Сатира на чиновничью Русь в комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»
Сатира на чиновничью Русь в комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»
Вспомним, когда была написана
комедия "Ревизор”: мрачная эпоха
Николая I, действует система доносов и
сыска, распространены частые инспекторские
наезды "инкогнито”. Сам Гоголь замысел
произведения определил так: "В "Ревизоре”
я решился собрать в одну кучу все дурное
в России, какое я тогда знал... и за одним
разом посмеяться над всем”. "Ревизор”
стал комедией, где были выведены на
сцену истинно русские характеры, были
вскрыты общественные пороки. Взяточничество,
казнокрадство, лихоимство, распространенные
среди правительственных чиновников,
были с такой силой и убедительностью
показаны Гоголем, что его "Ревизор”
приобрел силу исторического
документа. Итак, перед
нами уездный городок, откуда "хоть три
года скачи, ни до какого государства не
доедешь”. В этом городе, который писатель
назвал однажды "сборным городом всей
темной стороны”, есть все — как в
маленьком государстве. Здесь и юстиция,
и просвещение, и почта, и здравоохранение,
и своего рода социальное обеспечение
(в лице попечителя богоугодных заведений)
и, конечно, полиция. Гоголевский
город представляет собой "пирамиду”:
на вершине ее, как маленький царек,
восседает городничий. Есть в городе и
свой бомонд, и свое дамское общество, и
свое общественное мнение, и свои
поставщики новостей в лице помещиков
Бобчинского и Добчинского. А внизу, под
пятой чиновников и полицейских, течет
жизнь простого народа. Город
живет невиданно напряженной жизнью, он
взволнован необычайным событием. Это
событие — ожидание, прием и проводы
ревизора. В отношении к ревизору
поставлены все персонажи комедии. Забота
встревоженных властей направлена на
соблюдение внешних приличий, внешней
благопристойности. Ни одна из тех
рекомендаций, которые дает городничий
чиновникам насчет мер предосторожности
в связи с ожиданием ревизора, не относится
к существу вверенного им дела: речь идет
только о принятии мер для соблюдения
благообразия. Гоголь
подчеркивает, что главной и единственной
моралью господствующего режима являлось
лишь внешнее приличие: любую болезнь,
любую язву можно "в сапог — и никто не
увидит”. Важно только одно: надеть
чистые колпаки на все болезни и язвы.
Равнодушие, презрение к людям, к
человеческим жизням и страданиям лежат
в основе такой морали. Если приличие
требует, чтобы в больнице было меньше
больных, пусть они "как мухи
выздоравливают”. О
внутренней сущности дел правители
города и не думают беспокоиться:
"порядок”, при котором процветает
грабеж, насилие, никакой ревизии не
будет подвергнут. И городничий, и
чиновники твердо знают, что нужно делать
в связи с прибытием ревизора. Нужно
давать взятки, задабривать, пускать
пыль в глаза. Чиновники
города спешно производят кое-какие
внешние улучшения (типа снятия арапника,
висевшего в присутствии, или уборки
улицы, по которой поедет ревизор). "Насчет
же внутреннего распоряжения, — объясняет
городничий, — и того, что называет в
письме Андрей Иванович грешками, я
ничего не могу сказать. Да и странно
говорить: нет человека, который бы за
собою не имел каких-либо грехов. Это уж
так самим Богом устроено”. Гоголевская
"ситуация ревизора” раскрывает всю
глубину натуры человека, весь строй его
чувств. В чрезвычайных обстоятельствах,
когда, говоря словами городничего, "дело
идет о жизни человека”, каждый характер
раскрывается глубоко. Так,
городничий — человек, "созданный
обстоятельствами”, воплощение здравого
смысла, ловкости, хитрого расчета во
всех делах, во всех аферах и мошенничествах.
По словам Гоголя, он "более всего
озабочен тем, чтобы не пропустить того,
что плывет в руки”. Ему вверен город, и
он распоряжается в нем полновластно,
возглавляя целую "корпорацию разных
служебных воров и грабителей”. Он
считает взяточничество вполне естественным
явлением, ограничиваемым только чином
и общественным положением взяточника.
"Смотри! Не по чину берешь!” — говорит
он квартальному. Не
брезгуя ничем, городничий предпочитает,
однако, скрывать крупные куши: он спокойно
кладет себе в карман деньги, отпущенные
на строительство церкви, представив
рапорт, что она "начала строиться, но
сгорела”. Пренебрежительно относясь
к народу, "купечеству да гражданству”,
он совсем иначе ведет себя с "ревизором”
Хлестаковым, заискивая перед ним,
стараясь завоевать его расположение.
При этом у городничего раскрываются
незаурядные "дипломатические
способности”: угодничая перед
"государственной особой”, он ловко
"ввертывает” Хлестакову вместо двухсот
рублей четыреста, а затем подпаивает
его за завтраком с целью выведать
истину. Связанные
круговой порукой, чиновники города
неповторимы в своих индивидуальных
особенностях. Например, судья Ляпкин-Тяпкин
известен "вольтерьянством”. За всю
жизнь он прочел пять или шесть книг и
"поэтому несколько вольнодумен”,
позволяет себе держаться независимо
даже с городничим. Он подводит под свое
взяточничество "идейное обоснование”:
"Я говорю всем открыто, что беру взятки,
но чем?.. борзыми щенками. Это совсем
иное дело”. Интересен
также Земляника, попечитель богоугодных
заведений. Он цинично относится к
вверенному ему делу, презирает бедный
люд, нисколько не смущаясь замечаниями
городничего о недостатках в больнице:
"Чем ближе к натуре, тем лучше, — лекарств
дорогих мы не употребляем. Человек
простой: если умрет, то и так умрет; если
выздоровеет, то и так выздоровеет”. В
этих словах и жестокость, и равнодушие
к судьбе людей, и готовое оправдание
того, что он попросту обворовывает
больных. По выражению Гоголя, Земляника
— "человек толстый, но плут
тонкий”. Смотритель
училищ Лука Лукич Хлопов — воплощение
полнейшего духовного ничтожества,
робости и смирения. В его характере
выражены типичные для николаевского
чиновничества черты: постоянный трепет
и страх при одном имени начальства. Сам
он признается в этом: "Заговори со мной
одним чином кто-нибудь повыше, у меня
просто и души нет, и язык как в грязь
завязнул”. Еще один
чиновник — почтмейстер Шпекин, черпающий
свои представления о мире из чужих
писем, которые он вскрывает. Однако его
словарный запас все равно беден. Вот,
например, место из письма, кажущееся
ему особенно прекрасным: "Жизнь моя,
милый друг, течет... в эмпиреях: барышень
много, музыка играет, штандарт
скачет...”. Каждый из
созданных Гоголем образов своеобразен
и индивидуален, но все вместе они создают
облик чиновничества как аппарата,
управляющего страной. И вот все эти
провинциальные чиновники полностью
раскрывают себя перед мнимым
ревизором. Хлестаков
— гениальное открытие Гоголя. В нем
есть стремление казаться "чином повыше”
и способность "блистать среди себе
подобных при полной умственной и духовной
пустоте”. По выражению В.Г.Белинского,
"микроскопическая мелкость и гигантская
пошлость” — черты, выражающие сущность
"хлестаковщины” и свойственные
чиновничеству России того
времени. Хлестаков в
начале даже не догадывается, за кого
его принимают. Он живет настоящей минутой
и всецело отдается "приятности” нового
положения. И его главное качество —
стремление порисоваться, пустить пыль
в глаза — проявляется в полную меру. Он
вдохновенно сочиняет небылицы о своем
положении в Петербурге. По замыслу
Гоголя, Хлестаков "не лгун по ремеслу;
он сам позабывает, что лжет, и уж сам
почти верит тому, что говорит”. Маленький
чиновник, он чувствует особенное
удовольствие, изображая строгого
начальника, "распекающего”
других. Все, что
рассказывает Хлестаков о петербургском
высшем обществе, все картины блестящей
жизни, развертываемые им, — все
соответствует самым заветным мечтам и
стремлениям городничих, земляник,
шпекиных, добчинских, их представлениям
о "настоящей” жизни. Иван Александрович
Хлестаков — это сама душа всего чиновного
николаевского лакейства и идеал человека
в этом обществе. Таким
образом, хлестаковщина — это оборотная
сторона общественной системы, основанной
на взятках, казнокрадстве, чинопочитании,
ее неизбежное следствие. В
финале комедии, знаменитой немой сцене,
выражена мысль Гоголя о грядущем
возмездии, надежда на торжество
справедливости и закона в лице настоящего
ревизора. Гоголь
надеется на то, что голос сатиры, сила
насмешки, благородство юмора смогут
сделать из городничих и держиморд людей.
Злые на первый взгляд строки его комедии
были продиктованы любовью к России и
верой в нее. Смеясь над отрицательными
явлениями жизни, Гоголь заставляет
читателя задуматься над ними, понять
причины, весь ужас этих явлений и
постараться избавиться от них. Вот
почему произведения Гоголя актуальны
и по сей день.