Гоголь не раз предупреждал:
Хлестаков — самый трудный образ в пьесе.
Посмотрим, что же представляет собой
этот герой. Хлестаков — мелкий чиновник,
человек ничтожный, всеми презираемый.
Его не уважает даже собственный слуга
Осип, может оттаскать за вихры отец. Он
беден и не способен работать так, чтобы
обеспечить себе хотя бы сносное
существование. Он глубоко недоволен
своей жизнью, даже подсознательно
презирает себя. Но пустота и глупость
не позволяют ему осмыслить свои беды,
попытаться изменить жизнь. Ему кажется,
что представься лишь случай, и все
изменится, он перенесется "из грязи в
князи”. Это и позволяет Хлестакову так
легко и непринужденно чувствовать себя
лицом значительным. Мир,
в котором живет Хлестаков, непонятен
ему самому. Он не в силах постичь связь
вещей, представить себе, чем в
действительности заняты министры, как
ведет себя и что пишет его "друг”
Пушкин. Для него Пушкин — тот же Хлестаков,
но счастливее, удачливее. Интересно,
что и городничий, и его приближенные,
которых нельзя не признать людьми
сметливыми, знающими жизнь, по-своему
неглупыми, ничуть не смущены враньем
Хлестакова. Им тоже кажется, что все
дело в случае: повезло — и ты директор
департамента. Никаких личных заслуг,
труда, ума и души не требуется. Надо лишь
помочь случаю, кого-то подсидеть. Разница
между ними и Хлестаковым лишь в том, что
он откровенно глуп и лишен даже
практической сметки. Будь же он поумнее,
пойми сразу заблуждение городской
верхушки, он начал бы сознательно
подыгрывать. И несомненно бы провалился.
Хитрость, продуманная ложь не обманули
бы внимательного городничего. Он бы
нашел слабое место в заранее созданной
выдумке, недаром гордится Антон Антонович:
"Тридцать лет живу на службе; ...мошенников
над мошенниками обманывал. Трех
губернаторов обманул!” Городничий не
мог предположить в Хлестакове лишь
одного — чистосердечия, неспособности
к сознательной, продуманной лжи. А
между тем это одна из основных черт
Хлестакова. Внутренняя пустота делает
его поведение совершенно непредсказуемым:
в каждый данный момент он ведет себя
так, как "получается”. Его морили
голодом в гостинице, над ним висела
угроза ареста — и он льстиво молил слугу
принести хоть что-нибудь поесть. Несут
обед — и он прыгает на стуле от восторга
и нетерпения. При виде тарелки супа
Хлестаков забывает о том, как минуту
назад униженно клянчил еду. Он уже вошел
в роль важного господина. "Ну, хозяин,
хозяин... Я плевал на твоего хозяина!” В
каждом из персонажей пьесы немало
хлестаковщины. Таков авторский замысел.
Потому Хлестаков и главный герой, что
его черты присущи каждому человеку в
той или иной степени. Они комичны, лишь
собранные воедино и выставленные на
сцене. Самой яркой иллюстрацией служат
мечты городничего о будущей жизни в
качестве тестя великого человека:
"...Поедешь куда-нибудь — фельдъегеря
и адъютанты поскачут везде... Хе, хе, хе,
вот что, канальство, заманчиво!” Таким
образом, мы видим, что представления
Хлестакова и Сквозник-Дмухановского о
шикарной жизни в основном совпадают.
Ведь хлестаковские "тридцать пять
тысяч одних курьеров” ничем не отличаются
от фельдъегерей и адъютантов, которые
в мечтах городничего "поскачут везде”.
И главное, Сквозник-Дмухановский также
рад унизить мелкую сошку городничего,
представив себя генералом. Итак,
образ Хлестакова — гениальное
художественное обобщение Гоголя.
Объективный смысл и значение этого
образа состоят в том, что он представляет
собой нерасторжимое единство
"значительности” и ничтожества,
грандиозных претензий и внутренней
пустоты. Хлестаков представляет собой
концентрацию черт эпохи в одном человеке.
Вот почему жизнь эпохи отразилась в
"Ревизоре” с огромной силой, а образы
гоголевской комедии стали теми
художественными типами, которые позволяют
яснее понять социальные явления того
времени.