Сатира на чиновничью Русь в комедии Гоголя «Ревизор»
Сатира на чиновничью Русь в комедии Гоголя «Ревизор»
Комедия Н. В. Гоголя "Ревизор”
— замечательное реалистическое
произведение, в котором раскрыт мир
мелкого и среднего чиновничества России
второй четверти XIX века. Сам Гоголь так
писал о замысле этой комедии: "В
"Ревизоре” я решился собрать в одну
кучу все дурное в России, какое я тогда
знал... и за одним разом посмеяться над
всем”. Комедия вводит
читателя и зрителя в мир тихого
провинциального городка, откуда "хоть
три года скачи, ни до какого государства
не доедешь”. Размеренное течение жизни
в городе взрывает "пренеприятное
известие” о приезде тайного ревизора,
о чем в начале пьесы сообщает городничий
своему окружению. Задуманный Гоголем
сюжет позволил ему глубоко раскрыть
пороки, поразившие провинциальную
чиновничью среду. Узнав
о предстоящем визите государственного
инспектора, все чиновники города тут
же направляют свои усилия на соблюдение
внешней благопристойности. Мы видим,
что ни одно из распоряжений городничего
в связи с приездом ревизора не содержит
ничего дельного по существу — все
направлено лишь на соблюдение внешних
приличий. Поэтому вместо того чтобы
заниматься решением насущных задач
города, чиновники направляют свои усилия
на наведение "порядка” (снятие
охотничьего арапника, висевшего в
присутствии, уборки улицы, по которой
поедет ревизор). "Насчет же внутреннего
распоряжения и того, что называет в
письме Андрей Иванович грешками, я
ничего не могу сказать. Да и странно
говорить: нет человека, который бы за
собою не имел каких-нибудь грехов. Это
уж так самим Богом устроено”, — говорит
городничий. На примере
городничего Гоголь полно раскрывает
"все дурное”, что характеризовало
чиновника того времени. По-моему, Гоголь
очень емко охарактеризовал этот персонаж
комедии, сказав, что городничий "более
всего озабочен тем, чтобы не пропустить
того, что плывет в руки”. Это не
какой-нибудь глуповатый чиновник.
Городничий — человек здравого смысла,
хитрый и расчетливый во всех делах,
аферах и мошенничествах. Он чувствует
себя в городе полновластным хозяином.
Возглавляя целую "корпорацию разных
служебных воров и грабителей”, городничий
считает взяточничество вполне нормальным
явлением. Например, он за взятку освободил
от рекрутчины сына купчихи, отдав вместо
него в солдаты мужа слесарши
Пошлепкиной. Для
городничего не существует никаких
моральных и других ограничений: он может
праздновать именины два раза в год,
чтобы получить больше поборов с купцов,
он кладет себе в карман деньги, отведенные
на строительство церкви, представив
отчет о том, что она "начала строиться,
но сгорела”. Не считаясь с простым
людом, "купечеством да гражданством”,
городничий совсем иначе ведет себя с
"ревизором” Хлестаковым. Он заискивает
перед ним, угождая на каждом шагу. И
умудряется "ввернуть” ему вместо
двухсот рублей четыреста. Сатира
Гоголя также безжалостна и к окружению
городничего. В каждом из чиновников
автор подчеркивает какую-нибудь
особенность, создавая тем самым
индивидуальные портреты. Например,
судья Ляпкин-Тяпкин за всю свою жизнь
прочел пять или шесть книг и "поэтому
несколько вольнодумен”. "Образованность”
судьи позволяет ему держаться независимо
с городничим, и, что еще важнее, —
подводить под взяточничество "идейное
обоснование”. Попечитель богоугодных
заведений Земляника, "человек толстый,
но плут тонкий”, нагло обворовывает
больных, о которых, напротив, должен бы
заботиться. Но он не утруждает себя:
"Человек простой: если умрет, то и так
умрет; если выздоровеет, то и так
выздоровеет”. Смотритель уездных училищ
Хлопов — насмерть запуганный человек,
испытывающий трепет перед одним только
именем начальника. "Заговори со мной
одним чином кто-нибудь повыше, у меня
просто и души нет, и язык как в грязь
завязнул”, признается Лука Лукич. Ничуть
не лучше этих персонажей "простодушный
до наивности человек” почтмейстер
Шпекин, познающий жизнь из вскрываемых
им чужих писем. Комедия
знакомит читателя не только с чиновниками
уездного города, но и с мелким петербургским
чиновником Хлестаковым, которого приняли
за тайного ревизора. Этот персонаж
отличается стремлением казаться "чином
повыше” и способностью "блистать среди
себе подобных при полной умственной и
духовной пустоте”. "Микроскопическая
мелкость и гигантская пошлость” — так
определил В. Г. Белинский основные черты
хлестаковщины, характеризующие
чиновничество России того времени.
Вначале Хлестаков не понимает, за кого
его принимают, и наслаждается "приятностью”
своего нового положения. Он сочиняет
небылицы о своем высоком положении в
Петербурге, что называется, пускает
пыль в глаза. Причем, как пишет Гоголь,
Хлестаков "не лгун по ремеслу; он сам
позабывает, что лжет, и уж сам почти
верит тому, что говорит”. Именно Хлестаков
— идеал человека в своем обществе -—
стал самым ярким образом чиновника того
времени, символом эпохи. Все
созданные Гоголем в комедии "Ревизор”
образы чиновников воплощают типичные
черты, характерные для государственных
служащих николаевской России. Помимо
пошлости и двуличия, они отличаются
крайне низкой образованностью —
Хлестаков выдает себя за писателя,
создавшего роман "Московский телеграф”.
На самом деле так назывался известный
общественно-литературный журнал. Но
столь очевидная нелепость осталась
незамеченной в среде уездного
чиновничества. Объединяют основных
персонажей комедии и их занятия —
попойки, картежные игры и сплетни. К
тому же, как видим, никого из них нельзя
назвать честным человеком, который
трудится на благо своей родины, что,
собственно, и является целью государственной
службы. Сатира Николая
Васильевича Гоголя направлена на то,
чтобы показать истинное лицо чиновничьей
России и тем самым попытаться что-либо
изменить. Сам Гоголь говорил о комедии
"Ревизор” как о произведении, "замышленном
с целью произвести доброе влияние на
общество”. Мне кажется, что писателю
это удалось. Комедия сразу же стала
одним из самых популярных произведений
своего времени, что говорит о близости
к жизни описанных в ней событий и
реалистичности персонажей.