Самый яркий образ комедии —
это Хлестаков, тот, кто явился виновником
необычайных событий. Гоголь сразу же
дает понять зрителю, что Хлестаков не
ревизор (предваряя появление Хлестакова
рассказом о нем Осипа). Однако весь смысл
этого персонажа и его отношение к своим
ревизорским "обязанностям"
становятся ясны не сразу. Хлестаков
не переживает по приезде в город никакого
процесса ориентации — для этого ему,
недостает элементарной наблюдательности.
Не строит он никаких планов обмана
чиновников — для этого у него нет
достаточной хитрости. Не пользуется он
сознательно выгодами своего положения,
потому что в чем оно состоит, он и не
задумывается. Только перед самым отъездом
Хлестаков смутно догадывается, что его
приняли "за государственного человека",
за кого-то другого; но за кого именно,
он так и не понял. Все происходящее с
ним в пьесе происходит как бы помимо
его воли. Гоголь писал:
"Хлестаков, сам по себе, ничтожный
человек. Даже пустые люди называют его
пустейшим. Никогда бы ему в жизни не
случилось сделать дела, способного
обратить чье-нибудь внимание. Но сила
всеобщего страха создала из него
замечательное комическое лицо. Страх,
отуманивши глаза всех, дал ему поприще
для комической роли". Хлестакова
сделали вельможей те фантастические,
извращенные отношения, в которые люди
поставлены друг к другу. Но, конечно,
для этого нужны были и некоторые качества
самого Хлестакова. Когда человек напуган
(а в данном случае напуган не один
человек, а весь город), то самое эффективное
— это дать людям возможность и дальше
запугивать самих себя, не мешать
катастрофическому возрастанию "всеобщего
страха". Ничтожный и недалекий
Хлестаков с успехом это делает. Он
бессознательно и потому наиболее верно
ведет ту роль, которой от него требует
ситуация. Субъективно
Хлестаков был прекрасно подготовлен к
этой "роли". В петербургских
канцеляриях он накопил необходимый
запас представлений, как должно вести
себя начальственное лицо. "Обрываемый
и обрезываемый доселе во всем, даже и в
замашке пройтись козырем по Невскому
проспекту", Хлестаков не мог втайне
не примеривать к себе полученного опыта,
не мечтать лично производить все то,
что ежедневно производилось над ним.
Делал он это бескорыстно и бессознательно,
по-детски мешая быль и мечту, действительное
и желаемое. Положение,
в которое Хлестаков попал в городе,
вдруг дало простор для его "роли".
Нет, он никого не собирался обманывать,
он только любезно принимал те почести
и подношения, которые — он убежден в
этом — полагались ему по праву. "Хлестаков
вовсе не надувает; он не лгун по ремеслу;
он сам позабывает, что лжет, и уже сам
почти верит тому, что говорит", —
писал Гоголь. Такого
случая городничий не предусмотрел. Его
тактика была рассчитана на настоящего
ревизора. Раскусил бы он, без сомнения,
и мнимого ревизора, мошенника: положение,
где хитрость сталкивается с хитростью,
было для него знакомым. Но чистосердечие
Хлестакова его обмануло. Ревизора,
который не был ревизором, не собрался
себя за него выдавать и тем не менее с
успехом сыграл его роль, — такого
чиновники не ожидали... А
почему, собственно, не быть Хлестакову
"ревизором", начальственным лицом?
Ведь смогло же произойти в "Носе"
еще более невероятное событие — бегство
носа майора Ковалева и превращение его
в статского советника. Это "несообразность",
но, как смеясь уверяет писатель, "во
всем этом, право, есть что-то. Кто что ни
говори, а подобные происшествия бывают
на свете; редко, но бывают". В
мире, где так странно и непостижимо
"играет нами судьба наша", возможно,
чтобы кое-что происходило и не по
правилам. "Правильной" становится
сама бесцельность и хаотичность. "Нет
определенных воззрений, нет определенных
целей — и вечный тип Хлестакова,
повторяющийся от волостного писаря до
царя", — говорил Герцен.