносное существование. Он
глубоко недоволен своей жизнью, даже
подсознательно презирает себя. Но
пустота и глупость не позволяют ему
осмыслить свои беды, попытаться изменить
жизнь. Ему кажется, что представься лишь
случай, и все изменится, он перенесется
"из грязи в князи”. Это и позволяет
Хлестакову так легко и непринужденно
чувствовать себя лицом значительным. Мир,
в котором живет Хлестаков, непонятен
ему самому. Он не в силах постичь связь
вещей, представить себе, чем в
действительности заняты министры, как
ведет себя и что пишет его "друг”
Пушкин. Для него Пушкин — тот же Хлестаков,
но счастливее и удачливее. Интересно
то, что и городничий, и его приближенные,
которых нельзя не признать людьми
сметливыми, знающими жизнь, по-своему
неглупыми, ничуть не смущены враньем
Хлестакова. Им тоже кажется, что все
дело в случае: повезло — и ты глава
департамента. Никаких личных заслуг,
труда, ума и души не требуется. Надо лишь
кого-то подсидеть. Разница между ними
и Хлестаковым только в том, что последний
уж откровенно глуп и лишен даже
практической сметки. Будь же он поумнее,
пойми сразу заблуждение городской
верхушки, он начал бы сознательно
подыгрывать. И несомненно бы провалился.
Хитрость, продуманная ложь не провели
бы на мякине внимательного городничего.
Недаром гордится Антон Антонович:
"Тридцать лет живу на службе... мошенников
над мошенниками обманывал. Трех
губернаторов обманул!” Городничий не
мог предположить в Хлестакове лишь
одного — чистосердечия, неспособности
к созидательной, продуманной лжи. А
между тем это одна из основных черт
Хлестакова, делающая его героем "миражной”
интриги. Внутренняя пустота делает его
поведение совершенно непредсказуемым:
в каждый момент он ведет себя так, "как
получается”. Его морили голодом в
гостинице, над ним висела угроза ареста
— и он льстиво молил слугу принести
хоть что-нибудь поесть. Несут обед — и
он прыгает на стуле от восторга и
нетерпения. При виде тарелки супа
Хлестаков забывает о том, как минуту
назад униженно клянчил еду. Он уже вошел
в роль важного господина. Совершенно
справедливо комментирует суть этого
образа Манн, исследователь творчества
Гоголя: "Он, как вода, принимает форму
любого сосуда. У Хлестакова необыкновенная
приспособляемость: весь строй его
чувств, психики легко и непроизвольно
перестраивается под влиянием места и
времени”. Хлестаков
соткан из противоречий. Безумное,
алогичное вранье его, по сути, глубоко
соответствует времени принципиального
алогизма. Хлестаков — фигура
общечеловеческая, но этот тип достиг
апогея в николаевскую эпоху, достойно
и полно иллюстрирует ее, раскрывая
глубинные пороки того времени. Чиновники
прекрасно видят, что он глуп, но высота
чина затмевает любые человеческие
качества. В каждом из
персонажей пьесы немало хлестаковщины.
Таков авторский замысел. Потому Хлестаков
и главный герой, что его черты присущи
каждому человеку в той или иной степени.
Они комичны, лишь собранные воедино и
выставленные на сцене. Самой яркой
иллюстрацией тому служат мечты городничего
о будущей жизни в качестве тестя великого
человека. И он, и Анна Андреевна
представляют себе не просто роскошь,
но такую роскошь, которую унижают их
теперешняя жизнь, их теперешние
знакомства. Антон Антонович рисует
картину: "...Поедешь куда-нибудь —
фельдъегеря и адъютанты поскачут
везде... Хе, хе, хе, вот что, канальство,
заманчиво!” Таким образом, мы видим,
что представления Хлестакова и
Сквозник-Дмухановского о шикарной жизни
в основном совпадают. Ведь хлестаковские
"тридцать пять тысяч одних курьеров”
ничем не отличаются от фельдъегерей и
адъютантов, которые в мечтах городничего
"поскачут везде”. И главное,
Сквозник-Дмухановскии так же рад
выдвинуться над мелкой сошкой и
городничим, представив себя
генералом. Образ
Хлестакова явился гениальным художественным
обобщением Гоголя. Объективный смысл
и значение этого образа состоят в том,
что он представляет собой нерасторжимое
единство "значительности” и ничтожества,
грандиозных претензий и внутренней
пустоты. Хлестаков — это концентрация
черт эпохи в одном человеке. Вот почему
жизнь эпохи отразилась в "Ревизоре”
с огромной силой, а образы гоголевской
комедии стали теми художественными
типами, которые позволяют яснее понять
социальные явления того времени.