Алекса́ндр Мо́нти (англ. Monty Alexander), амер. джазовый музыкант, известный пианист, соединивший в своём творчестве американский джаз, традиционную ямайскую музыку и популярные мотивы. Влияние на работы Александра Монти оказали такие пианисты, как Арт Тэйтум, Оскар Питерсон и Эрролл Гарнер.
Родился в День Д в Кингстоне, Ямайка. Открыл для себя пианино в возрасте четырёх лет, в шесть лет взял первые профессиональные уроки, однако в основном его обучение оставалось самостоятельным. С 14 лет А. начал выступления в клубах, работал сессионным пианистом, в частности с группой Clue J & His Blues Blasters, одной из первых групп, которая начала играть в стиле ска. В 16 лет А. увидел в Кингстоне выступление Луи Армстронга и Нэт Кинг Коула. Музыка мэтров джазовой сцены оказала на молодого музыканта большое влияние, и он создал небольшой танцевальный оркестр (Monty and the Cyclones), с которым он продолжил локальные выступления. Вместе с тем, продолжалась его работа сессионника: так, он работает с музыкантами, которые впоследствии стали известны в мире как группа The Skatalites.
В конце 1961 года А. с семьёй перебрался в Майами, Флорида и продолжил сессионную работу, разъезжая по стране с разными коллективами. Менее чем через два года во время выступления с оркестром Арт Монея в Лас-Вегасе, пианист попался на глаза некоему Джилли Риццо, известному энтертаймеру и владельцу клуба в Нью-Йорке, и что важно, по совместительству давнему другу Фрэнка Синатры. С этого времени пианист работал в клубе Джилли, аккомпанируя многим музыкантам, в том числе и Синатре. Фрэнк Синатра отозвался о музыканте, как: «Этот парень подобен взрывчатке». Там, в клубе, музыкант познакомился с вибрафонист Милтом Джексоном, который в свою очередь познакомил А. с уже легендарным контрабасистом Рэем Брауном. Два джазовых гиганта вывели молодого пианиста на большую джазовую сцену, и в 1964 году он записал в 20-летнем возрасте свой первый альбом Alexander the Great, а впервые записался с соул-фанк-оркестром Леса Мак-Кэнна ещё в 1963 году.
В шестидесятые годы А. активно гастролирует, выступая как в маленьких клубах, так и в концертных залах и на джазовых фестивалях. В число поклонников его музыки вошли такие величины как Дюк Эллингтон, Каунт Бэйси и Майлз Девис. В дальнейшем, до середины 70-х музыкант записывался и выступал с совершенно различными музыкантами: с его давними коллегами Милтом Джексоном и Рэем Брауном, певицей Эрнестин Андерсон, гитаристами Джимми Гриффином и Эрнестом Рэнглином, а также с музыкантами, работавшими с Оскаром Питерсом: барабанщиком Эдом Тигпеном, гитаристом Гербом Эллисом.
В 1975 году А. собрал собственное трио, в состав которого помимо пианиста вошли басист Джон Клейтон и барабанщик Джефф Гамильтон. В 1990-е годы музыкант, помимо творчества в джазе, работал в реггей, собрав группу и выпустив с ней несколько альбомов. В 2000-е годы, продолжая работу в составе трио, музыкант аранжирует вместе с ямайскими музыкантами песни Боба Марли и выпускает очередной трибьют Нэт Кинг Коула. Надо отметить, что А. аккомпанировал Натали Кинг Коул, дочери Нэта Кинг Коула, на альбоме его трибьютов Unforgettable 1991 года, и этот альбом получил Грэмми в семи номинациях.
В 2011—2012 годах А. празднует 50-летие своей карьеры и представил альбом The Full Monty, который демонстрирует всё многообразие музыкального таланта: на диске содержатся как сольные выступления пианиста и его работы в составе трио, так и трибьюты Нэт Кинг Коула и Фрэнка Синатры.
А., будучи наиболее известным как джазовый пианист, всю свою карьеру пробовал себя в различных стилях. Наряду с реггей и ска, которые близки музыканту по рождению, работой с исполнителями популярной музыки, пианист, например представил собственную аранжировку Голубой рапсодии Джорджа Гершвина, которая была исполнена в сопровождении симфонического оркестра Бобби МакФеррина, записывал саундтрэки к фильмам.
Критики определяют А. как музыканта с блестящей техникой, динамичного и темпераментного, предпочитающего записи в студии живое исполнение, в котором ярко раскрывается его талант и мастерство, а также умение находить контакт с аудиторией. Во время студийных записей музыкант стремится достичь предельной точности, аккуратности, чистоты звука, нередко в ущерб импровизационной непосредственности и свободе музыкального выражения.
Дискография:
Estate (1963; Arco)
Alexander the Great (1965; Pacific Jazz)
Monty Alexander (1965, PolyGram)
Spunky (1965)
Zing! (1967; RCA)
This Is Monty Alexander (1969; Universal Distribution)
Taste of Freedom (1969; Verve)
Here Comes The Sun (1971; MPS)
We’ve Only Just Begun (1973; MPS)
Perception (1974; MPS)
Rass! (c Эрнестом Рэнглином) (1974; MPS)
Love & Sunshine (1974; MPS)
Now Is the Time (1974; Pausa Records)
Unlimited Love (1975; MPS)
Live! Montreux Alexander (1976; MPS)
Love & Sunshine (1976; MPS)
Monty Strikes Again (1976; MPS)
Cobilimbo (c Эрнестом Рэнглином) (1977; MPS)
Live in Holland (1977; Emarcy)
Jamento: The Monty Alexander 7 (1978; Original Jazz Classics)
Estade (1978; MPS)
So What? (1979; The Black & Blue Sessions)
The Way It Is (1979 — записан в 1976; MPS)
Facets (1979; Concord Jazz)
Monty Alexander in Tokyo (1979; Original Jazz Classics)
Ivory & Steel (1980; Concord Jazz)
Just Friends (1980; Pausa Records)
Trio (1980; Hi-Res)
Fingering (1980; Atlas)
Monty Alexander — Ernest Ranglin (1981; MPS)
Overseas Special (1982; Concord Jazz)
Triple Treat, Vol. 1 (1982; Concord Jazz)
Duke Ellington Songbook (1983; MPS)
Reunion in Europe (1984; Concord Jazz)
Full Steam Ahead (1985; Concord Jazz)
River (1985; Concord Jazz)
Li’l Darlin (1986; Lob)
Threesome (1986; Concord Jazz)
Triple Treat Vol. 2 (1987; Concord Jazz)
Ivory & Steel (1988),
Triple Treat Vol. 3 (1989; Concord Jazz)
The River (1990; Concord Jazz)
Live in Holland (1992; Emarcy)
Carbbean Circle (1993; Chesky)
Saturday Night' (1993; Lime Tree Records)
Steamin' (1995; Concord Jazz)
Maybeck Recital Hall Series, Vol. 40 (1994; Concord Jazz)
Yard Movement (1996; PolyGram)
To Nat With Love (1995; Mastermix)
Ivory and Steal (1996; Concord Picante)
Facets (1996; Concord) — с Рэем Брауном и Джеффом Гамильтоном
Overseas Special (1996; Concord)- с Рэем Брауном и Эллисом Гербом
Echoes of Jilly’s (1996; Concord)
Reunion in Europe (1996; Concord) — с Джо Клэйтоном и Джеффом Гамильтоном
The Concord Jazz Heritage Series (1998; Concord Jazz)
Stir it up — The music of Bob Marley (1999; Telarc)
Threesome (1999; Soul Note) — с Грэди Тэйт и & Нильсом Педерсеном
Ballad Essentials (2000; Concord Jazz)
Island Grooves (2000; Concord Jazz)
Monty Meets Sly & Robbie (2000; Telarc)
Look Up (2001; Telarc)
Triple Treat (2001; Concord Jazz)
Goin' Yard (2001; Telarc)
Many Rivers to Cross (2001; Meldac)
Caribbean Duet (2001; Sound Hills) — с Майклом Сардаби
My America (2002; Telarc)
Triple Scoop (2002; Concord Jazz) — с Рэем Брауном и Эллисом Гербом
Rhapsody In Blue (2002; Concord Jazz)
Pure Imagination (2002; Recall)
Jamboree (2003; Concord Jazz)
Straight Ahead (2003; Concord Jazz)- с Рэем Брауном и Эллисом Гербом
Impressions in Blue (2002; Telarc)
Steaming Hot (2004; Concord Records)
Zing (2004; BMG)
In Tokyo (2004; Fantasy Records)
Rocksteady (2004; Telarc) — c Эрнестом Рэнглином
Live at the Iridium (2005; Telarc)
Jazz Calypso (2005; JVC)
Solo (2005; Jeton)
Concrete Jungle: The Songs of Bob Marley (2005; Telarc)
The Way It Is (2005; Telarc)
The Good Life: Monty Alexander Plays the Songs of Tony Bennett (2008; Chesky)
Taste of Freedom (2008; Universal Japan)
Calypso Blues: The Songs of Nat King Cole (2009; Chesky)
Harlem — Kingston Express Live! (2011; Motéma Music