Время, когда жил и творил
Н.В.Гоголь, было отмечено крупными
общественно-историческими
событиями.
Детские
годы писателя совпали с разгромом
Наполеона в Отечественной войне 1812
года, выходом России на широкую
международную арену. Юношеские годы
Николая Гоголя относятся к периоду,
когда декабристы строили планы
революционного переустройства России,
а затем открыто выступили против
самодержавия и крепостничества. На
литературное поприще Н.В.Гоголь вступил
в пору жестокой политической реакции.
Его творческая деятельность развивается
в 30—40-е годы XIX века, когда правящие
круги Николая I стремились искоренить
всякое свободомыслие, общественную
самостоятельность.
Появление
в 1836 году комедии "Ревизор” приобрело
общественно-важное значение не только
потому, что автор критиковал и высмеивал
пороки и недостатки царской России, но
и потому, что своей комедией писатель
призывал зрителей и читателей заглянуть
в свою душу, задуматься об общечеловеческих
ценностях. Гоголь не разделял идеи
революционного переустройства общества,
но он свято верил в очищающую силу смеха,
верил в торжество справедливости,
которая непременно победит, как только
люди осознают всю гибельность дурного.
Итак, в своей пьесе Н.В.Гоголь ставит
перед собой цель — "смеяться сильно”
над всем, что "достойно осмеяния
всеобщего”.
В комедии
"Ревизор” местом действия автор
избирает маленький провинциальный
городок, от которого "хоть три года
скачи, ни до какого государства не
доедешь”. Героями пьесы Н.В.Гоголь
делает городских чиновников и "лицо
фантасмагорическое”, Хлестакова.
Гениальность автора позволила ему на
примере небольшого островка жизни
раскрыть те черты и конфликты, которые
характеризовали общественное развитие
целой исторической эпохи. Он сумел
создать художественные образы громадного
социального и нравственного диапазона.
Маленький городок в пьесе запечатлел
все характерные черты общественных
отношений того времени Основной конфликт,
на котором построена комедия, заключается
в глубоком противоречии между тем, чем
занимаются городские чиновники, и
представлениями об общественном благе,
интересами жителей города. Беззакония,
казнокрадство, взяточничество — все
это изображено в "Ревизоре” не как
индивидуальные пороки отдельных
чиновников, а как общепризнанные "нормы
жизни”, вне которых власть имущие не
мыслят своего существования. У читателей
и зрителей же ни на минуту не возникает
сомнения в том, что где-то жизнь проходит
по другим законам. Все нормы отношений
'между людьми в городе "Ревизора”
выглядят в пьесе как повсеместные.
Откуда, к примеру, у чиновников такая
уверенность в том, что приехавший из
Петербурга ревизор согласится принять
участие в обеде у городничего, не
откажется брать явные взятки? Да потому,
что они знают это по опыту своего города,
а так ли уж сильно он отличается от
столицы?
Гоголя
занимают не только социальные пороки
общества, но и его нравственное, духовное
состояние. В "Ревизоре” автор нарисовал
страшную картину внутренней разобщенности
людей, способных объединиться лишь на
время под воздействием общего для всех
чувства страха. В жизни людьми руководит
высокомерие, чванливость, угодничество,
стремление занять более выгодное место,
устроиться получше. Люди утратили
представление о подлинном смысле жизни.
Можно грешить, достаточно лишь, подобно
городничему, каждое воскресенье исправно
посещать церковь. Скрыть истинную
сущность своих действий чиновникам
помогает и фантастическая ложь, которая
во многом сродни хлестаковской.
Ляпкин-Тяпкин берет взятки борзыми
щенками и называет это "совсем иным
делом”. В больницах города люди
"выздоравливают, как мухи”. Почтмейстер
вскрывает чужие письма лишь потому, что
"смерть любит узнать, что есть нового
на свете”.
Н.В.Гоголь
не случайно полностью переиначивает
традиционную сценическую завязку и
развитие сюжета в своей пьесе, говоря,
что "не более ли теперь имеют электричества
чин, денежный капитал, выгодная женитьба,
чем любовь?”. Истинные ценности
человеческой натуры для чиновников
города заменены представлениями о чине.
Смотритель училищ Хлопов, скромный
титулярный советник, откровенно
признается, что если с ним говорит
кто-либо выше чином, так у него "и души
нет, и язык как в грязь завязнул”. Именно
благоговейный страх перед "значительным
лицом” приводит к тому, что чиновники,
прекрасно понимающие всю пустоту и
глупость Хлестакова, изображают полнейшее
почтение, и не только изображают, но и
действительно испытывают
его.
Характеризуя
свою пьесу "Ревизор” как комедию
общественную, Н.В.Гоголь неоднократно
подчеркивал глубокое обобщающее
содержание ее образов. Безнаказанный
произвол городничего, тупая исполнительность
Держиморды, ехидное простодушие
почтмейстера — все это глубокие
социальные обобщения. Каждый из персонажей
комедии символизирует определенный
диапазон человеческих качеств, позволяя
автору показать, насколько измельчал
современный человек, насколько не
осталось в нем представлений о героике
и благородстве.
Огромной
творческой удачей писателя можно считать
и образ Хлестакова, которого автор не
случайно считал главным героем
произведения. Именно Хлестаков наиболее
полно выразил суть эпохи, в которой
отсутствует нормальная человеческая
логика, в которой о человеке судят не
по его душевным качествам, а по его
общественному положению. А чтобы занять
высокое положение, достаточно лишь
случая, который выведет тебя "из грязи
в князи”, не надо прилагать никаких
усилий, заботиться об общественном
благе.
Таким образом,
можно утверждать, что, выведя в комедии
обобщенные типы людей и отношений между
ними, Н.В.Гоголь смог с огромной силой
отразить в произведении жизнь современной
ему России. Вдохновляемый идеями высокого
призвания человека, писатель выступил
против всего низкого, порочного и
бездуховного, против падения общественных
норм и человеческой морали. Огромное
общественное значение пьесы заключается
в силе ее воздействия на зрителей,
которые должны осознать, что все виденное
ими на сцене происходит вокруг них и в
реальной жизни.